12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лиана370
Россия, Ростовская обл.
2

Методическая разработка проекта по социальному развитию обучающихся с ЗПР «Познай себя»



Методическая разработка проекта

по социальному развитию обучающихся с ЗПР «Познай себя»

Учитель: Л.В. Дьяченко

ГКОУ РО Казанская школа-интернат,

станица Казанская, Ростовская обл.

Сегодня актуальны такие качества личности, как владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, способность к самообразованию, воспитанность. Каждый педагог в своей деятельности должен учитывать, что ФГОС нацелен на смену целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний, он предлагает научиться их самостоятельно добывать и использовать. Если ученик будет обладать указанными свойствами, то ему легче будет социализироваться и реализоваться в современном обществе.

Являясь учителем коррекционной школы-интерната для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), я не понаслышке знаю, что у детей с таким диагнозом, сопровождающимся большим количеством сопутствующих дефектов, мотивация к учебной деятельности явно понижена. В своей практике я уже в течение пяти лет использую метод проектов как инновационную педагогическую технологию, которая зарекомендовала себя как незаменимый инструмент системно-деятельностного подхода, как продуктивное средство для коррекции мотивации к обучению младших школьников, как современный практикоориентированный подход для социального развития и для развития метапредметных компетенций.

Может возникнуть вопрос - актуальна ли проектная деятельность с детьми с ЗПР и реальна ли идея применение современной педагогической технологии в коррекционной школе? Ответ для меня очевиден: актуальна и реальна. Проектная технология может применяться на различных уроках. Для описания примера я возьму уроки окружающего мира во втором классе из раздела «Внутренний мир человека». Эти уроки демонстрируют практику социального развития младших школьников, формирования у них навыков XXI века. Обоснование решения организовать углубленное изучение темы в виде проекта состоит в недостаточном умении учеников с ЗПР контактировать с окружающими людьми. А это необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — не только важное условие нормального психологического развития ребенка, но и одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Практика показывает, что неумение ребенка организовать общение может спровоцировать личностные и поведенческие нарушения, способствовать появлению замкнутости или чувства отверженности. В конечном счёте, это влияет на качество успеваемости по всем предметам. Общение обучающихся с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) особенно нуждается в корректировке, в правильном направлении со стороны учителя. Отношение к себе, своим чертам характера у воспитанников школы-интерната, в связи с их круглосуточным пребыванием в учреждении, по сути, повторяет оценку окружающих. Часто в ответ на просьбу описать свои качества, ответить на вопрос «Какой Я?», обучающийся может сказать: «Мой воспитатель говорит, что я непослушный, грубый, не убираю вовремя свои вещи, что я ленивый» или «Мой учитель говорит, что у меня всё хорошо получается, что я внимательный, послушный». Развитие коммуникативных навыков в рамках проектной деятельности на уроках окружающего мира аргументировано ещё и тем, что основная часть обучающихся школы-интерната в разной степени испытывает трудности: некоторые не умеют по собственной инициативе обратиться к сверстникам и педагогам, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо; некоторые не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию и сопереживание. В будущем, при переходе в основную школу, ребятам, закончившим коррекционную школу-интернат, общительность и умение контактировать с окружающими людьми, способность расположить их к себе - это жизненная необходимость, от которой зависит успешность в обучении и в общении.

Разработанный мной проект получил название «Познай себя». Позже ребята дали ему творческое название «Деревья – характеры». Составляя план реализации проекта, всю деятельность учеников я направляю на процесс становления собственного отношения к себе, основанного на собственных представлениях, на выработке собственных критериев оценки себя. Такой подход способствует формированию навыков саморегуляции. Творческую и поисковую деятельность направляю на формирование познавательных мотивов, для этого формулирую ребятам проблемный вопрос: «Как управлять своим поведением?». Так сформировалась цель проекта - содействие в развитии навыков саморегуляции в поведении и в эмоционально-нравственной сфере обучающихся, нравственное воспитание личности ребенка.

Путём достижения этой цели стали следующие задачи:

Развивать позитивную Я-концепцию.

Знакомить детей с понятием «характер», учить видеть сходства и различия в характере различных людей.

Способствовать формированию установки на партнерство.

