Проект подготовительной к школе группы «Дерево Чувств»
Титул проекта
Тип:
- Смешанный (информационно – практико - ориентированный, творческий).
- Долгосрочный.
- Интегрированный (экология + психология + дизайн + словесное творчество).
- Индивидуально – дифференцированный + групповой.
Тема: «Дерево чувств».
Участники: дети, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта: октябрь 2017 г. – январь 2018 г.
Проблема:
Для детей: как мы можем почувствовать живое в растительном мире. Можем ли мы выразить это в своих поделках.
Для педагога: как воспитать у детей осознанное и активное гуманное отношение к природе.
Как научить детей выражать эмоциональное состояние на различные явления окружающей действительности.
Цели:
- Создание условий для развития эмоциональной сферы ребенка на основе общения с природой.
- Учить использовать различные материалы как средство передачи основной идеи,
Задачи:
- Продолжать формировать элементарную систему знаний о растительном мире.
- Научить понимать и устанавливать существующие в природе связи и зависимости.
- Поощрять самостоятельный поиск средств выразительности.
- Раскрывать перед детьми необычное в обычном объекте наблюдения, давая тем самым возможность развития познавательного интереса, желания исследовать.
- Формировать понимание неразрывной связи жизни человека и человечества с природой.
- Развитие связной речи детей.
- Совершенствовать стиль партнерских отношений детей и педагогов, детей и родителей, родителей и педагогов.
- Расширять диапазон понимания переживаемых эмоций, повышать уровень передачи эмоционального состояния в речевой и практической деятельности.
Перспективный план:
1 этап – подготовительная работа (индивидуальная, по подгруппам, групповая)
- Занятие по ознакомлению с окружающим на основе системного оператора.
- Интеллектуальные развивающие игры познавательного, природоведческого и природоохранного содержания.
- Детский дизайн – работа с детьми и родителями при выборе материалов.
- Использование активных методов обучения: МФО, МШ, СО.
- Игры на развитие эмоций («Зеркало», игры с масками).
- Эмпатия.
- Рассматривание различных по жанру картин.
- Наблюдение за природой.
2 этап – основной.
- Создание плакатов на тему «Берегите природу».
- Изготовление деревьев.
- Цикл творческих вечеров – составление творческих зарисовок по мотивам представленных детских работ.
3 этап – завершающий.
1) Презентации детей:
- «Неизвестное об известном» – встреча с детьми старшей группы.
Презентации педагогов:
- На методическом объединении педагогов города (экология + ТРИЗ) На педсовете перед педагогами детского сада.
- На родительской встрече
2) Организация детьми «Путешествий деревьев» по группам в цикле занятий социального педагога, психолога.
Используемая литература:
1. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».
2. ДОУ №232 «Экологическое образование детей дошкольного возраста».
3. Интегрированная программа и методические рекомендации по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста «Я познаю мир».
4. Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников «Листок на ладони».
5. Интегрированные познавательные занятия экологического содержания в детском саду.
6. А.В. Корзун, С.В. Кишко «Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ - педагогики».
7. Т.А. Сидорчук «Организация проектной деятельности в детском саду»
Рассказы детей о своих поделках
1.Мое дерево называется «Ёлочка чувств». Мы его делали с папой и мамой. Для работы нам понадобились: потолочная плитка, фломастеры, нитки, самоклейка, конфета, засушенный листок. Елочка чувств небольшая, разноцветная, на подставке.
Сердце обозначает любовь. У дерева любовь бывает к жизни, а у человека – к другому человеку, к природе, к Родине.
Молния обозначает гнев. У дерева гнев бывает, когда его кладут в печь или срубают. А у человека гнев бывает, когда его незаслуженно обижают.
Сухой листик обозначает печаль. У дерева печаль бывает, когда оно стоит в лесу одинокое ночью, когда плохая погода. У человека печаль, если он сидит один дома, когда нет друзей и нечем заняться.
Женщина с факелами обозначает ненависть. У дерева ненависть бывает, когда по нему ползают паразиты или его срубают. А у человека ненависть бывает, когда у него что-нибудь отбирают или его обижают.
Конфета обозначает радость. Радость у дерева бывает, когда тепло и светит солнце, когда птички песни поют. У человека радость бывает, когда ему что-то покупают, дарят.
Ткань с дырочкой обозначает разочарование. У человека оно бывает, когда он на что-то надеялся, а это не сбылось.
