Социально-психологическое тестирование как один из методов профилактики наркомании в Республике Северная Осетия — Алания (8–11 класс)

3
0
Материал опубликован 17 December 2023 в группе

Аннотация: В статье проводится теоретический анализ эффективности проведения социально-психологического тестирования обучающихся Республики Северная Осетия - Алания, а также отношение педагогической и родительской общественностей к этому методу профилактики наркомании. Отмечается необходимость использования этого метода профилактики наркомании в целях раннего выявления немедицинского потребления психоактивных веществ.


Ключевые слова:  профилактика наркомании обучающихся, социально-психологическое тестирование, метод профилактики наркомании.



Abstract: The article presents the theoretical analysis of students socio-psychological testing effectiveness in Republic of North Ossetia - Alania and pedagogical and parent community to this method of drug prevention. The necessity of using this method of drug prevention for early identify the non-medical use of psychoactive substances.


Key words: prevention of students’ drug abuse, socio-psychological testing, method of drug abuse prevention.



Социально-психологическое тестирование как один из методов профилактики наркомании в Республике Северная Осетия-Алания


В Республике Северная Осетия-Алания констатируется негативная тенденция увеличения общего количества наркозависимых, как и по России в целом.

К сожалению, употребление психоактивных веществ подростами становится социально-приемлемой формой их поведения. По оценкам экспертов, число потребляющих наркотики без медицинских показаний в республике достигает 25 тысяч человек. Расширяется детская, подростковая и женская наркомания.[8] Это определяет актуальность разработки и внедрения новых методов профилактики наркомании подростков.

Вопросами профилактики наркомании как формы девиантного поведения начали заниматься ученные в конце 60-х – начале 70-х годов XX века (В.С. Афанасьева, В.Н. Кудрявцева, В.М. Сорокина, А.М. Яковлева и др). Е.В. Заика, Н.П. Крейдун, А.С. Якина в своих исследованиях рассматривали наркотическую зависимость как одну из форм деформации личности подростков, что ведет к их противоправному поведению. И уже современными исследователями (Я.В.Зубова, В.А.Котлярова, А.П.Михайлов, А.А.Федосеева) доказано, что мотивацией противоправному поведению подростков является отсутствие или недостаточность устойчивого уровня правовой культуры.

В настоящее время противодействию распространению наркомании среди обучающихся в образовательном пространстве уделяется пристальное внимание. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента России от 9 июня 2010 г. № 690, получила свое развитие в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ. Сегодня государство предлагает в помощь новый способ противодействия распространению психоактивных веществ – социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях, и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.

Анализ литературы и проведенных исследований позволили выявить противоречие между необходимостью раннего выявления лиц, употребляющих психоактивные вещества без медицинских показаний и неподготовленностью к этой работе большинства педагогов, а также негативным отношением к процессу проведения тестирования самих родителей.

Однако хотелось бы отметить, что именно образовательные организации являются уникальным местом. В связи с этим законом устанавливается компетенция системы образования по обеспечению раннего выявления немедицинского потребления психотропных веществ среди обучающихся путем проведения социально-психологического тестирования обучающихся образовательных организаций.

Ежегодные исследования состояния наркосреды в Республике Северная Осетия-Алания показывают, что в последние годы наркомания стремительно молодеет, а самый пугающий исследователей вопрос это то, что именно в среднем и старшем школьном возрасте происходит максимальное вовлечение в круг употребляющих психоактивные вещества.

Считаем, что именно образовательный процесс предоставляет педагогам, психологам и другим специалистам широкий круг возможностей для ведения разъяснительной, воспитательной, просветительской работы среди подростков и молодежи. Школа как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики наркомании, так как может формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни в процессе обучения, вести целенаправленную совместную работу с родителями подростка для контроля ситуации, привлекать специалистов других ведомств для осуществления профилактических и диагностических мероприятий.

Для своевременной диагностики выявления этого заболевания среди обучающихся предлагается ряд мер, достаточно жестких и дискуссионных, которые тоже следует обсудить, в том числе и решение об обязательном тестировании обучающихся всех образовательных организаций.

Но именно социально-психологическое тестирование должно стать первым шагом в решении сложившейся ситуации, главной целью которого является:

- объединение усилий образовательных и медицинских организаций в рамках первичной профилактики с целью получения первичной информации о состоянии наркологической ситуации в данном учебном заведении;

- создание у обучающихся ощущения подконтрольности в сфере употребления психоактивных веществ;

- снижение спроса психоактивных веществ среди обучающихся, и вследствие снижение риска вовлечения их в наркогенную ситуацию;

- снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными;

- снижение наркологической заболеваемости.

Во всех образовательных организациях Республики Северная Осетия-Алания (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 г. № 658) с 2015 года проводится социально-писихологическое тестирование обучающихся.