Помочь воспитанникам осмыслить сильные стороны своей личности.

Способствовать формированию адекватной самооценки.

Формировать умение выражать характер с опорой на художественное изображение.

Проект может быть реализован в рамках ФГОС в урочной и внеурочной деятельности, он является дополнением к предметной области "Окружающий мир" в разделе «Человек и общество» по теме: Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Деятельность в данном проекте предполагает сотрудничество, в котором заинтересованы, инициативны как обучающиеся, так и педагог. В ходе описания деятельности по реализации проекта выделю определённые виды коммуникативных УУД.

Работа на подготовительном этапе.

Этап

Содержание работы

Деятельность педагога

Деятельность учеников

Подготовительный

Вводное занятие.

 Цель: знакомство с содержанием проекта, с понятием «характер». Занятие, направленное на выявление уже имеющихся у детей знаний, умений, навыков.

Определение темы и целей проекта

Предлагает темы проектов

Обсуждение и выбор темы

Игра «Имя и эпитет»

Организовывает игру, создаёт комфортную обстановку.

Представляются, ассоциируя своё имя прилагательным, который подчеркивает индивидуальность ребёнка (Сергей – строгий)

Работа в группах

Предлагает найти определение «Что такое характер»

Делятся на 2 группы: 1- работает с толковым словарём; 2- работает с материалами wikipedia.

Обмениваются мнениями, рассуждают.

Создание проблемной ситуации на тему: «Посеешь поступок – получишь привычку, посеешь привычку – получишь характер, посеешь характер – получишь судьбу».

Организует дискуссию на данную тему, способствует вовлечению в неё каждого. Стимулирует обучающихся на стремление проявить свои знания, доказывать свою точку зрения

Обмениваются мнениями, рассуждают, высказывают свою точку зрения. Делают выводы, анализируют

Практическое занятие. Цель: организация деятельности по реализации проекта.

Подготовка материалов к информационно – поисковой работе

Совместная работа по разработке заданий,

вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы и Интернет-источников.

В результате проведения тематических дискуссий ребята вместе с воспитателем выделяют три вопроса, ответив на которые они смогут подойти к решению главного:

1.      Чем люди отличаются друг от друга?

2.      В чём сила моего характера?

3.      Какой мой окружающий мир?

Установление способов предоставления результатов (формы отчета)

Обсуждение и корректировка форм предоставления результата.

Определяют продукты проекта:

1. Коллективная творческая работа “Сердце класса”;

2.Художественная выставка “Деревья - характеры”;

3.Индивидуальная творческая работа “Книжка про меня”.

Определяют форму отчёта в виде презентаций готовых продуктов проекта.

Формирование творческих групп

Организационная работа

по объединению учеников в группы

Объединение в микро-

группы, распределение обязанностей между членами команды

Планирование

Совместная работа по разработке плана, определение мероприятий, сроков их реализации, ответственных за выполнение каждого задания.

Разработка критериев оценки результата и процесса

Знакомит с примерными критериями оценивания

Обсуждение и уточнение критериев оценивания

Диагностика. Цель: изучение самоанализа поведения.

Обследование и выявление уровня самоанализа поведения каждого ученика до проекта.

Создаёт документ общего Google – таблица. Вопросы анкетирования прописываются в столбцах таблицы.

Самостоятельно работают в общедоступной таблице «Моё поведение», в строке со своей фамилией, войдя через свой аккаунт Google.

Задание этапа

Организует совместную работу по поиску пословиц, поговорок, цитат о характере, размещение стикеров на онлайн – доске.

В свободное от занятий время выполняют задание, размещают свои стикеры на онлайн - доске «Зал мудрости».

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формируемые виды коммуникативных УУД на подготовительном этапе:

1.Умение видеть проблемы.

2.Умение выдвигать гипотезы.

3.Умение задавать вопросы.

4.Готовность слушать собеседника и вести диалог.

5.Умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

6.Умение конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничество.

7.Умение классифицировать.

8.Умение давать определение понятиям.

9.Умение доказывать и защищать свои идеи.

10.Умение делать выводы.