Мне нравится елочка чувств. Я хочу, чтобы у меня было больше радостных чувств, чем печальных.
Про елочку чувств я сочинил стихотворение:
Жила – была зеленая елочка.
Но на ней были не иголочки,
А листики, конфеты, молнии
И другие секреты.
Вот какая была елочка чувств!
2.Мое дерево называется «Космическое дерево чувств». Мы делали его вместе с мамой. Для работы нам понадобились: бутылка из-под лимонада, проволока, кольцо от пялец, самоклейка и бумага.
Космическое дерево чувств похоже на космическую станцию золотистого цвета. На антеннах – лица с разными чувствами.
Радость – если человеку весело.
Злость – когда человеку сделали что-то плохое или он сам что-то делает, и у него не получается.
Любовь – когда человек любит кого-то и хочет с ним жить.
Удивление – когда человеку сделали что-то неожиданное.
Мне нравится мое дерево. Эти чувства бывают у каждого человека, но надо постараться, чтобы было больше хороших чувств, чем плохих.
Про мое космическое дерево я сочинил стишок:
Жило – было дерево космическое.
Было оно очень симпатичное.
Сверкало, как звезда,
И людям помогало всегда.
Вот какое космическое дерево чувств!
3. Мое дерево называется дерево Радости. Мы его делали все вместе: папа, мама, я и брат Саша. Нам понадобились: красивая ветка с зелеными почками, бантики, пластилин, деревянный брусок, клей, подставка белая.
Дереву хорошо в любое время года. Летом ему тепло, весной распускаются зеленые почки, осенью оно красивое, а зимой укрыто снегом. Дереву хорошо, когда оно здоровое, и его не грызут вредные насекомые. Хорошо, когда птицы вьют на его ветках гнезда и поют песни; когда белка живет в дупле. Дереву хорошо, если его не ломают и не срубают. Мне нравится мое дерево Радости, и я хочу, чтобы было больше таких деревьев.
Про дерево Радости я сочинил стихотворение:
Жило – было дерево необычное.
К грусти оно непривычное.
Птички к нему прилетали
И песни свои распевали.
Вот какое было дерево Радости!
А другое дерево – дерево Грусти.
Для работы мы взяли сухую ободранную ветку, консервную банку – из нее мы сделали пилу. Как будто дерево пилят. Из клея сделали слезу – дерево плачет, ему больно. Подставка у этого дерева черная.
Дереву плохо, если его ломают, рубят.
Плохо, когда его грызут вредители.
Плохо, когда молния попадает в дерево или сильный ветер, когда пожар в лесу.
Плохо, если птицы не вьют гнезда и белки не живут.
Мне жалко дерево Грусти.
Если дерево Радости и дерево Грусти соединить, то получится одно дерево чувств.
4. Мое дерево называется Пальма чудес. Мы его делали ее вместе с мамой. Для работы нам понадобились: две бутылки из-под лимонада, самоклейка, цветной картон, клей, картинки.
Дерево похоже на пальму. У нее толстый коричневый ствол и большие зеленые листья. Здесь изображены разные чувства.
Мне радостно, если подарят красивую игрушку, если я с ребятами играю в мяч, если пою песни. Чтобы было весело, нужно играть и дружить с ребятами, а не быть одному.
Чувство злости бывает, когда я хочу с кем-то подраться. Я похож на грозу, из которой гремит гром, на кактус или на ежика. Чтобы не злиться, нужно протянуть руку другу.
Чувство грусти бывает, когда я не играю игрушками, сижу один, я не хочу ни с кем разговаривать. Я похож на тучку, из которой льет дождик. Чтобы не было грустно, нужно, чтобы меня развеселили.
Чувство испуга бывает, когда на улице темно, а мама с папой спят. Когда мне снятся страшные сны. Я тогда похож на испуганного зайчика и дрожу как лист. Чтобы мне не было страшно, нужно включить свет.
Мне нравится моя Пальма Чудес, потому что она даст совет и поможет выйти из любой ситуации.
Про Пальму Чудесную я сочинил стихотворение:
Жила – была Пальма Чудесная.
И была она очень известная.
Воздух она очищала
И детям силу давала.
Вот какая Пальма Чудес!
Сценарий защиты проекта педагогов подготовительной группы № 10 МДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида»
Л.В.Ляпина (далее Л.В.): В детском садике «Улыбка»
Делают проекты
Приготовили мы темы,
Чтоб писать конспекты.
