Социальный проект для детей подготовительной к школе группе на тему «Бабушку и дедушку надо любить — ведь без них нам не прожить!»

9
2
Материал опубликован 13 July 2021


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24 муниципального образования Тимашевский район










Социальный проект

для детей подготовительной к школе группе на тему:



«Бабушку и дедушку надо любить - ведь без них нам не прожить!»





t1626194573aa.jpg















Ст. Медведовская 2021г.



Паспорт проекта.



Структура


Содержание

Тема

Бабушку и дедушку надо любить - ведь без них нам не прожить!

Адресация проекта

Проект предназначен для социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.

Автор проекта

Слободчикова Елена Леонидовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 24», 1 квалификационная категория

Место проведения проекта

МБДОУ «Детский сад № 24»

Актуальность темы

В настоящее время молодые семьи и предыдущее поколение зачастую проживают территориально отдалено друг от друга. В следствие этого дети испытывают дефицит общения с бабушками и дедушками. А старшее поколение все меньше и меньше принимает участие в воспитании молодого, передает свой опыт, делится сведениями о своей биографии, истории семьи, рода. Поэтому отмечать День пожилого человека в детском саду очень важно. Ведь этот праздник – дополнительная возможность воспитать у детей любовь, уважение к старшему поколению, укрепить внутрисемейные традиции, приобщить детей к культуре бабушек и дедушек, поделиться интересными историями из их жизни.

При участии в акциях, приобщенных ко Дню пенсионера, экскурсиях, организации совместной образовательной деятельности, выставок, через беседы, чтение художественной литературы, музыку, творчество, игры, посвященные любимым бабушкам и дедушкам, дети учатся эмоциональной отзывчивости, взаимоуважению, взаимодействию, желанию радовать и заботиться о старшем поколении, а также гордиться им.

1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, в Российской Федерации этот день начали отмечать с 1992 года.


Тип проекта

Социально-творческий

По количеству обучающихся: групповой.

По продолжительности: коротко срочный (2 недели)

Цель проекта

Формирование позитивного отношения дошкольников к старшему поколению, как к уважаемым членам общества, носителям традиций, через приобщение их к активному сотрудничеству, разъяснение дошкольникам значения мудрости и доброты пожилого человека.




Задачи проекта

- расширять представление детей о семье, укрепить связи между поколениями.

- формировать интерес к своей семье и учить делиться своими впечатлениями, историями из жизни;

- развивать стремление и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением;

- учить проявлять чуткое, ласковое отношение к бабушкам и дедушкам;

-включаться в общение с представителями старшего поколения.






Идея проекта

Отсутствие тесного контакта детей со страшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания.

Гипотеза

Если будут организованы условия, то дети научатся проявлять заботу, толерантность, милосердие, доброту, отзывчивость и уважение к людям старшего поколения, а бабушки и дедушки подключатся к передаче собственного опыта, традиций и способов взаимодействия.


Предполагаемые результаты проекта

Дети интересуются историей семьи, историями из жизни бабушек и дедушек;

овладевают основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в общении со старшим поколением; проявляют заботу, толерантность, милосердие, доброту, отзывчивость и уважение к людям старшего поколения; используют речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; выстраивают речевое высказывание в ситуации общения со старшим поколением.


Продукт проектной деятельности

Открытка бабушкам и дедушкам, стенгазета «Рядышком с бабушкой и дедушкой», участие в благотворительной акции «Концерт для дедушки и бабушки», участие в выставке творческих работ «Моя бабушка рукодельница», выставка художественной литературы в книжном уголке «О бабушках и дедушках»


1 этап

Подготовительный

(информационно-

исследовательский

Задачи этапа: постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;

подбор методической литературы для реализации проекта;

подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, иллюстраций;

Педагог:

- информирует родителей о целях и задачах проекта, дает рекомендации родителям по

участию в проекте;

- беседует с детьми о празднике (День пожилого человека). Направляет ход беседы к обсуждению вопроса о том, как и чем можно помочь бабушкам и дедушкам;

- читает художественную литературу, главные герои которой бабушки и дедушки;

- проводит дидактические игры: «Назови ласково», «Закончи предложение».

