Тема занятия для детей подготовительной к школе группы «Транспорт»
Тема занятия: «Транспорт»
(для детей подготовительной к школе группы)
Цель: закрепление представлений о транспорте.
Задачи:
- расширение словарного запаса на тему: «Транспорт», закрепление навыка употребления сложных слов;
- закрепление знаний о профессиях, связанных с транспортом;
- закрепление знаний о правилах дорожного движения;
- закрепление в речи обобщающих понятий;
- развитие связной речи, внимания, памяти, мышления;
- развитие интереса к особенностям и видам транспорта.
Методы и приёмы:
- методы формирования сознания (фронтальная беседа);
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (речевые проблемные ситуации, развитие эмоциональной сферы);
- методы стимулирования поведения (поощрение, сюрпризный момент);
- методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, анализ результатов собственной деятельности).
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Предварительная работа: рассматривание картинок о транспорте, повторение видов транспорта, профессий связанных с транспортом; составление описательного рассказа о различных видах транспорта.
Ход занятия
- Ребята, к нам в класс пришло письмо от ребят из Солнечного города. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте ребята, я Винтик, а я Шпунтик. Мы из солнечного города. Мы конструкторы – механики. Работали над созданием нового автомобиля, а какого вы сможете узнать, если выполните наши задания. Николай Владимирович, наш помощник будет выдавать вам детали после каждого выполненного задания. Собрав, детали вы, сможете увидеть наш новый автомобиль. Удачи, друзья!»
- Выполним задания Винтика и Шпунтика?
Игра «Почему так называется?»
Почему так назвали?
Самолёт – сам летает.
Вездеход – везде ходит.
Паровоз – пар возит (с помощью пара работает).
Самосвал – сам сваливает груз.
Самокат – сам катится.
- Это ребята сложные слова, состоят из двух слов.
Игра «Кто, чем управляет»
- Кто управляет автобусом?
Водитель управляет автобусом.
- Кто управляет самолётом?
Самолётом управляет лётчик.
- Кто управляет поездом?
Поездом управляет машинист.
- Кто управляет вертолётом?
Вертолётом управляет вертолётчик.
- Кто управляет кораблём?
Кораблём управляет капитан.
- Кто управляет ракетой?
Ракетой управляет космонавт.
Игра «Самый внимательный»
- Ребята, Шпунтик и Винтик не могут найти вот такой грузовик …… Работа по картинке (из 9 различных грузовиков, найти заданный).
Физкультминутка «Светофор»
Игра «Определи звук транспорта»
(самолёт, корабль, мотоцикл, бульдозер, автомобиль, поезд)
Выбегать неосмотрительно на дорогу – это всегда опасно, но особенно опасно, когда это происходит рядом с твоим домом. Потому, что рядом с домом всё так знакомо и привычно. Никогда ничего плохого не происходило, и кажется, что так будет всегда. Поэтому и не хочется думать об осторожности. И напрасно!
Запомните! Правила движения не только ради того, чтобы их знать, а чтобы выполнять!
Физкультминутка
Дети повторяют текст и имитируют движения мотоцикла.
Ехали мы, ехали, до горки доехали,
Въехали, съехали и дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до ямы доехали,
Яму объехали и дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до моста доехали,
Мост переехали и дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до дома доехали,
Во двор заехали, вот и приехали.
Игра «Автомульти»
- Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (велосипед)
- Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (в карету)
- На крыше какого транспорта путешествовали Крокодил Гена и Чебурашка? (поезда)
- Герой сказки «По щучьему веленью» Емеля был водителем или пешеходом? (водителем)
- Каким транспортным средством пользовалась Баба Яга? (ступа и метла)
- На чем летал старик Хоттабыч? (на ковре-самолете).
- Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда? (велосипед)
- При помощи какого транспорта передвигались Бременские музыканты? (при помощи повозки).
А напоследок поиграем в игру «Правда или нет»
Я буду зачитывать по одному предложению, а вам нужно будет согласиться или не согласиться со мной. Если вы согласны с моим утверждением, то на своём листочке ставите знак «+», если не согласны, ставите знак «-». Готовы?
1.Транспорт – это средство передвижения. (+)
2.Автобус – вид воздушного транспорта. (-)
3.Корабль является наземным транспортом. (-)
4.К подземному транспорту относится метро. (+)
5.Лодка – это транспорт, который передвигается по воде. (+)
6.Транспорт приносит только вред человеку. (-)
7.Весь транспорт делится на 4 группы: воздушный, наземный, водный, подземный. (+)
8.Шум автомобиля может испугать зверей. (+)
9.При выбросе выхлопных газов загрязняется воздух. (+)
10.Водный транспорт передвигается по земле. (-)
- Давайте проверим.
- Собираем автомобиль.
Сказка «Огнехвостик»
Этот лес очень близко подходил к большой автомобильной дороге, которая называется шоссе. По шоссе днём и ночью взад-вперёд мчались машины.
Лесные жители – звери и птицы – старались держаться подальше от дороги. Ещё бы! Тут тебя мигом задавят. И опомниться не успеешь …
Так вот, в этом самом лесу жила лисица со своим сынишкой – рыжим лисёнком, как две капли воды похожим на маму. У лисёнка были большие круглые глаза и не по возрасту пушистый хвост.
