12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Александра Игоревна29
Россия, Самарская обл., Тольятти
3

Методическая разработка «Алгоритм написания дополнительной общеобразовательной программы»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ Г. О. ТОЛЬЯТТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

 

Методическая разработка

«Алгоритм написания дополнительной общеобразовательной программы »

 

 

Автор: методист

Хороших Александра Игоревна

Тольятти 2017

Хороших А.И., Алгоритм написания дополнительной общеобразовательной программы. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования

Пособие предназначено для педагогов, планирующих написание дополнительной программы по своему виду деятельности. В нем излагаются структурные элементы программы, рассматриваются вопросы оформления и т.д.

Материал изложен таким образом, что для разрешения возникших вопросов достаточно ознакомиться с соответствующим разделом. - г. Тольятти, МБОУДО «ДДЮТ», 2017. - 22 с. Верстка и дизайн: Хороших А.И., методист МБОУДО «ДДЮТ»

Дизайн :

Хороших Александра Игоревна, методист МБОУДО «ДДЮТ»

Содержание

Введение…………………………………………………………4

Пояснительная записка………………………………………..6

Учебно-тематический план……………………………………16

Содержание программы……………………………………….17

Методическое обеспечение…………………………………….18

Список литературы……………………………………………..20

Календарно-тематический план……………………………….21

Введение

Любое учреждение, где занимаются обучением и воспитанием детей, должно работать по программе. Это касается не только общеобразовательных школ и детских садов, но и различных кружков, секций и студий. Принцип вариативности педагогического процесса допускает применение различных программ, в том числе авторских и адаптированных. Они должны соответствовать российскому законодательству. Кроме того, любую программу необходимо оформить в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Министерством образования.

Образовательная программа – это нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса.

Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании": «… В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

- общеобразовательные (основные и дополнительные),

- профессиональные (основные и дополнительные).

 Классификация дополнительных общеобразовательных программ

- адаптированная,

- авторская.

Критерием выделения данных видов программ является уровень (степень) творческого участия педагога в процессе разработки программы.

Адаптированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) либо авторская программы, но измененная (на треть и более) с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности. Коррективы вносятся в программу самим педагогом, но при этом не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, структуры занятий, присущих исходной программе.

Адаптированная программа должна быть утверждена педагогическим (методическим) советом образовательного учреждения и подписана его руководителем.

Авторская программа – это программа, обладающая оригинальностью и обязательно – новизной. Она полностью создана педагогом и принадлежит ему на правах интеллектуальной собственности. Как правило, это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо вариант собственного подхода автора к традиционным темам.

Как и адаптированная, авторская программа должна быть утверждена педагогическим (методическим) советом образовательного учреждения и подписана его руководителем.

Официально статус авторской, как правило, присваивается программе после получения рецензии.

Цель методической разработки: сформировать понятие о требованиях к составлению и оформлению дополнительной общеобразовательной программы. Данные методические рекомендации призваны помочь педагогу осмыслить свой накопленный опыт и грамотно изложить его в программе в соответствии с требованиями Министерства образования РФ.

 

Алгоритм написания

дополнительной общеобразовательной программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

Содержит краткую характеристику предмета или вида деятельности, некоторая обоснованность для чего нужна программа.

Направленность дополнительной программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Название» ... направленности создана для развития...Функциональное назначение программы – общеразвивающее.

Направленности: художественная, техническая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая

Новизна

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предполагает:

 новое решение проблем дополнительного образования;

 новые методики преподавания;

 новые педагогические технологии в проведении занятий;

 нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

Актуальность

Актуальность программы – это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.

Актуальность может базироваться:

 на анализе социальных проблем;

 на материалах научных исследований;

 на анализе педагогического опыта;

 на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;

 на современных требованиях модернизации системы образования;  на потенциале образовательного учреждения;

 на социальном заказе муниципального образования и других факторах.

Вопросы-ориентиры:

Какова причина, побудившая создать программу?

Что отличает Вашу идею от других?

Чем обосновывается новизна и актуальность для страны, конкретного региона, учреждения?

Педагогическая целесообразность.

Подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

Цель

Предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и детей.

Формулировка цели должна отражать позитивное изменение личности ребёнка, а не то, чему его хотят научить. При формулировке цели обратите внимание на раздел Требований: «Содержание образовательных программ должно быть направлено на…», это поможет Вам грамотно определить цель реализации программы.

Задачи

 обучающие, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;

 развивающие, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;

 воспитательные, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.

Формулировка цели и задач должна быть простой, понятной, конкретной, реальной и проверяемой.

Цель и задачи должны быть связаны между собой и подтверждать заявленные Вами новизну, актуальность и педагогическую целесообразность.

Педагог должен осмысленно относиться к формулировке ключевого слова, которое определяет качество конечного результата обучения: научить или учить, приобщить или приобщать и т.д.