- рассматривают иллюстрации, презентации о бабушках и дедушках Дети:

- обсуждают важность бабушек и дедушек для каждого человека, беседуют о том, как

необходимо им помогать и заботиться;


- беседуют о празднике, предлагают варианты поздравления (сделать открытки).

Родители:

- знакомятся с целями, задачами проекта, включаются в его реализацию.

2этап (практический)


Задачи этапа

Реализовать комплекс намеченных мероприятий;

Участвовать в выставках, акциях; Оформить стенгазету совместно с детьми.

Содержание деятельности педагога:

- консультирует, направляет родителей на

участие в проекте;

- оказывает помощь детям в оформлении подарков для бабушек и дедушек (изготовление открыток)

- разучивает с детьми стихотворение;

- оформление книжного уголка;

-оформление выставки творческих работ пожилых людей


Содержание детской деятельности:

- разучивают стихотворение;

- просмотр презентации «Наши бабушки и дедушки», рассматривание выставки книг, главные герои которых бабушки и дедушки; - участие в благотворительной акции «Концерт для дедушек и бабушек;

-составление рассказов о своих бабушках и

дедушках по фотографиям;

- изготавливают поздравительную открытку Родители:

- приносят фотографии, где изображены дети со своими бабушками и дедушками;

- приносят / предоставление урожая 2017;

-участие дедушки в организованной детской деятельности - изготовление печенья, рассказ о своем детстве.

3 этап Контрольно-регулировочный


Задачи этапа:

Анализ продуктивности реализации проекта Педагог:

- проанализировать положительные и

отрицательные стороны реализации проекта;

- собрать отзывы родителей об участии в реализации проекта

- подготовить рекомендации для выступления на педагогическом совете, на предпочтениях.

- оценить продуктивность

-закончить оформление проекта.

- оформление стенгазеты «Рядышком с бабушкой дедушкой…»

- Дети:

- дарят поздравительные открытки Родители:

- дают положительную/ отрицательную оценку - выражают желание продолжать опять участвовать в проектах.

Ресурсы

• Информационные средства, техника: ноутбук, колонки, проектор.

• Оборудование: столы, стулья, доска.

• Нормативно – правовое обеспечение: ФГОС, программа «Детство».


• Методическое обеспечение

1. Литвинова О.Э. Конструирование с детьми дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 4-5 лет . – СПб,: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016.

2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. Конспекты занятий. Изд.4-е доп. М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008.

3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.- СПб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2014.

4. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. Кн.1/авт.-сост. С.Д. Томилова – М.: Астрель,2009.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт, 2013.

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016.

7. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.

Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016.

1 этап

Подготовительный

(информационно- исследовательский

Задачи этапа: постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;

подбор методической литературы для реализации проекта;

подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, иллюстраций;

Педагог:

- информирует родителей о целях и задачах проекта, дает рекомендации родителям по

участию в проекте;

- беседует с детьми о празднике (День пожилого человека). Направляет ход беседы к обсуждению вопроса о том, как и чем можно помочь бабушкам и дедушкам;

- читает художественную литературу, главные герои которой бабушки и дедушки;

- проводит дидактические игры: «Назови ласково», «Закончи предложение».

- рассматривают иллюстрации, презентации о бабушках и дедушках Дети:

- обсуждают важность бабушек и дедушек для каждого человека, беседуют о том, как

необходимо им помогать и заботиться;


- беседуют о празднике, предлагают варианты поздравления (сделать открытки).

Родители:

- знакомятся с целями, задачами проекта, включаются в его реализацию.

2этап (практический)


Задачи этапа

Реализовать комплекс намеченных мероприятий;

Участвовать в выставках, акциях; Оформить стенгазету совместно с детьми.