Важный и необходимый элемент для формирования коммуникативных УУД в работе над проектом – это самоанализ учащимися своей деятельности на каждом этапе. Дети с задержкой психического развития часто проявляют неуверенность в своих действиях. Им важно на каждом этапе знать правильность направления произведённых действий. Для этого я практикую использование листов самоконтроля, в которых ребята самостоятельно выбирают предложенные утверждения. Важность данного приёма, его положительный эффект подтверждает практика. Интеллектуальная недостаточность детей с ЗПР осложняет анализирование, поэтому должна быть наглядная опора или инструкция с короткими понятными фразами. Лист самоконтроля по формированию коммуникативных УУД при неоднократном его применении позволяет увидеть недостатки своей деятельности. Ведь несмотря на диагноз (ЗПР) ребята легко осваивают принципы выполнения заданий и переносят эти принципы в работу над другими проектами.

Лист самоконтроля формирования коммуникативных УУД для подготовительного этапа

Ф.И.

Оцени свою работу, выбери и подчеркни одно утверждение

 

Постановка проблемы

1.Мы смогли сами увидеть и сформулировать проблему.

2.Мы увидели проблему, но затрудняемся ее озвучить.

3.Нам помогла воспитатель.

4.Мы не смогли увидеть проблему.

5.За нас это сделала воспитатель.

Распределение ролей

1.Мы сами договорились, кто и что будет делать. Сами составили план.

2.Мы распределили роли и составили план с помощью воспитателя.

3.Мы не смогли договориться, воспитатель сама распределил роли и предложил нам план работы.

Выполнение задания

1.Мы сами смогли найти информацию и сами выполнили задание.

2.Мы выполнили задание с помощью воспитателя.

3.Мы не смогли выполнить задание.


Работа на основном этапе

Этап

Содержание работы

Деятельность педагога

Деятельность учеников

Основной этап

Занятие 1. “Хорошие качества людей”. Цель:

- ознакомить детей с понятием «качества людей». Направлено на выявление хороших качеств учеников класса.

Знакомство со сказкой “Пятёрка и доброе сердце”

Используется приём «Терапевтическая сказка». Цель: формирование осознанному пониманию о положительных и отрицательных качествах человека. Подвод к осознанию влияния качеств характера человека на его поведение.

Обсуждают, анализируют поступки героев сказки, классифицируют положительные и отрицательные качества человека.

Игры: “Кто сегодня молодец”, “В чём твоя сила?”, “Чьи качества?”

При помощи игр с элементами тренинга способствует развитию самопознания, повышению самооценки.

Упражняются в умении распознавать лучшие качества своего характера.

Обсуждение вопроса “Чем люди отличаются друг от друга?”

Организует дискуссию на данную тему, способствует вовлечению в неё каждого. Стимулирует обучающихся на стремление проявить свои знания, доказывать свою точку зрения.

Обмениваются мнениями, рассуждают, высказывают свою точку зрения. Делают выводы, анализируют. Отвечают на вопрос: “Чем люди отличаются друг от друга?”

Задание для самостоятельной деятельности и рефлексии.

Создаёт условия для самоорганизации выполнения коллективного задания “Сердце класса”.

Выполняют творческую коллективную работу. Отмечают в сердечках хорошие качества каждого ученика класса. Учатся приходить к единому мнению. Выслушивать каждого, уважать мнение других.

Исследование “Мой характер”. Цель: помочь детям исследовать свои качества, изучить свои особенности.  Направлено на исследование собственного характера.

Знакомство со сказкой “Деревья - характеры” по И.В. Вачкову.

Используется приём «Терапевтическая сказка». Цель: формирование осознанного понимания об индивидуализации характера.

Обсуждают, анализируют сюжет сказки, учатся видеть сходство внешнего вида с внутренним характером.

Игры: “Я знаю пять хороших качеств”, “Качество в подарок”.

При помощи игр с элементами тренинга способствует развитию представлений о возможности вырабатывать в характере положительных качеств.

Упражняются в умении называть положительные качества товарищей, делать доброжелательные пожелания.

Положительные и отрицательные качества - интерактивная игра “Черты характера”.

Использует интерактивную игру – тренажёр как метод формирующего оценивания.

Отрабатывают полученные знания о разных чертах характера.

Обсуждение вопроса “В чём сила моего характера”.

