Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка (на материале УМК «Spotlight»)

2
0
Материал опубликован 14 September 2016 в группе

Цель обучения иностранному языку в школе – развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно овершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности, т.е. формирование, развитие и совершенствование коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция это способность обучающихся к иноязычному общению, позволяющая вступать в равноправный диалог с представителями других культур. [Сафонова 2004: 173] Безусловно, невозможно сформировать коммуникативную компетенцию без знания социокультурного фона.

Обучение английскому языку на основе ознакомления с культурой англоговорящих стран является одним из основных принципов обучения языку. Приобщение к иной культуре способствует не только коммуникации, пониманию носителя языка, а также дает возможность представить свою страну в условиях межкультурного общения. В содержании обучения английскому языку социокультурный компонент играет немалую роль в развитии личности школьника, так как позволяет не только ознакомиться с культурными ценностями англоязычной страны, но и сравнить эти ценности с ценностями своей страны, что способствует формированию общей культуры обучающегося. Таким образом, социокультурный компонент позволит расширить общий, культурный, социальный кругозор обучающихся. Бесспорно, самым успешным средством развития социокультурной компетенции является нахождение в стране изучаемого языка, погружение в атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны изучаемого языка. Перед учителем английского языка возникает проблема: научить учеников на современном этапе развития общества не только говорить, но и мыслить на чужом языке. А возможность попасть в иноязычную среду предоставляется только на уроке, и жаль, что эта среда является искусственной. Для создания, пусть даже и искусственной среды, необходим поиск эффективных средств и методов развития социокультурой компетенции. Одним из помощников для развития социокультурной компетенции является УМК, по которому учитель работает. Ведь каждый урок иностранного языка - это перекрёсток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает другой мир и иную культуру: за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире.

В настоящее время современные УМК предоставляют широкий спектр деятельности для реализации социокультурного подхода. Учителю необходимо ориентироваться в этом многообразии учебных пособий, который необходим для достижения планируемых (предметных, метапредметных и личностных) результатов.

Какой УМК выбрать? По советам своих коллег я выбрала УМК «Spotlight» издательства «Просвещения». В этом учебно – методическом комплексе в полном объеме представлена информация о культуре, традициях, обычаях, памятниках разных стран в разделе «Culture Corner», «Extensive reading», «Across the Curriculum (History)». Авторский коллектив данного комплекса не ограничиваются только англоговорящими странами. В этих разделах представлен разнообразный страноведческий материал, который дает возможность обучающимся больше узнать о культурных ценностях, исторических событиях, особенностях других стран, своей родной страны. Знание социокультурной информации, необходимо для успешной коммуникации. Конечно, при общении собеседник может допустить грамматические, лексические ошибки, которые не приведут к непониманию. А вот незнание культурных особенностей, обычаев страны в первую очередь может привести к коммуникативным препятствиям, а также может показать неуважение к иностранцу и к его стране. Даже в одной и той же речевой ситуации люди из разных англоговорящих стран используют разные речевые клише, средства для выражения своего мнения, своей точки зрения. Ученикам необходимо выражать свое мнение на английском языке, использовать те выражения, которые бы использовали носители языка при общении.

В УМК «Spotlight» как следует, продемонстрирован диалог культур. После текстов, которые содержат элементы другой иноязычной культуры, следуют задания, которые помогают обучающим сопоставить, проанализировать, выделить необходимую информацию для сравнения со своей родной культурой. После таких текстов обязательно следуют задания, проекты, портфолио, где нужно представить творческую работу о своей стране, найти культурные сходства и различия. Например, в учебнике «Spotlight» 6 класса, в разделе «Culture Corner» на уроке мы совершаем путешествие в Великобританию, в страны входящие в состав Соединенного Королевства, работаем с текстом, картой, флагами каждой страны. А дома ученики готовят статью о своей стране, при этом нужно нарисовать флаг Российской Федерации, найти карту.