Содержание деятельности педагога:

- консультирует, направляет родителей на

участие в проекте;

- оказывает помощь детям в оформлении подарков для бабушек и дедушек (изготовление открыток)

- разучивает с детьми стихотворение;

- оформление книжного уголка;

-оформление выставки творческих работ пожилых людей


Содержание детской деятельности:

- разучивают стихотворение;

- просмотр презентации «Наши бабушки и дедушки», рассматривание выставки книг, главные герои которых бабушки и дедушки; - участие в благотворительной акции «Концерт для дедушек и бабушек; «Испечем пирожки для дедушки и бабушки»;

-составление рассказов о своих бабушках и

дедушках по фотографиям;

- изготавливают поздравительную открытку Родители:

- приносят фотографии, где изображены дети со своими бабушками и дедушками;

- приносят / предоставление урожая 2017;

-участие дедушки в организованной детской деятельности - изготовление печенья, рассказ о своем детстве.

3 этап Контрольно-регулировочный


Задачи этапа:

Анализ продуктивности реализации проекта Педагог:

- проанализировать положительные и отрицательные стороны реализации проекта;

- собрать отзывы родителей об участии в реализации проекта

- подготовить рекомендации для выступления на педагогическом совете, на предпочтениях.

- оценить продуктивность

-закончить оформление проекта.

- оформление стенгазеты «Рядышком с бабушкой дедушкой…»

- Дети:

- дарят поздравительные открытки Родители:

- дают положительную/ отрицательную оценку - выражают желание продолжать опять участвовать в проектах.

Ресурсы

• Информационные средства, техника: ноутбук, колонки, проектор.

• Оборудование: столы, стулья, доска.

• Нормативно – правовое обеспечение: ФГОС, программа «Детство».


• Методическое обеспечение

1. Литвинова О.Э. Конструирование с детьми дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 4-5 лет . – СПб,:

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016.

2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. Конспекты занятий. Изд.4-е доп.М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008.

3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2014.

4. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. Кн.1/авт.-сост. С.Д. Томилова – М.: Астрель,2009.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт, 2013.

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016.

7. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016.






Основная часть.



Пояснительная записка.



Отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышение их активности в вопросах воспитания.

Мы живем в период, когда в обществе все более назревают проблемы, возникшие как следствие глубоких изменений в политико-экономической системе нашего государства. Эти изменения в той, или иной степени затронули духовные, нравственные, морально-бытовые стороны общественного устройства. Но, пожалуй, наиболее тяжело они отразились на людях пенсионного возраста. Пожилые люди, особенно одинокие, постоянно чувствуют свою оторванность от общества.

В наше время люди преклонного возраста чувствуют себя забывчивыми, невостребованными, а мизерные пенсии обрекают их на однообразную и безрадостную жизнь.

Как изменить сложившееся поколение? Как способствовать формированию у детей уважения и любви к людям старшего поколения?

Поиск ответов на эти вопросы способствовал возникновению идеи создания проекта.

Комплексно- тематический план работы



Тема

Цель, задачи

Формы работы

«Бабушка рядышком с дедушкой»


Дать представление о международном празднике «День пожилого человека». Способствовать освоению детьми первоначальных представлений социального характера на основе формирования семейной принадлежности.

Информировать родителей о роли старшего поколения в

воспитании ребенка


Беседа. Рассматривание репродукций картин на тему: «Пожилой человек». Просмотр презентации «Наши бабушки и дедушки». Просмотр мультфильма «День рожденья бабушки».

Консультация для родителей. «Роль бабушек и дедушек в воспитании дошкольников».

Чтение художественной литературы А. Барто «Было у бабушки сорок внучат», «Бабушка».

Слушание песни «Бабушка рядышком с дедушкой» Р. Паульс.

Оформление книжного уголка.

Консультация «Роль бабушек и дедушек в воспитании дошкольника» (размещение на сайте группы).

«А моя бабушка (дедушка)…»


Учить ребенка использовать речь для выражения своих мыслей по поводу взаимоотношений со старшим поколением. Развивать связную речь, умение грамматически правильно строить предложения.

Воспитывать гордость за своих близких.


Учить детей оформлять в единую композицию собранные материалы. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать их добрыми делами. Учить детей слышать и понимать мелодику и ритм стихотворения, выразительно декламировать его, передавать свои чувства к бабушке. Подводить к пониманию, что выразительно исполненное стихотворение доставит радость и удовольствие бабушке.