Организует дискуссию на данную тему, способствует вовлечению в неё каждого. Стимулирует обучающихся на стремление проявить свои знания, доказывать свою точку зрения.

Обмениваются мнениями, рассуждают, высказывают свою точку зрения. Делают выводы, анализируют. Отвечают на вопрос: “В чём сила моего характера”.

Заполнение карточки “Какой Я”.

Использует задание для формирующего оценивания. Цель: Прояснение образов «Я - реальное» и «Я – идеальное». Формирование позитивного отношения к своему «Я».

Выполняют самостоятельно задание, заполняют карточки.

Задание для самостоятельной деятельности и рефлексии.

Создаёт условия для самоорганизации выполнения индивидуального задания «Рисование своего собственного дерева - характера»

Выполняют творческую индивидуальную работу. Самостоятельно организуют выставку «Деревьев – характеров» Учатся приходить к единому мнению. Выслушивать каждого, уважать мнение других.

Занятие 2 “Самое важное хорошее качество”. Цель: способствовать выявлению личностно – значимых качеств. Направлено на самопознание и саморазвитие.

Упражнение “Качества, которые нравятся мне”. Игра “Пять моих хороших качеств”.

При помощи упражнения с элементами тренинга способствует развитию умения описывать качества, обосновывать свою точку зрения.

Выполняют упражнение. Учатся обосновывать свою точку зрения. Учатся слушать и слышать других.

Дискуссия “Какого человека можно назвать отзывчивым? А какого сердечным?”

Обсуждение вопроса “Какой мой окружающий мир?”

Организует дискуссию на данную тему, способствует вовлечению в неё каждого. Стимулирует обучающихся на стремление проявить свои знания, доказывать свою точку зрения

Обмениваются мнениями, рассуждают, высказывают свою точку зрения. Делают выводы, анализируют. Отвечают на поставленные вопросы.

Знакомство со сказкой “Я не такой как все!” (О.В.Хухлаева)

Используется приём «Терапевтическая сказка». Цель: формирование осознанного понимания индивидуальности каждого человека.

Обсуждают, анализируют сюжет сказки, учатся пониманию того, что в каждом человеке есть самое важное, лучшее качество.

Задание для самостоятельной деятельности и рефлексии.

Создаёт условия для самоорганизации выполнения индивидуального задания создание “Книжки про меня”.

Создание “Книжки про меня”:

(1страничка «Это я», 2 страничка «Моя семья», 3 страничка «Дом, в котором я живу», 4 страничка «Мои друзья», 5 страничка «День рождения», 6 страничка “Волшебные ладошки”, 7 страничка “Мои мечты”.

 

Формируемые виды коммуникативных УУД на основном этапе:

1.Уметь учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности.

2.Умение вступать в диалог.

3.Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

4.Уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

5.Умение слушать, получать информацию (не перебивая, внимательно и уважительно выслушивать отвечающего, говорящего: педагога, одноклассника, соотнося содержание его высказывания со своим мнением).

6.Умение проявлять инициативу в общении, обмениваться информацией, (выяснять точки зрения других учеников, обращаться с вопросом к педагогу).

7.Умение адресовать свое высказывание (обращаясь к кому-либо, стараться смотреть на него).

8.Умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его объяснять и доказывать).

9.Умение договариваться, находить компромисс (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное решение, рассуждение).

10.Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

11.Умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Лист самоконтроля формирования коммуникативных УУД для основного этапа

Ф.И.

Оцени свою работу, выбери и подчеркни одно утверждение

 

Поиск информации

1.Мы поняли, какая информация необходима, нашли её самостоятельно.

2. Мы знали, какая информация нужна, но затруднялись при её поиске. Нам помогла воспитатель.

3. Мы не смогли найти информацию, не знаем где ее нужно искать, это сделала воспитатель.

Игры и упражнения

1. Мы выполнили задания игры самостоятельно, без затруднений.

2.Мы выполнили задание, но иногда затруднялись, обращались за помощью к воспитателю.

3.Мы не смогли самостоятельно выполнить задания игры.

Выполнение задания

1.Мы сами смогли определить собственные важные качества характера и сами выполнили задание.

2.Мы выполнили задание с помощью воспитателя.

3.Мы не смогли выполнить задание.