Администрация прошла –
Всем заданье раздала
Нужен проект
Участники: педагоги, дети, родители
Чтоб отраженье нашло: экология, культура чувств, творчество, творчество словесное, дизайн.
Г.Н.Смирнова (далее Г.Н.):
Осознали мы проблему,
Обозначили мы тему. Плакат: Тема «Деревья чувств»
Задачи наметили:
«Как любить свою природу
Изучать в краю погоду
И сознанье воспитать.
Не ломать, не разрушать.
Защищать и сад и лес
Чтобы рос он до небес
Был веселым и красивым
Чтобы звери вольно жили,
Чтобы птицы гнезда вили»
Долго думать мы не стали,
Все родителям отдали,
Чтоб родители с детьми
Нам поделку принесли.
Подобрали материал,
Чтоб он теме отвечал:
Простое, необычное, но все-таки приличное
И.В. Баранова (далее И.В.):
Мамы думали, гадали
Папы головы ломали
Чувства, образы, детали –
Все в твореньях передали.
Вот что получилось
(Выкладываются деревья:
1) «Дерево радости, Дерево печали» – семья Костюничевых – мама, папа и сын Артем
2) «Елочка чувств» – семья Водяницких – мама, папа и сын Александр
3) «Пальма чудес» – семья Барановых – мама, папа и Олег
4) «Дерево космическое» – семья Гейко – мама, папа, Алексей)
Г.Н.: Схему подобрали
Рассказы, стихи сочиняли
Л.В.: Презентацию объявили
Старших детей пригласили.
(рассказ Артема о своем дереве)
Г.Н.: Тему дети представляли (И.В. показ папки «Выставка плакатов»
И плакаты рисовали Л.В. на убыстренном видео – экскурсия)
Стало всем теперь известно
Что нельзя, а что полезно.
Вы заметили, что деревья наших детей не только помогли им приблизиться к природе, но и помогли научиться выражать эмоциональное состояние на различные явления окружающей действительности.
Л.В.: Деревья не простые
В них эмоции кипят:
Об этом дети говорят (рассказ Олега о своем дереве)
Г.Н.: Мы работу завершили,
Но деревья не забыли
Социальный педагог
И психолог нам помог
На занятия их берут
Примененье им найдут.
Л.В.: Мамы, дети, педагоги
Да и папы на подмоге
Все старались, кто как мог
ТРИЗ нам очень всем помог!
Презентация проекта на тему «Деревья чувств»
детьми подготовительной группы
Под песню «Улыбка» дети заходят в музыкальный зал.
1 ребенок: - С природой мы всегда друзья
Приглашаем в гости к нам
Все кто хочет твердо знать
Как природу охранять.
2 ребенок: - Как в лесу себя вести,
Чтоб вреда не нанести.
Ни себе самому,
Ни деревьям, ни цветку.
Ни муравьям и ни лисицам,
Ни кузнечикам, ни птицам.
Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю с собой в лес.
Игра «Я – лес, вы мое богатство»
Воспитатель: - Так бывает интересно
Все на свете наблюдать
Все увидеть, все подметить
И как следует понять.
- Дети подготовительной группы подготовили плакаты – «Берегите природу».
Экскурсовод Алена расскажет об этой выставке.
Воспитатель: - Какое сложное явление – дерево.
Вглядись!
В нем жизни вековое волшебство,
В нем бьются воды, что волны покрепче,
Оно шумит, шуршит, и что-то шепчет,
И хочет, чтобы поняли его.
Оно страдает молча. Я прочел
В его морщинах горести нежданные…
Стул деревянен. Деревянен стол.
Но дерево – оно не деревянное.
(И. Сельвинский)
Рассказ о своем дереве Радости и дереве Грусти.
Стихотворение о своем дереве.
Музыкальная загадка «Узнай по звуку» (звуки волка, медведя).
Рассказ о «Елочке чувств».
Стихотворение о своем дереве.
Музыкальная загадка «Узнай по звуку» (звуки птиц, ручейка).
Рассказ о «Пальме чудес».
Стихотворение о своем дереве.
Музыкальная загадка «Узнай по звуку» (звуки дождя, урагана).
Рассказ о «Космическом дереве».
Стихотворение о своем дереве.
Исполнение песни «Россия».
Выставка деревьев – свободная экскурсия детей.
Кияйкина Наталья Федоровна