Беседа с рассматриванием фотографий «Мои любимые» (рассказы детей о своих близких и родных пожилых людях, как их зовут, чем они занимаются, какие у них увлечения, как любят проводить свободное время).

Интервью детей. «Почему моя бабушка лучше всех?», «Какие мои бабушка и дедушка?»

Организация выставки фотографий «Рядышком с бабушкой дедушкой…». Организация выставки творческих работ «Моя бабушка рукодельница».

Изготовление стенгазеты «Бабушка рядышком с дедушкой».

Разучивание стихотворения«Моя бабушка»Р.Рождественского.

Мы заботимся о бабушках и

дедушках














Познакомить детей с различными ситуациями, происходящими в ходе повседневного общения взрослых и детей, обогащать опыт проявления любви и заботы о пожилых людях. Стимулировать желание делать что-то хорошее, полезное, доброе для близких людей.








Акция «Концерт для дедушки и бабушки», «Испечем пирожки для бабушки и дедушки».

Сюжетно-ролевая игра «В гостях у бабушки».

Дидактические игры «Назови ласково», «Закончи предложение».

Игра со строительным материалом «Дача для дедушки и бабушки».


Наши руки не

для скуки


Познакомить детей с «дворовыми» подвижными играми «Горелки», «Казаки-разбойники»,

«Лапта» и др.

Воспитывать бережное и чуткое отношение к близким, потребность радовать их добрыми делами и подарками. Подвести детей к пониманию, что подарок, изготовленный своими руками дорог и важен для близких.


Игры, в которые играли наши прадедушки»

Педагогическая игровая ситуация - игра на развитие мелкой моторики рук - «Поможем бабушке» (наматывание ниток в клубок). Изготовление подарков (изготовление открыток) ко дню пожилого человека.

Слушание песен: «Бабушки-старушки» В.

Добрынин; «Бабушка и дедушка» исп. Детский хор.

Золотые руки наших бабушек и

дедушек



Формирование чувства гордости за своих родных.

Поддерживать интерес детей к общению с людьми старшего поколения.

Формирование трудовых навыков, обучение практическим умениям.

Выставка творческих работ «Золотые руки наших бабушек и дедушек».

Беседа «О чем рассказал дедушкин молоток»

Просмотр мультфильма «Встречайте бабушку"

Совместная образовательная деятельность с дедушкой.







Заключение



Оценка результатов проекта:

дети знают и называют имена и отчества своих дедушек и бабушек.

проявляют интерес к истории своей семьи и ее традициям.

проявляют уважительное отношение к пожилым людям, помогают им.

понимают, что бабушка и дедушка – это родители мамы и папы.

Таким образом, можно сделать вывод, что данный проект был успешно реализован, учитывая приобретенный опыт и соответствующие корректировки, он может быть снова запущен в работу.



Список использованной литературы.


Литвинова О.Э. Конструирование с детьми дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 4-5 лет . – СПб,: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016.

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. Конспекты занятий. Изд.4-е доп. – М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008.

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2014.

Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. Кн.1/авт.-сост. С.Д. Томилова – М.: Астрель,2009.

Федеральный государственный образовательный стандарт, 2013.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебнометодическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016.


































Приложение 1


Стихи и рассказы к проекту.



Л. Толстого «Старик сажал яблони»:



Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».



Л. Квитко «Бабушкины руки»

Я с бабушкой своею Дружу давным-давно.

Она во всех затеях Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки, И все мне любо в ней.

Но бабушкины руки Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти Чудесного творят!

Латают, вяжут, метят, Все что-то мастерят.

Так толсто мажут пенки,

Так густо сыплют мак, Так грубо трут ступеньки, Ласкают нежно так.

Проворные - смотрите,

Готовы день-деньской Она плясать в корыте,

Шнырять по кладовой.

Настанет вечер - тени

Сплетают на стене

И сказки-сновидения Рассказывают мне. Ко сну ночник засветят - И тут замолкнут вдруг. Умней их нет на свете. И нет добрее рук

.