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы:

Глаголы: способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, обучить, сформировать, обеспечить, поддержать, расширить, углубить, познакомить, предоставить возможность и т.д.

Существительные: помощь, развитие, приобщение, воспитание, обучение, формирование, обеспечение, поддержка, расширение, углубление, знакомство, предоставление возможности и т.д.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.

Прежде всего, педагог должен указать, какая программа была им изучена, что он из неё взял частично или полностью (содержание, методику, организацию учебно-воспитательного процесса). О предметной и методической грамотности педагога говорят ссылки на труды и фамилии учёных, ведущих специалистов по профилю программы.

Вопросы-ориентиры:

Чем не устраивают Вас имеющиеся программы данной направленности?

На решение какой проблемной ситуации направлена Ваша программа?

Что Вы предложили как автор программы?

Предусматривает ли программа возможность интеграции с другими программами?

На каких теоретических положениях основывается Ваша разработка?

Что нового привнесли в обеспечение связи обучения с жизнью?

Возраст обучающихся

Большинство педагогов в своих программах указывают возраст детей 6-18 лет, но ни в учебно-тематическом плане, ни в содержании ничего не говорится о дифференцированном обучении. Не может ребёнок 6 лет усваивать учебный материал на уровне 18-летнего, а 18-летнему неинтересно обучаться на уровне 6-летнего ребёнка. Поэтому педагоги, во-первых, должны определить доминирующий возраст и уровень образования (дошкольный, начального-, основного-, среднего общего образования) и именно его указывать, а для нескольких детей 6 или 18-летнего возраста разработать дополнение к программе. В программе должна присутствовать таблица с указанием возрастных психологических особенностей.

Сроки реализации.

Указать срок реализации программы, сколько лет и количество часов.

Например: Программа реализуется за 2 учебных года, в количестве 72 учебных часа в год.

Формы обучения: очная или дистанционная.

Формы организации деятельности

Возможные формы организации деятельности обучающихся на занятии: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Занятие по типу может быть комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, лабораторным, контрольным, репетиционным, тренировочным и др.

акция

круглый стол

сбор

аукцион

круиз

семинар

бенефис

лабораторное занятие

сказка

беседа

эвристическая лекция

смотрины

вернисаж

мастер-класс

соревнование

Викторина

«мозговой штурм»

спектакль

встреча с интересными людьми

наблюдение

студия

выставка

олимпиада

творческая встреча

галерея

открытое занятие

творческая мастерская

гостиная

посиделки

творческий отчет

диспут, дискуссия, обсуждение

поход

тренинг

занятие-игра

праздник

турнир

защита проектов

практическое занятие

фабрика

игра деловая

представление

фестиваль

игра-путешествие

презентация

чемпионат

игра сюжетно-ролевая

производственная бригада

шоу

игровая программа

профильный лагерь

экзамен

класс-концерт

поход

экскурсия

КВН

размышление

экспедиция

конкурс

рейд

эксперимент

консультация

репетиция

эстафета

конференция

ринг

ярмарка

концерт

салон

и другие


 

Режим занятий.

Режим занятий составляется в соответствии с Сан ПИНом.

Указывается количество часов в неделю.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Педагогу необходимо вернуться к цели и задачам программы и на основе их спрограммировать ожидаемые результаты. Таковыми могут быть изменения в познавательных интересах и профессиональных намерениях, в психологических умениях и навыках, в изменении соотношения между репродуктивной и продуктивной деятельностью учащихся, в появлении стремления к творчеству и в овладении приёмами творческой деятельности и пр.

Ожидаемые результаты должны иметь следующие пункты:

Предметные, метапредметные, личностные результаты

Предметные результаты должны быть соотнесены с обучающими задачами и сформулированы в соответствии с требованиями к знаниям и умениям, приобретенными учащимся в процессе каждого года обучения по программе. Личностные результаты следует соотнести с воспитательными задачами и перечислить качества личности, которые могут развиваться у учащихся в ходе занятий. Метапредметные результаты соотносятся с развивающими задачами.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета.

У обучающихся будут сформированы:

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других;

нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося, способного к самоконтролю и имеющего чувство личного достоинства, а также ответственно относящегося к организации театральной деятельности)

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности.

У обучающихся сформированы действия:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

анализировать причины успеха/неуспеха;

пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей;

У обучающихся сформированы действия:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

работать в группе, управлять поведением партнера;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

договариваться о распределении функций в совместной деятельности, приходить к общему решению;

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета.

Обучающиеся будут знать:

основные термины, применяемые в предмете;

основы…..

Обучающиеся научатся:

методике проведения………;

методике проведения научно…………;

методике подготовки и проведения ………….

Формы подведения итогов.

Это выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачетов, взаимозачетов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия обучающихся в мероприятиях, защиты проектов, решения задач поискового характера и т.д.

Контроль результативности обучения.

