12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пархоменко Ирина Сергеевна17
0

Статья «Сетевое взаимодействие как фактор практико-ориентированной подготовки будущих специалистов»

ИВАНОВА ТАТЬЯНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Заместитель директора по учебной работе

ПАРХОМЕНКО ИРИНА СЕРГЕЕВНА

Преподаватель, председатель цикловой комиссии

ГБПОУ «Владикавказский торгово-экономический техникум»

г. Владикавказ РСО-Алания

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Стратегическое направление социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания обуславливает существенные перемены в системе профессионального образования. Профессиональная подготовка рабочих, служащих, специалистов является основой не только успешного функционирования традиционных секторов экономики, но и основой для реформирования и модернизации производств в соответствии с инновационным технологическим оснащением.

Практико-ориентированность в системе профессионального образова­ния – ключевая тенденция, направленная на обеспечение качества подготовки кадров для республики.

Приоритетность построения траектории профессионального образования с применением элементов системы дуального обучения связана с развитием российской промышленности и, в целом, отечественной экономики, требующей системного совершенствования подготовки квалифицированных рабочих кадров.

В последние годы ГБПОУ «Владикавказский торгово-экономический техникум» активно развивает такое направление, как дуальное, сетевое и целевое взаимодействия с предприятиями республики. Основными целями развития дуального, сетевого и целевого взаимодействия с образовательными организациями и социальными партнерами являются:

повышение качества подготовки обучающихся техникума за счет применения более практико-ориентированного обучения;

реализация компетентностного подхода в обучении в соответствии со стандартами последнего поколения;

привлечение предприятий-партнеров, заинтересованных в трудоустройстве обучающихся.

Дуальное обучение представляет собой сетевую форму реализации ОПОП СПО, основанную на взаимодействии предприятий, учреждений и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных ОПОП.

В мае 2017 года между ГБПОУ «ВТЭТ», ООО ГК ПД Бавария, ОАО «Владикавказский комбинат питания», ИП Туриев А.П. (кондитерский дом «Анечка»), ООО «Премьер-Крю» были заключены договоры о совместной организации и осуществлении дуального обучения в отношении обучающихся очной формы обучения с первого по четвертый курс; совместной организации процедуры общих и профессиональных компетенций по специальности и профессии ФГОС СПО.

В настоящее время отношения с работодателями складываются по принципу привлечения выпускников техникума на вакантные рабочие места. В будущем планируется расширить границы взаимодействия с работодателями, строить партнёрские отношения, принимая заявки и заключая договоры на подготовку специалистов, обладающих определёнными знаниями и профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям работодателей.

Широко применяется социальное партнерство. Социальное партнерство не ограничивается только предоставлением баз практики.

Работодатели привлекаются к участию в экзаменах после прохождения практики. По результатам практики обучающиеся готовят презентации, на которые приглашаются руководители практики от предприятий, что создаёт условия не только для объективной оценки качества прохождения практики, но и для более эффективного поиска путей подготовки специалистов.

Наши партнеры принимают активное участие в проведении конференций, конкурсах профессионального мастерства, организации стажировок педагогов, рецензировании дипломных работ.

С предприятиями-партнёрами техникум работает на постоянной основе, что даёт возможность адаптировать подготовку специалистов к требованиям работодателей. Многие обучающиеся по окончании практики остаются работать на этих предприятиях. Взаимодействие с работодателями позволяет во многом устранить противоречия между требованиями работодателей и качеством профессионального образования.

Учитывая потребности рынка труда, техникум подписал партнёрское соглашение с Отраслевым межрегиональным ресурсным центром развития профессиональных квалификаций в сфере сервиса и туризма г. Пятигорск.

Постоянными стратегическими партнерами техникума в практической подготовке обучающихся являются такие предприятия, как ООО «Премьер-Крю», ООО «Торговый дом «Бавария», ООО «Омега» («Деликат»), ООО «Меркада», ГМ «Владикавказ» («Магнит»), ООО «Торгово-промышленное предприятие №1», ООО «Гастрономъ», ООО «Торговый дом «Закарпатье», ООО «Водоходъ» (г. Москва»). Для реализации образовательной программы 43.02.14 Гостиничное дело (ТОП-50) было подписано соглашение о сотрудничестве ГБПОУ «ВТЭТ» и ООО «СЭВЭР», гостиница «АМРАН».

Представители СОРО ООО «Деловая Россия» провели курс лекций по программе развития предпринимательских навыков «От старших – младшим» обучающимся 3-го курса специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) и выдали им соответствующие Сертификаты (01.03.2018 г.).