И. Муравейка «Я сам пахал»



Я ходил сегодня в поле, Сам на тракторе пахал: Деда мой хороший, добрый, - Покрутить он руль мне дал.

И сказал, чтоб рос быстрее…

Кончу школу, и тогда –

Свой стальной, могучий трактор Он отдаст мне навсегда.



Е. Гомонова «Бабушка моя»



Самые красивые Кто растит цветочки? Самые красивые Свяжет кто носочки? Бабушка, бабушка, Бабушка моя.

Бабушка, бабушка, С праздником тебя!



Р. Рождественский. «Моя бабушка»



Со мною бабушка моя, И значит, главный в доме — я, Шкафы мне можно открывать,

Цветы кефиром поливать,

Играть подушкою в футбол И полотенцем чистить пол. Могу я есть руками торт,

Нарочно хлопать дверью!

А с мамой это не пройдет. Я уже проверил.



Наталья Майданик «ВМЕСТЕ С БАБУШКОЙ»



С бабушкой моей вдвоем Очень дружно мы живем!

Вместе ходим мы гулять, Вместе мы ложимся спать, Вместе моем мы посуду -Правда, правда!

Врать не буду!

Мы не любим унывать,

Можем спеть и станцевать

-Будет бабушка мне хлопать, Ну, а я - кружиться, топать!

Не капризничать стараюсь, Слез не лью, а улыбаюсь

-С ней большие мы друзья, Потому что мы - СЕМЬЯ!

Я гулять пошёл во двор. Перелез через забор,

И, оставил на заборе

Полштанины – вот так горе!

Как теперь пойду домой Я оборванный такой? Мама будет поучать,

Чтоб не лазил я опять.

Папа скажет: «Неумеха!

На штанах теперь прореха». Бабушка запричитает, Но штаны мне залатает.

Ну а дед, мой верный друг,

Обойдёт меня вокруг, Выведет меня во двор,

Перепрыгнет сам забор, Станет он меня учить –

С дедом весело нам жить!

Дедушкины руки, дедушкины руки! Они никогда не страдают от скуки!

Им в день выходной не бывает покоя. Знакомо тяжелое им и большое. Рабочие руки, в мозолях, бугристые, Рабочие и ослепительно чистые. Всё делают так хорошо и умело,

Как в поговорке: «В них спорится дело!»

За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Мы благодарны нашим дорогим дедам!





































Приложение 2

Изготовление открытки для бабушек и дедушек



t1626194573ab.gift1626194573ac.gif



t1626194573ad.png



Выставка «Моя бабушка рукодельница»





t1626194573ae.jpg





Оформление стенгазеты «Рядышком с бабушкой-дедушкой»





t1626194573af.jpgОформление книжного уголка

(главные герои книг - бабушки и дедушки)


t1626194573ag.jpg





Акция «Концерт для дедушки и бабушки (онлайн)





t1626194573ah.png

Акция «Пирожки для дедушки и бабушки»


t1626194573ai.jpg

t1626194573aj.jpg


Портрет моей бабушки




t1626194573ak.jpg


















Приложение 3




Консультация для родителей



Какова же роль современных бабушек и дедушек в воспитании внуков?

На наш взгляд, огромная. Причем абсолютно независимо от того, живут все вместе, одной семьей или порознь. Здесь доминируют совсем другие аспекты. Старшее поколение — носители и хранители семейных ценностей и традиций. Их отношение к ребенку абсолютно иное, нежели у матери и отца. Этому способствует некая психологическая свобода, которой обладает старшее поколение. Ведь они занимались воспитанием своих детей в трудное время, поскольку приходилось разрываться между работой, домом и увлечениями молодости. Не всегда получая помощь от своих родителей, многие из них говорили: «Вот уж своим детям мы поможем с воспитанием их детей!». А опыт выращивания своих собственных детей дает им основание думать, что они лучше знают, как именно надо относиться к маленькому внуку или внучке.

