Социально-научный проект обучающихся «Моя родословная»

3
0
Материал опубликован 16 February 2023

Государственное областное казенное учреждение «Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска


Проект

«Моя родословная»

t1676513886aa.jpg


Выполнили:

ученики 3 кл

Руководитель:

Новикова Т.А.


Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти...

Старайтесь записывать всё, что можете, о прошлом рода, семьи, дома...

Старайтесь собирать портреты, автографы, письма, сочинения печатные и рукописные всех тех, кто имел отношение к семье, к роду...

Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме и пусть всё около вас будет напитано воспоминаниями…

Павел Флоренский



Актуальность проекта

Какой бы не был наш дом, где бы он не находился, он всегда будет нам дорог и близок.

Человек не может быть достойным гражданином своей родины, не зная родословной своей семьи.

В данном проекте мы хотим рассказать о семьях моих учеников.

В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Как говорят, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений.

Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням.

Ещё А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».


Проблема: учащиеся не имеют достаточных знаний о членах своей семьи, о родственных связях, о предшествующих поколениях.

Участники проекта: дети, учитель, родители.

Дети: учащиеся 3 класса

Сроки реализации проекта: 2 месяца

Тип проекта:

по содержанию – исследовательский

по числу участников – групповой (10 человек)

по времени проведения - 2 месяца

по профилю знаний – межпредметный=

Интеграция с другими образовательными предметами:

- коммуникация

- социализация

- познание

- труд

- здоровье

-история

Цель проекта: изучить родословную семей учащихся.

Задачи проекта:

- Формировать у детей представления о семье и родственных отношениях.

- Закреплять знание имен, фамилий бабушек и дедушек.

- Обогащать детско-родительские отношения путем совместной творческой деятельности.

- Воспитывать уважительное отношение и любовь к своим близким.

- Составить генеалогическое древо семьи.

Этапы исследовательской работы

Составление родословной семьи, надо начинать со сбора информации у близких родственников.

 Особенно важные сведения может предоставить старшее поколение, которое знает больше о прошлом своего рода.

 Полученную информацию о каждой семье проверяем , с помощью старых посемейных списков, данных переписи населения, книг и т.д.

  Составляем общее генеалогическое древо всего рода, распределяя собранную информацию  по поколениям.

Предполагаемые результаты:

-сформировать представления детей о семье и родственных отношениях

- вовлечение родителей к участию в проектной деятельности

- реализовать потребности учащихся в продуктивных видах деятельности.

Подготовительный этап:

- Подбор литературных произведений

- Рассматривание известных картин

- Просмотр мультфильмов

- Подбор игр и развлечений

- Изучение пословиц и поговорок на тему семья, родные.

Содержательный этап:

- Заполнение «Генеалогического древа»

- Рисование «Мама, папа, я – дружная семья».

Сюжетно-ролевые игры:

- «Семья»

- «Дом»

Дидактические игры:

- «Как мы помогаем родным»

- «Родство»

- «Семья»

- «Кто ты для…»

- «Огорчится ли мама, если…»

Беседы с учащимися:

- «Наша дружная семья»

- «Тайна имени»

- «Происхождение фамилий»

Рассматривание репродукций:

- «Опять двойка» Ф.Н. Решетникова

- «За завтраком», «Моя семья», «Дочка Катя с куклами» З. Серебряковой

Чтение художественной литературы:

- В.Осеев «Волшебное слово», «Сыновья»

- В. Катаев «Цветик-семицветик»

Просмотр мультфильмов:

- «Встречайте бабушку»

- «Разноцветная семейка»

- «Осторожно, обезьянки»

- «Мама для мамонтенка».

Основные понятия:

Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение.

Предок – представитель предшествующего поколения родственников.

Поколение – родственники одной степени родства по отношению к одному предку; одновременно живущие люди близкого возраста.

Семья – группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми); единство, объединение людей, сплочённых общими интересами.

Генеалогия – история рода.

Генеалогическое (родословное) древо – схематическое представление родственных связей.

t1676513886ab.jpg

Термины родства:

- Прародители - первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.

- Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.

- Бабушка - мать отца или матери, жена деда.

- Дед - отец матери или отца.

- Внук - сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы.

- Внучка - дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы.

- Мать - лицо женского пола по отношению к своим детям.

- Отец - лицо мужского пола по отношению к своим детям.

- Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям.

- Сын - лицо мужского пола по отношению к своим родителям.

- Дядя - брат отца или матери.

- Тетя - сестра отца или матери.

- Брат - каждый из сыновей одних родителей.

- Сестра - дочь одних родителей.

- Племянник - сын брата или сестры.

- Племянница - дочь брата или сестры.


Оформление родословной.

Генеалогия - это наука о семье человека и всех его родственных связях с другими людьми.

Родословная может быть оформлена в виде древа, где стволом обозначен, тот, кто составляет родословную.

Восходящее мужское древо- указываются лишь прямые предки по мужской линии.

Восходящее смешанное древо, то где указываются прямые предки по мужской и женской линии, т.е. бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки и т.п.

Нисходящее мужское древо самое распространенное, в основании его будет предок, а в кроне окажется тот, кто составляет родословную.

Нисходящее смешанное древо, в котором указываются все предки, включая братьев и сестер, необходимо для выявления родственных связей.


t1676513886ad.jpg


Заключение:

Испокон веков знание своего генеалогического дерева считалось делом чести, уважалось и поддерживалось.

На примерах из истории рода изучали общую историю, на знакомстве с жизнью предков познавали, что такое достойная жизнь, что такое подвиг, какие черты характера были в роду, какие достижения, какие ценности передавались, сколько поколений сохраняло свою веру.

Знакомились с географией рода, где родились и жили, чем владели, с кем дружили, где учились. История рода собиралась, и записывалась, и передавалась.

Важно уже сейчас дополнять генеалогическое дерево, пока еще есть возможность воссоздать историю рода, чтобы сохранить и передать потом своим детям.

Литература:

Интернет ресурсы. Словарь русских имен.

Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий.- Москва: Просвещение, 1975г.-160с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.