В рамках соглашения о сотрудничестве, заключенного с детским домом «Хуры тын», стало традицией проведение занятий по дисциплине «Семейное право» в детском доме с привлечением специалистов, непосредственно занимающихся устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.

В марте 2018 г. нашим социальным партнёром Московская круизная компания ООО «Водоходъ» были проведены курсы барменов для обучающихся техникума. Цель занятий – подготовить обучающихся для работы и прохождения практики на туристических судах компании ООО «Водоходъ».

13 обучающихся специальности Организация обслуживания в общественном питании, Технология продукции общественного питания получили возможность пройти производственную практику в компании «Водоходъ», осуществляющей речные круизы по России.

ГБПОУ «ВТЭТ» активно сотрудничает с высшими учебными заведениями РСО-Алания:

- 26.01.2018 г. в техникуме в рамках профориентационной работы состоялось мероприятие в форме открытого диалога обучающихся по специальности Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) и Коммерция (по отраслям) с представителями Горского государственного аграрного университета (ГГАУ) факультета экономики и менеджмента.

В июне 2018 года наш техникум заключил договор с ГБПОУ «Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж» о сетевом взаимодействии. Целью настоящего договора является модернизация системы среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области общественного питания, переориентация системы профессионального образования под нужды ключевых предприятий РСО-Алания. Основными задачами настоящего договора являются: совместные мероприятия сторон по созданию, развитию и внедрению эффективных моделей и механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей на базе ресурсного центра; - обеспечение открытости и доступности имеющихся образовательных ресурсов (материально-технических, методических, информационных, кадровых, системы связей с работодателями как ресурса) для подготовки специалистов в области общественного питания для их сетевой консолидации; введение новых специальностей, дополнительных специализаций по требованию работодателей, исходя из новых задач отрасли.

Также заключен договор на совместную деятельность по сетевому взаимодействию в целях подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов в области общественного питания, координация совместной деятельности по сетевому взаимодействию с Государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Цхинвальский многопрофильный колледж». Целью настоящего договора является модернизация системы среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области общественного питания.

Наши обучающиеся принимают участие в чемпионатах региональных первенств Национального финала «Молодые профессионалы» WorldSkillsRussia.

Опыт в учебном заведении нарабатывается, меняются и добавляются формы взаимодействия и все это доказывает эффективность обновления образовательной деятельности и повышения качества профессионального образования на основе внедрения различных моделей с использованием элементов дуального обучения. Различия моделей определяются спецификой условий конкретной организации и конкретного предприятия - партнера. Однако общие особенности дуальной модели: единство теоретического и практического обучения, обучение на конкретном рабочем месте, привлечение квалифицированных кадров предприятия-партнера (наставничество) – становятся залогом успеха в достижении нового качества профессионального образования.

Дуальная система обучения позволяет готовить кадры, которые на выходе из учебного заведения не просто имеют диплом специалиста в той или иной области, а могут самостоятельно решать любые профессиональные задачи. Причем с учетом специфики организации или предприятия, где они проходили дуальное обучение. Ценность таких специалистов для производства, не идет ни в какое сравнение с обычными выпускниками и именно на них делается ставка, как на кандидатов в кадровый резерв, из которого вырастают руководители среднего и высшего звена.

Таким образом, дуальная форма обучения позволяет значительно укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО, помогает решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций. Необходимо налаживание реальной связи между производственным сектором и образованием для того, чтобы обеспечить квалифицированными и профессиональными кадрами предприятия.
 

Список литературы

Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров //АСИ; Министерство образования и науки РФ; ФИРО //Москва, 2015.

Югфельд Е.А. Дуальная система образования как катализатор успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста // Образование и наука. 2014. №3(112). Стр.49-62.;

Тидеманн Б. Дуальная система – немецкая форма профессионального образования // Образование и наука: Издательство РГППУ. 2011. №6. С.112-123;

Сидакова Л. В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 62-64.

Фаляхов И.И. ВОЗМОЖНОСТИ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(35). – Новосибирск: СибАК, 2014.

Терещенкова Е.В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Концепт. – 2014. – №04 (апрель). – ART 14087. – 0,4 п. л. – URL: http://ekoncept. ru/2014/14087.htm .

С.И. Некрасов, Л.В. Захарченко, Ю.А. Некрасова Пилотный проект «Дуальное обучение»: критический взгляд специалистов. URL: http://m-profobr.com/files/---

Григорьева Н.В., Швец Н.А. МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.