Социальный проект «Искусство о космосе» на тему «Космизм как направление в искусстве»
МБОУ «СОШ им.М.М.Рудченко с.Перелюб
Перелюбский муниципальный район Саратовская область»
Социальный проект «Искусство о космосе»
Тема проекта:
Космизм как направление в искусстве
Авторы работы: учащиеся 11 «а» класса
МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко с.Перелюб»
Руководитель: Маковийчук Т.А., учитель ИЗО
МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко с.Перелюб»
Представление команды
Команда «СССР»
Наша команда "СССР-Союз Самых Современных Ребят".
Творческий замысел и воплощение: Лазукина Романа
Мы – ученики 11 «А» класса МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко с.Перелюб»». Все мы очень разные, а объединяет нас школа, чаще — общие интересы. Мы скоро окончим школу и все разбежимся в разные стороны, будем редко встречаться, наши взгляды на жизнь поменяются, будут новые проблемы, друзья и недруги, но школьные товарищи останутся в памяти навсегда.
Сейчас нас объединяет общее дело. У нас команда. Мы стремимся поддержать друг друга в любой ситуации. Мы любим погружаться в будущее, обсуждать его, рассматривать наши стремления к выбранным профессиям. И никто, ни на минуту не подумал, что мы расстанемся... Мы полагаем, что можно и нужно творить! Хотим быть открытыми всему новому, но сохранить традиции, для создания ДОБРА, ЛЮБВИ и КРАСОТЫ.
Вместе и только вместе!!!
Во всем всегда стремиться к совершенству!
Везде найти свой идеал!
В пути к успеху выбрать средство,
Чтоб реализовать потенциал!
Наш девиз
Да, мы талантливы во всем:
В науках, в музыке и танцах
И к цели мы своей придем,
И нам придется постараться
Нам будет трудно!
Ну и что? Чего тебя так испугало?
Ну не получится... Не дрейфь!
Начнем все заново, сначала!
Мы вместе все преодолеем
Все сможем и везде успеем
Средь нас певцы и музыканты!
И прочие еще таланты:
Мы вам покажем экстра-класс
Среди всех школ и всех команд
Лазукин Роман - По своей натуре волк, и наверное поэтому, яаляется лидером и техническим деятелем нашей команды. Он очень интересный человек, любит находиться в просторах всемирной паутины. Порой его светлую голову посещают удивительные идеи, которые, воплощаются в реальность.
Лысенко Никита, Гнётова Валентина, Пашацкий Виталий, Соломко Светлана - Арт-дизайнеры нашего коллектива. Благодаря им были оформлены все статьи и страницы. Это интересные и открытые люди, к котором можно обратится за помощью и на которых всегда можно положиться.
Аристова Виктория, Минченко Вячеслав , Никифорова Олеся, Чекунова Светлана, Пурьева Надежда - "светлые головы" и "двигатели" нашей команды. Всегда веселые, полные сил ребята. Заряжающие нас позитивом и хорошим настроением каждый день, что позволяет нам творить с новыми силами.
Антонян Лилит, Жданова Кристина, Мильнова Виктория и Прохоренко Юлия – наши тихие мышки, которые своим трудом перелопатили весь библиотечный фонд. Они очень усидчивые, целеустремленны, умеют добиваться результата.
Мотивы участия в проекте:
Наверное, главным мотивом для нас стало наше любопытство. Ведь проекты для того и создают, чтобы расширять кругозор участников, повышать уровень знаний, объединять коллективы. Так оно и получилось. За период создания проекта мы испробовали себя в новой для нас области (так как данный проект является для нас первым опытом в работе с проектами по искусству), также мы многое узнали друг о друге. Хотя мы вместе уже много лет, некоторые вещи для нас стали неким открытием. Как говорится, человек познается в трудностях. Так оно и вышло. Конечно, еще одной причиной нашего участия стал наш азарт, и если честно, конечно, хочется победить. А кому же не хочется? Вполне понятное желание. Но нельзя забывать и о том, что главное - это приобретения знаний и опыта, а уже потом получение наград.
