Методическая разработка «Алгоритм построения творческих мастерских на уроках литературы»
Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Поэтому задача школы в обучении заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников добывать их и осваивать самостоятельно.
Следовательно, развитие интеллекта школьников, творческого потенциала детей, воспитания духовности и нравственности, т.е. процедуры саморазвития личности, должно обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на личностном включении школьника в процесс обучения.
При таком способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся.
А если учесть, что творчество заложено в детях самой природой и что они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться, то становится понятным – творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития.
Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление. Реализовывать данную концепцию помогает технология творческих мастерских.
Уроки «творческая мастерская» помогают достичь основных целей:
1) развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;
2) воспитания чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;
3) воспитания чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;
4) (и возможно) формирования потребности в систематическом чтении художественных произведений.
Строятся «творческие мастерские по 1 схеме:
1.Индуктор
2.Деконструкция
3.Реконструкция
4.Афиширование
5.Рефлексия
Мастерская построения знаний. В. Маяковский
Ход урока:
Индуктор.
Представьте, что вы можете взять любой предмет, нарисуйте его(словами), расскажите, что бы вы с ним сделали. Чтение работ.
Деконструкция.
Дети получают стихотворение «Ночь» и делают с ним что хотят (загадки, пересказ, сжимают и т.д.)
Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.
Бульварам и площади было не странно
увидеть на зданиях синие тоги.
И раньше бегущим, как желтые раны,
огни обручали браслетами ноги.
Толпа - пестрошерстая быстрая кошка -
плыла, изгибаясь, дверями влекома;
каждый хотел протащить хоть немножко
громаду из смеха отлитого кома.
Я, чувствуя платья зовущие лапы,
в глаза им улыбку протиснул, пугая
ударами в жесть, хохотали арапы,
над лбом расцветивши крыло попугая.
Реконструкция.
Послушайте стихотворения (3 шт.), выпишите из них важные слова. Подчеркните 3 слова, включите их в метафору, подберите к ним рифмы.
Следует вывод, как непросто уподобить себя Маяковскому, поэтому привычнее читать Маяковского.
Напишите текст «Я читаю Маяковского…»
Афиширование
Рефлексия
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма (Итоговый урок по творчеству М. Горького)
Ход урока:
Индуктор.
Запишите какие-нибудь горьковские словосочетания важные для вас, значительный для Горького вопрос. Дети читают, что написали.
Деконструкция
Слушая чтение отрывков из текстов Горького, выпишите «горячие» и «холодные» слова (2 фрагмента). Несколько учеников читают.
Реконструкция
Подчеркните по 2-3 слова в каждом столбике, составьте с ними предложение (1-2).
Напишите слово «человек», вокруг него ассоциации.
Напишите сочинение «Человек – вот правда?»
«Человек – это звучит гордо?»
Афиширование
Рефлексия