Целью данного социально-психологического тестирования является ранее выявление лиц, склонных к рискованному поведению в детско-подростковой и молодежной среде Республики Северная Осетия-Алания. Определяющим критерием при обработке результатов выступала шкала контроля эмоций. Результаты, полученные по данной шкале, позволяют разделить всю выборку на две группы: признающих проблему в контроле эмоций и не признающих.

Результаты тестирования показали, что количество обучающихся, составивших группу «социального риска» незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в 2016 увеличилось и составило 1247 обучающихся, в то время как в 2015 году таких обучающихся было 447. Также необходимо отметить, что в 2016 году обучающихся, давших согласие на прохождение тестирования, было меньше, чем в предыдущем году (8 918 обучающихся в 2015 году, 5 577 обучающихся в 2016 году). Соответственно, обучающихся, оформивших в установленном порядке отказ от участия в тестировании в 2016 году было больше (15165 человек), чем в 2015 году (9 803 человека).

Снижение количества обучающихся, готовых пройти добровольное тестирование, говорит о негативном отношении к такому методу профилактики в республике. Однако его результаты говорят о необходимости его проведения. Но только в том случае, если корректно использовать его результаты при проведении профилактической работы в образовательных организациях.

Для объективной оценки эффективности проводимого исследования перед нами встал вопрос анализа отношения педагогической и родительской общественности к такому рода методу профилактической работы.

В связи с этим было проведено анкетирование педагогов и родителей обучающихся с целью определения их отношения к социально-психологическому тестированию.

В исследовании отношения педагогической и родительской общественности к социально-психологическому тестированию приняли участие 421 педагог и 690 родителей.

В результате больше половины педагогов (58,87%) отмечают введение социально-психологического тестирования положительным моментом в деятельности образовательных организаций и эта работа должна быть комплексной и системной. В профилактической работе по данному направлению должны участвовать все категории педагогических работников совместно с инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних.

Не смотря на осознание педагогами важности и эффективности проведения такого исследования, у них остаются определенные сложности, которые связаны с недостаточной методической готовности к этому.

Что касается родителей, то большинство из них не считают данный метод профилактической работы эффективным. А именно потому что информация о тестировании некорректно до них была доведена, либо некорректно ими воспринята.

Социально-психологическое тестирование обучающихся не выявляет детей, которые употребляю психоактивные вещества. Оно выявляет несовершеннолетних, склонных к рискованному поведению. Определяющим критерием при обработке результатов выступает шкала контроля эмоций. Результаты, полученные по данной шкале, позволяют разделить всю выборку на две группы: признающих проблему в контроле эмоций и не признающих. Также необходимо помнить, что тестирование анонимное.

Результаты помогут определить проблемные школы, классы. В результате со стороны специалистов будет проведена необходимая профилактическая работа с педагогическими работниками, обучающимися и их родителями.

Результаты исследования доказывают то, что работа с родителями является главным направлением мотивационной работы при проведении тестирования. Также отношение родителей к тестированию обуславливает и отношение к нему самого подростка.

Несмотря на актуальность проблемы наркомании многие родители республики до сих пор остаются некомпетентными в вопросах наркозависимости и в вопросах ее профилактики. К сожалению, родители не учитывают о, что не всегда знают круг общения своего ребенка, так же как и его интересы. Проблема родителей в том, что они не владеют полной информацией о том, что происходит с их детьми в подростковом возрасте, как помочь ребенку выйти из этого возрастного кризиса с наименьшими потерями.

Важно убедить родителей в том, что тестирование – это способ вовремя, еще до возникновения зависимости, узнать о проблемах ребенка и помочь ему справиться с ними.

Подводя краткий итог, необходимо заметить, что результаты тестирования только подтверждают обоснованность и необходимость его проведения. Однако для достижения эффективности проводимой профилактической работы в части проведения социально-психологического тестирования обучающихся необходимо разработать методические рекомендации как для руководителей образовательных организаций, педагогических работников, так и для родителей.

Необходимо акцентировать внимание на просветительско-профилактической работе с младшими школьниками и подростками, усилить работу по вовлечению родителей в профилактическую работу образовательной организации. До тех пор пока родители и педагоги будут добиваться целей воспитания разрозненно, никакого эффекта достигнуто не будет.


Список литературы:

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента России от 9 июня 2010 г. № 690,

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 г. № 658 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».

Заика Е.В., Крейдун Н.П., Якина А.С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. - №4. – 1990. С.83-90.

Зотова М.О., Бериев О.Г. «Социально-психологические аспекты отношения подростков и молодежи к употреблению ПАВ» // «Медико - социальные аспекты формирования здорового образа жизни: новые взгляды и решения». Всероссийская научно-практическая интернет-конференция с международным участием. ФГБОУ ВПО «МордГПИ им. М. Е. Евсевьева»,г. Саранск, 2012. www.mordgpi.ru

Книжникова С. В., Фесенко Д. А. Готовность педагогов к профилактике девиантного поведения школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 29. – С. 149–155. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56568.htm.

Информационные материалы Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания.

.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации