12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Катюхина Г.А.23
1

Статья «Духовно–нравственное воспитание – основа формирования личности будущего специалиста»

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Катюхина Г. А., председатель ПЦК общепрофессиональных и

специальных социально-экономических дисциплин,

преподаватель высшей квалификационной категории

 

Российская молодежь на современном этапе переживает «духовный кризис», обусловленный деструктивными явлениями, происходящими в политической, экономической и социальной сферах.

Поэтому, как никогда, сегодня актуальна проблема духовно-нравственного возрождения подрастающего поколения. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.

Духовно-нравственное воспитание является важной педагогической проблемой, во-первых, в связи с приоритетностью задачи воспитания будущих специалистов, во-вторых, в связи с возрастанием гуманистической и социальной роли специалистов в общественной жизни государства.

Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.

Развитие духовно-нравственного воспитания профессионального образования всех уровней предполагает решение следующих задач:

- возрождение региональных, молодежных научно-технических производственных центров, центров информации, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости;

- создание центров развития внеучебной деятельности студентов;

- развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры;

- развитие и совершенствование работы сети служб социально-психологической помощи учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования;

- изучение и распространение опыта организации воспитания обучающихся в общественных организациях и учреждениях профессионального образования, продуктивно использующих научно-профессиональный потенциал, возможности социальных, культурных, исторических традиций.

Решение выделенных задач возможно при:

- оптимизации правовой, методической, организационно-экономической базы духовно-нравственного воспитания в колледже;

- разработке содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания, адекватных функциям колледжа, а также модели специалиста, которого готовим;

- сочетании личностных интересов и профессиональных возможностей;

- создании необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах (клубная деятельность, вторичная занятость, спорт, туризм, реализация педагогических наклонностей и др.).

Духовно-нравственное воспитание в колледже осуществляю через уроки, внеклассные мероприятия, классные часы.

Воспитание духовной личности, считаю, возможно, только совместными усилиями семьи, образовательной организации и государства. Одна из проблем состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Поэтому необходимо помочь осознать родителям и студентам, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками.

На Руси, как древней, так и современной, то есть России ХХ века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых, поэтому используя технологию веб-квеста предлагаю студентам изучить историю своей семьи. Мною разработан образовательный веб-квест «Родословная моей семьи», который позволяет формироваться следующим компетенциям:

- использование информационно-коммуникационных технологий для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);

- самообучение и самоорганизация;

- работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);

- умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

- навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащиты и защиты проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).

Веб-квест «Родословная моей семьи» является:

-информационно-исследовательский, по содержанию «ребенок и его семья»;

- внутри колледжа – дома;

- при участии обучающихся и взрослых;

- коллективный.

Цель веб-квеста «Родословная моей семьи»:

- воспитание уважения и любви к традициям своей семьи;

- развитие духовно – эмоциональной связи между членами семьи, укрепление родственных контактов; интереса к истории своей фамилии; связи поколений в семье.

Задачи веб-квеста:

- формировать интерес к истории своей семьи, традициям, представление о своей родословной;

развивать положительные взаимоотношения ребенка с родителями посредством совместной деятельности;

- воспитывать уважение к старшему поколению.

Для прохождения веб-квеста «Родословная моей семьи» группе необходимо:

1) разбиться на команды по 4 человека;

2) внимательно ознакомиться  с заданиями и предложенными ролями;

3) распределить роли в команде, а именно:

а) историк - составитель истории возникновения фамилии и имени родственников;

б) родослов - это человек, занимающийся систематическим собранием сведений о  родственных связях;

в) геральдист (гербовед) - это специалист в области гербоведения;

д) web-дизайнер – это специалист в области компьютерных технологий, который отвечает за то, как выглядит и воспринимается Интернет-сайт.

В каждой роли имеются свои задания, которые будет необходимо выполнить и представить отчет о проделанной работе в указанном в заданиях виде. Задания веб-квеста представляют собой отдельные блоки вопросов и перечни адресов Интернет, где можно получить необходимую информацию. Вопросы сформулированы так, чтобы при посещении сайта обучающийся был вынужден произвести отбор материала, выделив главное из той информации, которую он находит.

Все члены команды должны помогать друг другу с поиском информации и работе с компьютерными программами. Например, Family Tree Builder  - программа для построения генеалогического древа, которая бесплатно скачивается и устанавливается на ПК, позволяет построить свое родословное дерево и покреативить. Готовые работы студентов можно посмотреть по ссылке https://sites.google.com/site/rodfemily/home.

Решая проблему духовно–нравственного воспитания обучающихся, нельзя обойти стороной проблему патриотического воспитания. Например, при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» предлагаю создать студентам презентации и сайты направленные на воспитание патриотизма, такие как «Подвиг народа в ВОВ», «Помню, чту, горжусь», «Участники тыла ВОВ», «Моя земля – мои земляки»; а также здорового образа жизни на тему: «Пить или жить!», «О вреде курения», «Нет наркотикам!» и др. Студенты принимали участие во II-Всероссийском фестивале творческих работ обучающихся, посвященному 70-летию Победы в  Великой Отечественной войне  «Подвиг героев в сердцах поколений» и получили диплом за презентацию «Великая Отечественная война в судьбе моего народа». За участие в конкурсе «Война, народ, Победа», который проходил в колледже получили благодарственные письма за презентацию посвященной Великой Отечественной Войне.

Готовые работы студентов, например сайт «Военная техника» (http://voennoedelo.my1.ru/), «Никто не забыт, ничто не забыто!» (http://wow1941.ucoz.com/), «Моя земля – мои земляки» (http://vekon3434.wixsite.com/mysite-1) и другие работы можно найти на сайте obrinform.jimdo.com. Ежегодно, группа, куратором которой являюсь участвует: в Пробеге Памяти, который проходит в канун Дня победы в Великой Отечественной войне; в общегородском митинге празднования Дня Победы и акции «Бессмертный полк»; а также группа постоянно дарит мягкие игрушку в детский дом и участвует в акции «Белый цветок».

Любовь к родному краю проявила студентка Клепова Т.А. создав сайт «История Тамбовской области» (http://klyopova97.wix.com/tambov-region), а Бардакова Л.В. создала сайт «Русская литература» (http://lidabardakova98.wix.com/russian-writers).

Таким образом, стараюсь выполнять задачи по духовно-нравственному воспитанию, готовить активных выпускников, имеющих стойкую жизненную позицию, способных к созиданию, обладающих высокими нравственными ценностями.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.