Космизм как направление в искусстве
Введение.
Едва ли можно спорить с утверждением, что художник отражает в своем творчестве ту реальность, которую он видит. Но что такое «реальность»? Только ли яблоки в вазе или сцены на улице? Духовный поиск – это реальность? Течение времени – это реальность? Тайны мироздания – это реальность? Мысль – это реальность? Могут ли зримые образы передать полет мысли?
Художники, которых принято называть космистами, отвечают на этот вопрос своими произведениями. Отвечают – утвердительно. Своим творчеством они предвосхищают раскрытие тех процессов космической эволюции, которые разворачиваются в настоящее время, но пока не могут быть описаны средствами традиционного научного познания. В своих живописных произведениях они доносят до зрителей идеи нового космического мышления об одухотворенном Космосе, о Беспредельности, о взаимосвязи человека и Вселенной, о мирах иных измерений и иных состояний материи – взаимопроникающих друг в друга и существующих как единая реальность, о красоте этих нездешних миров.
Дыхание Космоса
Не прибой, не отлив, но золотое течение
Космоса влечет ладью.
Космические Сферы и человеческие сферы
принадлежат закону дыхания Космоса
(Из книг Учения Живой Этики)
Сегодня в России сформировался ряд художников с новым взглядом на взаимоотношения творческой личности и Космоса: все более ярким становится понимание его как живой среды, как единства человека и природы во всеобщем духовном пространстве. В наши дни мы все яснее осознаем, что Космос с его энергетикой отвечает нашим представлениям о прекрасном, об искусстве. Его бесконечные духовные миры воспринимаются нами как цельное и гармоничное начало.
Беспредельность Вселенной как прекрасное явление стала источником вдохновения для художников-космистов XX–XXI веков.
Космос в произведениях Олега Высоцкого
Среди них особое место занимает творчество Олега Высоцкого. Для него космическое искусство – это поэма, где видимое подчиняется незримому, образы рождаются на зыбкой грани яви, мечты и фантазии, где в вечном движении тонкой материи, облеченной в поэтическую форму, приоткрываются невидимые миры Вселенной с ее дыханием, звуками, красками.
Олег Николаевич Высоцкий – художник, педагог, мечтатель, творец, чье имя уже обрело твердое признание в современном изобразительном искусстве. Это художник, который с глубоким пониманием относится к классическому искусству, обращается к культурной памяти Серебряного века. Он вникает в эстетические концепции прошлого и настоящего, Востока и Запада, вслушивается в идеи русских философов и западных мыслителей XX века. Творчество О.Н. Высоцкого во многом вдохновляется как животворящими идеями Учения Живой Этики, так и тайнописью восточных пейзажистов.
На наш взгляд, творчество Олега Высоцкого актуализирует идею Учения Живой Этики о необходимости сопоставления космических явлений с жизнью земной: «Космос живет, и проявления его жизни будут отражаться и среди земных чувствований».
Только талантливый художник способен придать невидимому зримость. Олег Высоцкий является тем художником, в сериях картин которого проявился этот редкий дар: узреть – невидимое, рассмотреть в малом – великое, в случайном – закономерное… Строки Уильяма Блейка: «В одном мгновенье видеть вечность, огромный мир – в зерне песка, в единой горсти – бесконечность, и небо – в чашечке цветка» для него – своеобразный девиз, поэтическое выражение личного творческого кредо.
Художник – всегда некий медиум, мифотворец, посредник между силами и энергиями мира. Но здесь важно не раствориться, остаться самим собой, культурным художником, вобрать в себя все достижения человечества, его находки, искания. Решение этой высокой задачи возможно лишь на безостановочном пути самообразования, в условиях высоких и жестких требований к самому себе.
Олег Высоцкий работает в оригинальной смешанной технике, многократно нанося на бумагу тонкие слои масла, акварели, темперы, акрила с помощью аэрографа. Распыленные микроскопические капельки ложатся под разным углом, и изображение становится изменчивым не только в зависимости от освещения, но и от состояния сознания и образа мысли зрителя. Так художник передает сложные нюансы цвета, придает реальность и подвижность сложной форме, заставляет ее жить, дышать, пульсировать, создает ощущение движения самой Вселенной.