Дискуссии и обсуждение вопросов

1. Мы высказывали свое мнение, аргументированно его объясняли и доказывали.

2.Мы высказывали своё мнение, но доказать его правоту не смогли.

3.Мы не высказывали мнений, были слушателями.

 

Работа на заключительном этапе

Этап

Содержание работы

Деятельность педагога

Деятельность учеников

Заключительный

Презентация продуктов проекта

Содействует в организации публичной защиты продуктов проекта. Стимулирует демонстрацию проделанной работы, которая предполагает рефлексивную оценку.

Самопрезентация, демонстрируют умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры. Во время презентации учащиеся включаются в дискуссию по обсуждению, учатся конструктивно относиться к критике своих суждений, признавать право на существование различных точек зрения.

Рефлексия обучающихся

Организует дискуссию, способствует вовлечению всех ребят в обсуждение рефлексивных вопросов.

Отвечают на вопросы:

1.Какие общие черты встречались в книжках ребят?

2.Все ли рисунки были ожидаемы от их авторов?

3.Какие ощущения вызвала проделанная работа?

Диагностика

Цель: изучение самоанализа поведения

Обследование и выявление уровня самоанализа поведения каждого ученика по окончанию проекта.

Самостоятельно работают в общедоступной таблице «Моё поведение», в строке со своей фамилией, войдя через свой аккаунт Google отвечают на вопросы анкетирования.

Анализ результатов, оформление проекта

Воспитатель преимущественно акцентирует внимание на умениях и знаниях, учащиеся на том, как работал каждый во время выполнения проекта, на том прогрессе, которого достиг каждый.

Демонстрируют понимание темы и проблемы, степень своего участия на всех этапах деятельности. Совместно с воспитателем оформляют материалы проекта.

 

Формируемые виды коммуникативных УУД на заключительном этапе:

1.Уметь договариваться о распределении функций и ролей во время защиты продуктов проекта.

2.Уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать при защите своей работы.

3.Уметь отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее.

4.Уметь подтверждать аргументы фактами.

5.Уметь доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или нескольких).

6.Уметь производить самопрезентацию своей работы в проекте, продуктов проекта.

Лист самоконтроля формирования коммуникативных УУД для заключительного этапа

Ф.И.

Оцени свою работу, выбери и подчеркни одно утверждение

 

Выбор формы и способа презентации продукта проекта.

Мы сами решили в какой форме будет наша презентация продуктов проекта.

Мы сомневались в какой форме будет наша презентация продуктов проекта, с выбором нам помог воспитатель.

Мы не смогли договориться сами. Форму презентации продукта проекта нам выбрал воспитатель.

Презентация (защита продуктов проекта)

Наша речь была очень убедительной, эмоциональной, мы смогли ответить на все вопросы.

Наш проектный продукт был очень интересным, но мы не смогли ответить на вопросы.

Наш проектный продукт получился, но мы не смогли о нем рассказать.

 

В ходе проекта ребята через совместную творческую деятельность получили опыт по решению проблем в эмоциональной сфере. Проект посодействовал самопознанию черт собственного характера, гармонизации взаимоотношений в классе, повышению самооценки у учеников, повысил их коммуникативные компетенции. Совместная деятельность в проекте, общий интерес послужили средством для снятия эмоционального напряжения, тревожности.

В результате проведенной работы у обучающихся значительно повысился уровень самоанализа поведения, коммуникативных навыков. Положительным показателем является то, что дети самостоятельно оценивают положительные и отрицательные поступки.

Презентация для ознакомления с методической разработкой проекта «Познай себя или Деревья – характеры»: 


Презентация -проект "Познай себя"
PPTX / 604.56 Кб

 

Список используемой литературы:

1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - [Электронный ресурс]. - http://edu.ru/

2. Овчарова Р.В. Справочная книга по социальной педагогике – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 480 с.

3.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.:АРКТИ, 2003.

4.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000.

5.Теория и практика применения стандартов в образовании. В.К.Загвоздкин. М., «Народное образование», 2011 г.

*В данной разработке использовались материалы моей статьи «Общение - это искусство», размещённой в электронном издании «Учительская газета», №33 от 15 августа 2017 года - http://www.ug.ru/archive/71201

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.