Социально-научный проект обучающихся «Моя родословная»
Государственное областное казенное учреждение «Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска
Проект
«Моя родословная»
Выполнили:
ученики 3 кл
Руководитель:
Новикова Т.А.
Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти...
Старайтесь записывать всё, что можете, о прошлом рода, семьи, дома...
Старайтесь собирать портреты, автографы, письма, сочинения печатные и рукописные всех тех, кто имел отношение к семье, к роду...
Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме и пусть всё около вас будет напитано воспоминаниями…
Павел Флоренский
Актуальность проекта
Какой бы не был наш дом, где бы он не находился, он всегда будет нам дорог и близок.
Человек не может быть достойным гражданином своей родины, не зная родословной своей семьи.
В данном проекте мы хотим рассказать о семьях моих учеников.
В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Как говорят, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений.
Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням.
Ещё А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».
Проблема: учащиеся не имеют достаточных знаний о членах своей семьи, о родственных связях, о предшествующих поколениях.
Участники проекта: дети, учитель, родители.
Дети: учащиеся 3 класса
Сроки реализации проекта: 2 месяца
Тип проекта:
по содержанию – исследовательский
по числу участников – групповой (10 человек)
по времени проведения - 2 месяца
по профилю знаний – межпредметный=
Интеграция с другими образовательными предметами:
- коммуникация
- социализация
- познание
- труд
- здоровье
-история
Цель проекта: изучить родословную семей учащихся.
Задачи проекта:
- Формировать у детей представления о семье и родственных отношениях.
- Закреплять знание имен, фамилий бабушек и дедушек.
- Обогащать детско-родительские отношения путем совместной творческой деятельности.
- Воспитывать уважительное отношение и любовь к своим близким.
- Составить генеалогическое древо семьи.
Этапы исследовательской работы
Составление родословной семьи, надо начинать со сбора информации у близких родственников.
Особенно важные сведения может предоставить старшее поколение, которое знает больше о прошлом своего рода.
Полученную информацию о каждой семье проверяем , с помощью старых посемейных списков, данных переписи населения, книг и т.д.
Составляем общее генеалогическое древо всего рода, распределяя собранную информацию по поколениям.
Предполагаемые результаты:
-сформировать представления детей о семье и родственных отношениях
- вовлечение родителей к участию в проектной деятельности
- реализовать потребности учащихся в продуктивных видах деятельности.
Подготовительный этап:
- Подбор литературных произведений
- Рассматривание известных картин
- Просмотр мультфильмов
- Подбор игр и развлечений
- Изучение пословиц и поговорок на тему семья, родные.
Содержательный этап:
- Заполнение «Генеалогического древа»
- Рисование «Мама, папа, я – дружная семья».
Сюжетно-ролевые игры:
- «Семья»
- «Дом»
Дидактические игры:
- «Как мы помогаем родным»
- «Родство»
- «Семья»
- «Кто ты для…»
- «Огорчится ли мама, если…»
Беседы с учащимися:
- «Наша дружная семья»
- «Тайна имени»
- «Происхождение фамилий»
Рассматривание репродукций:
- «Опять двойка» Ф.Н. Решетникова
- «За завтраком», «Моя семья», «Дочка Катя с куклами» З. Серебряковой
Чтение художественной литературы:
- В.Осеев «Волшебное слово», «Сыновья»
- В. Катаев «Цветик-семицветик»
Просмотр мультфильмов:
- «Встречайте бабушку»
- «Разноцветная семейка»
- «Осторожно, обезьянки»
- «Мама для мамонтенка».
Основные понятия:
Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.
Род – ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение.
Предок – представитель предшествующего поколения родственников.
Поколение – родственники одной степени родства по отношению к одному предку; одновременно живущие люди близкого возраста.
Семья – группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми); единство, объединение людей, сплочённых общими интересами.
Генеалогия – история рода.
Генеалогическое (родословное) древо – схематическое представление родственных связей.
Термины родства:
- Прародители - первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.
- Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.
- Бабушка - мать отца или матери, жена деда.
- Дед - отец матери или отца.
- Внук - сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы.
- Внучка - дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы.
- Мать - лицо женского пола по отношению к своим детям.
- Отец - лицо мужского пола по отношению к своим детям.
- Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям.
- Сын - лицо мужского пола по отношению к своим родителям.
- Дядя - брат отца или матери.
- Тетя - сестра отца или матери.
- Брат - каждый из сыновей одних родителей.
- Сестра - дочь одних родителей.
- Племянник - сын брата или сестры.
- Племянница - дочь брата или сестры.
Оформление родословной.
Генеалогия - это наука о семье человека и всех его родственных связях с другими людьми.
Родословная может быть оформлена в виде древа, где стволом обозначен, тот, кто составляет родословную.
Восходящее мужское древо- указываются лишь прямые предки по мужской линии.
Восходящее смешанное древо, то где указываются прямые предки по мужской и женской линии, т.е. бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки и т.п.
Нисходящее мужское древо самое распространенное, в основании его будет предок, а в кроне окажется тот, кто составляет родословную.
Нисходящее смешанное древо, в котором указываются все предки, включая братьев и сестер, необходимо для выявления родственных связей.
Заключение:
Испокон веков знание своего генеалогического дерева считалось делом чести, уважалось и поддерживалось.
На примерах из истории рода изучали общую историю, на знакомстве с жизнью предков познавали, что такое достойная жизнь, что такое подвиг, какие черты характера были в роду, какие достижения, какие ценности передавались, сколько поколений сохраняло свою веру.
Знакомились с географией рода, где родились и жили, чем владели, с кем дружили, где учились. История рода собиралась, и записывалась, и передавалась.
Важно уже сейчас дополнять генеалогическое дерево, пока еще есть возможность воссоздать историю рода, чтобы сохранить и передать потом своим детям.
Литература:
Интернет ресурсы. Словарь русских имен.
Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий.- Москва: Просвещение, 1975г.-160с.