Темы серий и названия отдельных произведений, такие как «Благоухания», «Берега», «Моря», «Миры», «Проявления природы», погружают нас в трепетный мир красоты природы. Потоки света, одновременно движущиеся в разных направлениях, объединяют ближнее и дальнее, здешнее и запредельное в единство гармонии, то лирическое, то напряженное, почти космического звучания. А в серии «Метаморфозы» гармонические составляющие светоцветового и линеарного решений приведены к ясности и простоте математической формулы.
Многие его картины не имеют названия. Ведь название картины – не просто слово. Это молния, озарение, плод духовной работы и духовного сосредоточения. Художник, стремящийся к подлинности, держит ответ перед Высшими силами, а потому название картины – это особая ответственность. Работы О.Н. Высоцкого –это свидетельство духовной энергии и совершенной полноты мира. Они соответствуют высоте лирического строя поэзии русского Серебряного века. Рядом с картинами О.Н. Высоцкого хочется вспоминать стихи наших любимых поэтов…
Художник умеет общаться с природой, слушать ее таинственные голоса, переливать их в аккорды красочных созвучий и форм. В работах «Проявления природы», «Двойная радуга» игра цветовых пятен, своеобразных ритмических узоров, то сферических, то появляющихся из недр земли, вьющихся линий, переплетающихся спиралей передает внутреннюю экспрессию и пульсацию форм в живом пространстве реальности.
Бывают такие упоительно прекрасные минуты в жизни природы, когда мир, словно преисполненный благодати, утопает в безмолвии, в тишине, как особом откровении. Словно упала пелена, отделяющая от нас дальние миры, и их свет нежным касанием преисполнил особым загадочным смыслом все знакомое и до боли близкое. Только в безмолвии вибрация света, струящийся космический туман становится героем европейских сказок – бегущим, а иногда взмывающим в поднебесье белым Единорогом («Бег», «Единорог»), только в безмолвии можно услышать музыку сфер, первозвук Вселенной («Аум»), зов Учителя («Зов»), увидеть «Луч надежды», почувствовать воспетые в Ригведе (гимн «Насадия») великие воды первотворения («Дельфин»)… Завораживающая природа, дышащая космической неизбежностью, освещенная неведомыми светилами, напоминает то «Солярис» А. Тарковского («Пейзаж»), то легендарное поле Последней Битвы, поле Курукшетры, где сам великий Кришна показывает Арджуне таинство рождения множественности миров («Учитель и ученик»).
Безмолвие, тишина Вселенной – свидетельство ее затаенной энергетики, ее вечного движения, борьбы и взаимодополнения начал, бесконечного формообразования: сплетенные линии, шары, сферы. Скопления звезд, мерцающие пространства. Что это – звездные россыпи или разбросанные драгоценности? Жемчуг нарождающихся миров («Инь – Ян»)? В картинах Олега Высоцкого появляется изображение символов: древо жизни («Древо», «Древо мировое»), космическое яйцо («Космическое яйцо»), храмы, уходящие в бесконечное пространство (серия «Храм»).
Два самых знаменитых стихотворения из русской поэзии с тем же названием «Silentium» принадлежат Ф.И. Тютчеву и О.Э. Мандельштаму. Тютчев отсылает нас к потаенной глубине человеческих чувств, к полноте душевнодуховного мира:
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственноволшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!..
Строки Мандельштама наполнены ощущением космического первопорядка, глаголомсвященнодействием, творящим мир:
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
В творчестве Олега Высоцкого большое место занимает серия «Благоухания», посвященная таинственному, нездешне манящему миру цветов. Казалось бы, чем тут можно удивить зрителя? Цветы – излюбленный образ поэтов и художников всех времен и народов, наиболее часто употребляемая метафора красоты, жизни, любви... Его цветы не спутаешь ни с какими другими. В этой серии художник проявился как проницательный психолог, чувствующий безмолвный язык природы, постигающий ее самые сокровенные тайны и символы.