Лисёнок страшно гордился своим хвостом, и всё время им играл. Бывало, поднимет его трубой, хитрую мордочку назад обернёт и любуется, как ходит туда-сюда его огненно-рыжий хвостище. А то опустит свою рыжую метёлку и давай мести ею землю.
Все звери, птицы, все лягушки и даже муравьи говорили:
- Вы только взгляните, какой великолепный хвост у этого лисёнка! Подумать только – такой маленький и такой хвостатый.
Мама ласково звала сынишку Огнехвостиком. Как все звериные мамы на свете, она учила своего ребёнка жить так, чтобы не попасть в беду, и не раз предупреждала Огнехвостика:
- Никогда, никогда не выбегай на шоссе. Там тебя задавят. А если и не совсем задавят, то уж обязательно лапку переедут или хвост оторвут… Слышишь, Огнехвостик?
К сожалению, многие дети не слушаются старших. И Огнехвостик – тоже.
«Почему «задавят»? Почему «хвост оторвут»? – думал он про себя. – Маленький я, что ли?... Подумаешь, шоссе перебежать! Раз! – и на той стороне. Там и лес гуще, и деревья выше. Не то что здесь…» А всё-таки он побаивался.
Но однажды Огнехвостик услышал интересный разговор.
У ручья вели неторопливую беседу рак средних лет и пожилая ящерица с зелёной спинкой и жёлтым брюшком.
Лисёнок сразу заметил, что хвост у ящерицы был какой-то необыкновенно короткий. А ведь совсем недавно он видел ту же ящерицу с очень длинным и очень вертким хвостом, который так и шнырял из стороны в сторону. Но это было раньше, а теперь, став куцым, хвост почти не шевелился.
Странное дело, но и рак тоже выглядел необычно: его правая клешня была большая, а вместо левой торчала какая-то коротышка.
- Ну, как твой хвост? – спросил рак, поводя усами и разглядывая собеседницу выпученными чёрными глазами, которые казалось, вот-вот совсем вылезут наружу.
- Растёт помаленьку, - похвалилась ящерица. - Думаю, месяца через два у меня снова будет вполне приличный хвост.
- И как это ты ухитрилась потерять свой прежний, такой прекрасный хвостище?
- «Как, как»! – недовольно пробурчала ящерица. – Вон и у самого вместо левой клешни непонятно что.
- Это новая клешня. Подожди, она ещё вырастет. Разве я виноват, что во время грозы прежнюю клешню камнем отдавило?
- Так ведь и я не виновата, что старый хвост потеряла. Перебегала через шоссе, тут его и отдавило мотоциклом.
«Вот оно что! – подумал лисёнок, который не пропустил ни одного словечка.
- Оказывается, клешни, а главное, хвосты, снова отрастают… Этого мне мама не говорила. Прекрасно! Значит, нечего так уж дорожить своим хвостом. А то только и слышно: ах, береги хвостик, ах, береги лапку!»
Вскоре какой-то озорной бельчонок, который не меньше Огнехвостика гордился своим хвостом и, распушив его, прыгал с ветки на ветку и с дерева на дерево, сказал Огнехвостику: - Эй ты, рыжий! Давай махнём через шоссе: в том лесу шишек видимо-невидимо!..
И хотя лисёнку шишки были вовсе ни к чему, он согласился.
Приятели подошли к опушке. Шоссе вблизи было пусто. Только вдали катилась крошечная машина. Правда, с каждой секундой она становилась всё больше и больше, но бельчонок уверенно заявил:
- А, ерунда! Мы тысячу раз успеем перебежать через дорогу, пока этот грузовик сюда доедет.
И побежал. Огнехвостик за ним. Но он не мог прыгать так быстро…
Ах, как жаль, что он не мог прыгать так быстро, как бельчонок!.. Потому-то грузовик и наехал на Огнехвостика. Всё произошло так быстро, что лисёнок сначала даже не понял, какое несчастье с ним приключилось. Просто ему было очень больно. Он запищал, а когда повернул мордочку назад, то увидел… О, что он увидел!.. Его милый рыженький хвостик сиротливо лежал на дороге. Лисёнок доковылял до хвостика, взял его в зубы и понёс к маме.
Та лишь лапками всплеснул.
- Ничего, мамочка, ничего… он у меня опять вырастет!
- Нет, сынок, - печально сказала лисица, - не бывать тебе больше хвостатым. Никогда не вырастет то, что отрезано или оторвано…
- А у рака клешня? А у ящерицы хвостик? Я сам видел.
- Так то у рака, то у ящерицы и их детей! А у лисят, у зайчат, у волчат и у всех других детишек на свете оторванные хвостики, лапки, ушки, к сожалению, не отрастают.
Вот тут лисёнок заплакал по-настоящему и всё старался то травинкой, то веточкой привязать хвостик на место. Только ничего у него не получалось…
Долго в лесу только и разговоров было, что об Огнехвостике.
Но, по правде сказать, Огнехвостиком, кроме мамы, его больше уже никто не называл. Для всех он теперь был «Куцый», «Бесхвостик»…
В. Ардов
- Ребята, что произошло с лисёнком Огнехвостиком?
- Кто виноват в случившемся?
Итог занятия:
- Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
- Какие виды транспорта мы знаем?
- Что такое специальный транспорт?
- Какой вред может наносить транспорт?
Молодцы, наше занятие подошло к концу?