«Совершенствование иноязычной социокультурной компетенции как фактор, повышающий конкурентоспособность будущего специалиста»
Расширение международных контактов и сотрудничества на всех уровнях интеграции России в европейское и мировое сообщества, вхождение России в общеевропейское пространство, интернационализация всех сфер жизни резко повысило интерес к изучению иностранных языков, и потребность в людях, владеющих ими.
Говорящий на иностранном языке должен не только правильно формулировать мысли на иностранном языке, но и соблюдать культурные нормы, принятые у носителей языка. То есть человек в процессе изучения языка должен не только освоить язык, но и проникнуться другой системой ценностей и вписать её в свою картину мира. Поскольку основным объектом изучения является не страна, а фоновое знание носителей языка, их невербальное поведение в актах коммуникации, в обобщенном виде их культура. То правомерным было бы ввести социокультурный компонент обучения иностранному языку, на базе которого будут формироваться знания о реалиях и традициях страны.
А самое главное- использовать иностранный язык как средство удовлетворения познавательных интересов, а именно, познания мира, окружающей среды и впоследствии как средство жизнедеятельности в европейском сообществе.
Социокультурная компетенция - явление комплексное и состоит из лингвострановедческого, социолингвистического, социально-психологического и культурологического компонентов.
Согласно словарю методических терминов, социокультурная компетенция (англ. sociocultural competence) - это совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка. Социокультурная компетенция входит в состав коммуникативной компетенции и является ее компонентом. Содержание социокультурной компетенции может быть представлено в виде четырех составляющих:
1) социокультурные знания;
2) опыт общения (стиль общения, адекватная трактовка явлений иноязычной культуры);
3) личностное отношение к фактам иноязычной культуры;
4) владение способами применения языка (адекватное употребление национально-маркированной лексики в речи в различных сферах межкультурного общения).
Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров утверждают, что все уровни языка «культурноносны», то есть имеют страноведческий план, поэтому изучение культурного компонента слов является важным условием успешного овладения иностранным языком. За счет обогащения и развития кругозора учащегося с помощью той или иной страноведческой информации, изучающий английский язык будет способен включиться в интегративные процессы, происходящие в мире.
Коммуникативная функция языка заключается в обеспечении межкультурного общения, но иногда участники коммуникации не способны понять друг друга, несмотря на тот факт, что используют одни и те же языковые структуры. Это объясняется тем, что средства языка, которые выбирают коммуниканты, построены на основе разных социокультурных структур. Также очень важно объяснить студентам, насколько важно уважать другие культуры, обычаи, устои и проявлять толерантность к представителям любой нации. Быть достойным представителем своей страны и ее культуры и проявлять готовность в предвосхищении трудностей со стороны слушателей тоже крайне важно. И в то же самое время необходимо уметь защищать свою точку зрения и находить нужные аргументы, уважать сотоварищей и не зависеть от их мнения.
Отсутствие навыков социокультурной компетенции значительно осложняет коммуникацию. Исследователи правомерно отмечают, что несформированность социокультурной компетенции негативно влияет на процесс коммуникации, следствием чего являются ошибки в приеме и передаче информации, нарушение процесса коммуникации в целом, так как «языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках».
Итак, формирование социокультурной компетенции у обучаемого позволяет реализовать все четыре цели современного образования:
1) познавательная - обучаемый представляет мир как целостную многоуровневую систему;
2) воспитательная - обучаемый обладает такими личностными ценностями, как гуманистическое мировоззрение, патриотизм, уважение к другим культурам, нравственность, культура общения;
3) практическая - обучаемый владеет иноязычным общением в единстве всех его компетенций (языковой, речевой, учебно-познавательной);
4) развивающая - у обучаемого сформированы социокультурные стереотипы поведения, а также обогащен личностный ментальный опыт.
Более того, полученные в процессе обучения социокультурные знания будет только увеличиваться и совершенствоваться во время реального диалога, но уже на профессиональном уровне. Таким образом, посредством усиления языковой подготовки будущих специалистов расширяется образовательный потенциал высшей школы, а именно подготовка специалистов, способных осуществлять профессиональную деятельность в открытом мировом сообществе, не только развивая лингвистические представления, знания, умения и навыки студентов, но и совершенствуя культуру межличностного и делового общения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного сотрудничества.
Формирование социокультурной компетенции у студентов является необходимым условием профессиональной успешности и конкурентоспособности в будущем. Кроме того, социокультурный компонент содержания образования выступает стимулом повышения мотивации и эффективности в овладении иностранным языком на послевузовском этапе.