В картине, рожденной художником, выявляется вечная жизнь цветка. Перед нами не просто соцветие на тонкой ножке, а оркестр большого мира.
Серия «Водопады» возникает в творчестве художника почти одновременно с цветами… Горы и воды – вечные неизменные символы культуры. Водопады заполняют большие пространства Земли, полей, дорог. В «Водопадах» главным героем картин становится свет, струящийся ниоткуда, свет, бывший прежде солнца (вспомним космическую мифологию мира). Пространство оказывается неисчерпаемым в вечном движении красоты плотной и тонкой материи.
Мир образов художника динамичен, находится в процессе вечного движения. Пейзажи его реальны и нереальны, они создают впечатление зыбкой грани яви, мечты и фантазии и одновременно многообразны по своим художественным решениям.
В таких его работах, как «Дыхание Космоса», «Преображение Мира», особую роль играют композиции с шарами как с подвижными и зарождающимися космическими организмами. Они вызывают ассоциации со светоносными, живыми и полными энергии мирами среди других миров бесконечной Вселенной.
В картинах Олега Высоцкого мы чувствуем загадочные проявления жизни Вселенной, в них живет само дыхание Космоса. «Terra Indigo» (2001): поток световой энергии водного потока окаймлен синими неподвижно замерзшими грядами скал. Художественный смысл работы задан пульсирующей динамикой двух начал: воды и камня, она сообщает уверенность в вечном творческом начале мироздания.
На картине «Встреча в иных мирах» (2001) появляется образ светоносной спирали – символ движения и вечного восхождения. Из глубины, из разрыва Вселенной порождается что-то необычное, что-то живое наплывает, рождается в сложности, ищет соприкосновения с направленными струями энергии света.
…С ранних серий в работах Олега Высоцкого появляется изображение арок храма. Они возвышаются и над полевыми цветами, и над пространством, залитым лунным светом, и над таинственным пейзажем. Художник объясняет этот символ так: «Это не конкретное изображение, а как божественный знак, знак Бога, чье присутствие ощущается во всем Космосе, как в большом, так и в малом. Кроме того, знак арки – это граница между мирами: попробуйте войти в нее и увидеть картину с другой стороны. Помните прекрасную китайскую легенду о великом художнике, написавшем картину по заказу императора – чудесный пейзаж? Долго любовался им император, а затем спросил художника: «А куда ведет эта тропинка?» – «Не знаю. Пойду посмотрю», – ответил художник и исчез за деревьями».
Заключение
С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Необычный колорит. Незнакомая воздушная перспектива. Странные ракурсы…
Вид звездного неба – эта бриллиантовая россыпь множества звезд всегда привлекал, завораживал человека. Когда-то очень давно один философ сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. Для нас, живущих в 21 веке, зрелище звездного неба особенно величественно, потому что мы знаем природу звезд; ведь каждая из них – это солнце, т.е. гигантский раскаленный газовый шар. Звездное небо – великая книга Природы. Кто сумеет ее прочесть, тому раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса.
Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна…
(Ломоносов М.В.)
Используемая литература
1. Учащимися класса велась переписка с автором работ О.Высоцким через интернет.
2. Высоцкий Олег Дыхание Космоса: Живопись (альбом) Авт.предисл. О.Ф.Петрова, Е.А. Трофимова. - М.: Международный Центр Рерихов, Группа "Струна", 2009.- 96 с.: ил.
3. Культура и время: Общественно-научный и художественный журнал 2(32)-2009
4. http://www.artstudio.ee/index.php?aid=444 –личный сайт художника
5. http://www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=0&fp=2&uid=1389&iid=28045&idg=0&user_serie=0 авторские галереи
Картины О. Высоцкого
Дыхание космоса
Древо Мировое
серия Дыхание Космоса
серия "Миры" Год создания: 2003Техника: смешанная
Terra Indigo
Встреча в иных мирах
"Зов"
Душа Мира
Инь Янь
серия Храм
Космическое Яйцо
В иных мирах
Ссудный день
Там...
Харон
Ом
Дельфин
Из серии Структуры