Попробуем проследить роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Здесь важен, прежде всего акцент, который возникает в семье, когда в ней рождается третье поколение. Ученые подметили, что конфликт, возникающий в семьях, где есть старшее поколение, затрагивает не бабушек и внуков. Он локализуется между старыми и молодыми родителями. В основе его лежат разные мотивы. Это может быть несогласие с педагогикой родителей как со стороны старшего поколения, так и со стороны среднего. Это может быть элементарная ревность. Представители поколений соревнуются в любви к ребенку. Часто молодые родители ревнуют своего ребенка к своим родителям.

Многие мамы, обсуждая эти взаимоотношения, жалуются, что ребенок, как им кажется, больше любит бабушку. Это выражается в том, что как только она приезжает в гости, внук или внучка не отходят от нее, ластятся к ней, весь день стараются провести с бабушкой или дедушкой, или с ними обоими.Как нам кажется, эти рассуждения, как и иные, касающиеся сферы воспитания ребенка, необходимо развернуть именно в его сторону.

Давайте попробуем понять ребенка. Понять мотивы его поступков, истоки его отношения к миру. Маме в этом случае необходимо проанализировать свое отношение к ребенку. Задать себе главный родительский вопрос: «Все ли она сделала, чтобы ребенку было в доме комфортно?». И речь в данном случае идет не о том, что ребенок одет и накормлен. Главное не в этом. Главное —это понимание ребенка, принятие его тайн и детской озабоченности. Ребенок на интуитивном уровне понимает, что наличие бабушки в доме предопределяет гармонию отношений членов семьи. Почему приход бабушки вызывает бурные эмоции ребенка? Да потому, что у родителей для него лишь суббота или воскресенье. А бабушке все интересно в своей внучке или внуке. Она в силу мудрости и прожитых лет обладает большим спокойствием и терпением. Это позволяет выслушать ребенка, обсудить с ним его проблемы, обнять, приласкать, накормить вкусным пирожком и отвести, наконец, в зоопарк. Не хочется быть несправедливым по отношению к молодым родителям. Конечно, им опять же в силу отсутствия той же мудрости и терпения, хочется сделать все быстро. Все успеть. Безусловно, они любят своего ребенка, но быстрый темп жизни как скорый поезд проносит их мимо его печалей и забот.

К тому же не следует забывать одной важной вещи. Это для детей —все бабушки и дедушки —родные люди. Для молодой же семьи они приходятся свекром и свекровью или тещей и тестем. А это уже абсолютно иной уровень взаимоотношений. И человеческие страсти раздирают эти пары на части. Невестки обвиняют свекровей в том, что они настраивают детей против них, подрывают родительский авторитет. Свекрови же обижаются на то, что им не доверяют ребенка, не учитывают их житейский опыт. Зачастую в основе этих конфликтов лежит элементарная ревность. К кому? Да к кому угодно, к сыну, внуку, внучке, дочке, мужу. В таком случае ребенок нередко становится «членом военного союза» то одного семейного клана, то другого.

Известно, что на отношение бабушек и дедушек к своим внукам влияет ментальность того народа, того государства, в котором они выросли и в котором живут. Европейцы и американцы, как правило, стараются не вмешиваться в процесс воспитания, предоставляя эту привилегию и ответственность молодым родителям. Тем более, что молодые уже достаточно длительный срок живут, как правило, вдали от своих родителей, «своим домом». Русская же ментальность абсолютно иная. Нередко у нас бабушка и дедушка поучают и заботятся не только о внуках и внучках, но и о сыновьях и дочках. Хотя по сути им, сорокалетним, наверное, хотелось бы почувствовать свободу. Во многом такое отношение определяет совместное проживание в силу отсутствия средств на отдельную квартиру у молодой семьи. Но даже, если бабушка живет отдельно, она частенько старается контролировать действия молодой семьи. Под этот контроль, конечно, попадает и такой важный аспект жизни молодой семьи, как воспитание ребенка. А с другой стороны, молодые родители, зачастую и рады «подкинуть» свое чадо в знакомые теплые объятья. Почему нет? Ведь это родные бабушка и дедушка. Они любят нас и наших детей, и соответственно практически обязаны заботиться о своих внуках и внучках. Такие сложные взаимоотношения в семьях, где живут несколько поколений, нередки.

Конечно, лучший вариант жить отдельно от родителей и встречаться с ними в дни праздников общих и специальных, семейных. При этом абсолютно не важно, вместе или раздельно живут эти три поколения. Отдельное проживание бабушек и дедушек отнюдь не уменьшает к ним любовь внуков при правильном воспитании со стороны родителей.

Самое главное —правильно построить взаимодействия между поколениями. Наличие в семье традиций, на которых выросло среднее поколение, лучше любых силовых желаний родителей «привяжет» к родительскому дому, к родительской пристани. Семейные традиции —это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад жизни, привычки членов семьи —все это и создает аромат семьи, который выросшие дети уносят с собой, и он греет их сердце вдали от родного дома. В качестве традиций могут выступать обыденные, простые вещи —воскресные чаепития в доме мамы, свекрови, тещи, комплексная заготовка продуктов для семей, празднование дней рождений всех членов семьи с подготовкой представлений или украшений для дома. Когда за одним столом собирается несколько поколений семьи, дети четко понимают и усваивают семейные ценности.

Традиции —лучший воспитатель ребенка, поскольку они дают самое главное ребенку —уверенность, что так будет всегда, что семья всегда, при любых условиях соберется и будет вместе. Традиции формируют у ребенка «банк» необыкновенных воспоминаний о детстве, о нежных руках матери, о морщинистом лице бабушки, о веселом нраве отца и деда. Эти воспоминания он пронесет по жизни. Они позволят ощутить гордость за свою семью. И уж, конечно, ребенок, выросший на традициях, объединяющих разные поколения семьи, никогда не бросит бабушку или дедушку в трудные минуты их жизни.

Замечательный человек и педагог В.А. Сухомлинский вместе с коллективом

Павлышской школы, где он был директором, создали такой удивительный кодекс, включающий 10 оригинальных правил формирования у детей уважения к старшим —«Десять Нельзя».

Приведем одно из правил в качестве примера - нельзя смеяться над старостью и старыми людьми —это величайшее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию—патриотизм, истинная любовь к женщине и старость.

Создание семейных традиций —это работа. Не надо много. Несколько самых интересных традиций можно смело ввести в будни жизни вашей семьи. Ведь от этого во многом зависит отношение детей к своим родителям в будущем. Преемственность поколений —это такая гарантия, что в минуты, когда родители будут нуждаться в помощи и ласке своих детей, они ее получат. «Возврат» родительских вложений обеспечивается не только созданием и поддержанием семейных традиций.

Если в семье царит дух взаимоуважения, если родители ребенка почитают своих родителей и формируют у него уважение к дедушкам и бабушкам, то более надежного «вложения» чувств трудно себе представить. Ну, а если ребенок растет в атмосфере неуважения к старшему поколению, то пусть родители себя не утешают тем, что уж к ним-то их кровиночка будет относиться иначе. Они, дескать, заслужили хорошее отношение. Здесь работает «закон обратной отдачи». Что вложил, то и получил!



СОВЕТЫ ПЕДАГОГА



В родительский блокнот

Помните, что все, и хорошее, и плохое ребенок выносит из семьи.

Чтобы вы ни думали, основной пример для подражания —это родители.

Проявляя уважение к старшему поколению, вы обеспечиваете себе такое же отношение ваших детей к вам в старости.

Семья как хороший производственный коллектив, где у каждого есть свои обязанности, своя мера ответственности.

Для того чтобы ребенок уважал бабушку и дедушку, не обязательно жить вместе. Семейные традиции в этом помогут.



На заметку бабушке и дедушке

Помните, что вы —основные хранители традиций семьи и именно от вас зависит, вырастут ли ваши внуки «Иванами, не помнящими родства».

Не забывайте о том, что старость —это мудрость.

Помогайте своим детям, но не теряйте достоинства.

Старайтесь, чтобы ваша помощь не была навязчивой и не лишала среднее по






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отдельное спасибо за фотоотчет!

13 July 2021

Очень актуальная тема проекта! Благодарю за содержательный и полезный ресурс!

14 July 2021