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Вводный контроль

В начале учебного года

Определение уровня развития детей, их творческих способностей

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

Текущий контроль

В течение всего учебного года

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа

Промежуточный контроль

По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, полугодия.

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения.

Выставка, конкурс, концерт, фестиваль, праздник, соревнование, творческая работа, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тестирование, анкетирование

Итоговый контроль

В конце учебного года или курса обучения

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение.

Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Выставка, конкурс, фестиваль, праздник, концерт, соревнование, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, экзамен, защита рефератов, взаимозачет, игра-испытание, переводные и итоговые занятия, эссе, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, анкетирование и др.

Формы подведения итогов.

Некоторые формы подведения итогов – например: опрос, зачет, экзамен, олимпиада, игра-испытание, взаимозачет, эссе контрольное занятие, концерт, самостоятельная работа, выставка, защита рефератов, конкурс, открытое занятие для родителей, соревнование, презентация творческих работ, самоанализ, коллективный анализ работ, отзыв, коллективная рефлексия и др.

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 


 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Этот раздел оформляется в виде таблицы.

п/п

Перечень разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

I.

Название раздела.

16

4

12

1.1.

Название темы.

2

1

1

1.2.

Название темы.

     

1.3.

Название темы.

     

II.

Название раздела.

     

1.1.

Название темы.

     

1.2.

Название темы.

     

1.3.

Название темы.

     

ИТОГО:

     

 

Количество разделов и тем педагог определяется педагогом самостоятельно.

Если программа рассчитана более чем на год обучения, то учебно-тематический план составляется в расчёте на одну группу:

Часовая нагрузка педагога умножается на количество учебных недель (36 учебных недель)

Например: 2 часа в неделю * 36 учебных недель = 72 часа в год.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Содержание программы расписывается следующим образом.

Название раздела.

  1. Название темы.

Теория …

Практика …

  1. Название темы.

Теория …

Практика …

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Содержание программы расписывается следующим образом.

Название раздела.

  1. Название темы.

Теория …

Практика …

  1. Название темы.

Теория …

Практика …

Нумерация названия разделов и тем должны строго соответствовать учебно-тематическому плану.

Таким образом, расписывается каждый последующий год обучения.

 


 

 


 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В этом разделе педагог должен раскрыть своё педагогическое мастерство по решению цели и задач программы, ответив на вопросы:

Как я это буду делать?

Каким образом будет организована работа детей?

Как организован учебно-воспитательный процесс?

Какие особые условия необходимы для работы?

Какие средства необходимы для реализации программы (научно-методические, материально-технические и др)?

Каким образом будет оцениваться эффективность реализации программы?

Новые образовательные технологии

Здоровьесберегающие технологии - на занятии осуществляются разнообразные виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся: динамические паузы (профилактика утомления), физические минутки, творческая деятельность.

Компетентностно-ориентированные технологии

обучение в сотрудничестве;

индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;

технологии коллективной творческой деятельности;

Информационные технологии:

поиск информации.

оформление рефератов.

Работа с родителями

Формы работы с родителями:

- родительское собрание,

- индивидуальные беседы с родителями,

- консультации по вопросам обучения и воспитания обучающихся.

Теоретические методы ……

Практические методы…..

Дидактическое обеспечение: наглядные, медиапособия, авторские и типовые наглядные пособия.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования по данному направлению.

Материально-техническое обеспечение

- Учебный кабинет, столы, стулья, рабочая доска, мел, проектор, ноутбук, экран.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы составляется согласно ГОСТу 71-2003. Должен содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдушие 5 лет.

Например:

Нормативно-правовая литература

Концепция модернизации дополнительного образования РФ.

Письмо Министерства образования и науки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и с учетом приоритетных направлений деятельности Центра в рамках Программы развития.

Нормативно-управленческая (программно-методическая) литература

Ермолаева Т. И. Дополнительная образовательная программа в системе дополнительного образования детей, - Самара, 2004

Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 1981

Литература по предмету и методологическая литература

Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык 5-9 класс. – М.: Дрофа, 2004

Английский язык «Up&Up». Программа для 10-11 классов. Автор: Тимофеев В.Г. – М.: Академия, 2007

Интернет ресурсы

1.Бычкова, Л.С. Конструктивизм / Л.С.Бычкова // Культурология 20 век - «К». - ( http//www.philosophy.ru/edu/ref/enc/k.htm 1 ).

2. Психология смысла: природа, строение и динамика Леонтьева Д.А. -Первое изд. - 1999. - ( http//www.smysl.ru/annot.php ).


 

Календарно-тематический план

Педагог:

Программа:

Год обучения:

Срок реализации:

Количество часов по годам обучения:

 

занятия п/п

Тема занятия / программное содержание

Кол-во часов

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Итого

 


 


 


 

Хороших Александра Игоревна

Алгоритм написания дополнительной

общеобразовательной программы

Методическая разработка для педагогов

дополнительного образования.

МБОУДО «ДДЮТ»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.