В журнале «Spotlight on Russia», который является частью учебника «Spotlight»,

представлены материалы о России, ее традициях, обычаях современном образе жизни, ее достижениях в различных сферах, ее географии и культуре. Этот журнал дает возможность обучающимся совершить виртуальное путешествие по России и узнать больше об укладе жизни людей в разных ее уголках. Например, тексты о дне города, российских городах-миллионерах, музеях России предоставляют возможность детям осознавать себя гражданами своей страны.

Такой раздел имеет огромное значение для достижения личностных результатов, воспитывает уважение и любовь к Отечеству, чувство гордости за прошлое и настоящее своей Родины.

Воспитать любовь и уважение к своей Родине, развить чувство патриотизма на уроках английского языка, можно только тогда, когда учебная деятельность имеет эмоциональный отклик в душе каждого ученика. Несомненно, каждому учителю необходимо создавать такие ситуации, в которых обучающие будут чувствовать гордость за свою Родину, историю, свою семью. Такие ситуации мне позволяет создавать УМК «Spotlight». Наряду с этим, все разделы учебника насыщены иллюстративным, красочным материалом, который позволяет интересно и доступно рассказать о многообразии мира. Все это и создает ту искусственную иноязычную среду, с помощью которой, обучающие вступают в коммуникацию путем погружения в культуру других стран. Другими словами, данный учебно-методический комплекс отличается тем, что необходим, интересен обучающимся, так как создает базу для живой коммуникации. При необходимости на уроке можно использовать книги для чтения, карточки, видео, аудиоматериалы, различные ролевые игры, компьютерные обучающие программы, пословицы, рифмовки, музыку. Это все разумно дополняет УМК и помогает учителю. Так, например, в качестве речевой зарядки я часто использую пословицы. Изучая английские пословицы, мы, сравниваем, как одна и та же мысль передается разными средствами в разных языках. Знание пословиц играет большую роль и в русском, и в иностранном языке.

Колоссальное значение для формирования социокультурной компетенции имеет современная музыка (английские, американские песни). Конечно, этот учебно–методический комплекс содержит большое количество диалогов, заданий для аудирования. Но такой вид аудирования (с песнями) очень нравится школьникам. Они могут слушать песни и вставлять пропущенные слова, т. е и работать и отдыхать. Это позволяет познакомиться с творчеством известных музыкантов мира, рассказать о своем любимом артисте (группе), музыкальном направлении, найти, что объединяет и различает все творческие тенденции мировой музыки.

Урок ограничен и за 45 минут урока трудно создать такую иноязычную среду, но на уроке можно заложить основы социокультурной компетенции, а вот развить уже на внеурочных занятиях, на элективных курсах, во время кружковой работы, при проведении общешкольных мероприятий, предметной недели.

Например, на предметной неделе по английскому языку мы устраивали общешкольное мероприятие после изучения темы «Thanksgiving day» в 5 классе, где рассказывали об истории этого праздника, традициях. Дети наряжались в костюмы индейцев и колонистов, рассказывали стихотворения, затем мы устраивали чаепитие, пили чай и ели тыквенный пирог. Вот именно такие мероприятия помогают создать иноязычную среду, которая позволяет почувствовать себя жителем другой страны, другой культуры, у который есть свои особенности. Дети погружаются в эту среду и лучше усваивают этот материал.

Суммируя все вышеизложенное, я могу сказать, что, основываясь на практике моей работы с УМК «Spotlight», этот учебно-методический комплекс позволяет сформировать социокультурную компетенцию обучающихся и достичь планируемых результатов на уроке английского языка.

Используемые источники:

  1. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О. Е. «Английский в фокусе. 5 класс. – М.: Просвещение, 2013 .
  2. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О. Е. «Английский в фокусе. 6 класс. – М.: Просвещение, 2013 .
  3. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровнему описанию в методических целях. – М.: Еврошкола, 2004. – 236с.
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации