Методическая разработка «Алгоритм построения творческих мастерских на уроках литературы»

20
0
Материал опубликован 10 October 2016 в группе

Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Поэтому задача школы в обучении заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников добывать их и осваивать самостоятельно.
Следовательно, развитие интеллекта школьников, творческого потенциала детей, воспитания духовности и нравственности, т.е. процедуры саморазвития личности, должно обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на личностном включении школьника в процесс обучения.
При таком способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся.
А если учесть, что творчество заложено в детях самой природой и что они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться, то становится понятным – творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития. 
Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление. Реализовывать данную концепцию помогает технология творческих мастерских.

Уроки «творческая мастерская» помогают достичь основных целей:

1) развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;
2) воспитания чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;

3) воспитания чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;
4) (и возможно) формирования потребности в систематическом чтении художественных произведений.

Строятся «творческие мастерские по 1 схеме:

1.Индуктор

2.Деконструкция

3.Реконструкция

4.Афиширование

5.Рефлексия


Мастерская построения знаний. В. Маяковский

Ход урока:

Индуктор.

Представьте, что вы можете взять любой предмет, нарисуйте его(словами), расскажите, что бы вы с ним сделали. Чтение работ.

Деконструкция.

Дети получают стихотворение «Ночь» и делают с ним что хотят (загадки, пересказ, сжимают и т.д.)

Багровый и белый отброшен и скомкан,

в зеленый бросали горстями дукаты,

а черным ладоням сбежавшихся окон

раздали горящие желтые карты.

Бульварам и площади было не странно

увидеть на зданиях синие тоги.

И раньше бегущим, как желтые раны,

огни обручали браслетами ноги.

Толпа - пестрошерстая быстрая кошка -

плыла, изгибаясь, дверями влекома;

каждый хотел протащить хоть немножко

громаду из смеха отлитого кома.

Я, чувствуя платья зовущие лапы,

в глаза им улыбку протиснул, пугая

ударами в жесть, хохотали арапы,

над лбом расцветивши крыло попугая.

Реконструкция.

Послушайте стихотворения (3 шт.), выпишите из них важные слова. Подчеркните 3 слова, включите их в метафору, подберите к ним рифмы.

Следует вывод, как непросто уподобить себя Маяковскому, поэтому привычнее читать Маяковского.

Напишите текст «Я читаю Маяковского…»

Афиширование

Рефлексия

 

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма (Итоговый урок по творчеству М. Горького)

Ход урока:

Индуктор.

Запишите какие-нибудь горьковские словосочетания важные для вас, значительный для Горького вопрос. Дети читают, что написали.

Деконструкция

Слушая чтение отрывков из текстов Горького, выпишите «горячие» и «холодные» слова (2 фрагмента). Несколько учеников читают.

Реконструкция

Подчеркните по 2-3 слова в каждом столбике, составьте с ними предложение (1-2).

Напишите слово «человек», вокруг него ассоциации.

Напишите сочинение «Человек – вот правда?»

«Человек – это звучит гордо?»

Афиширование

Рефлексия

Комментарии
Комментариев пока нет.