12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Захарова Е.М.32
3

Совершенствование методик обучения и инновационных систем оценки результатов на учебных занятиях, как одно из условий управления качеством образования

Совершенствование методик обучения и инновационных систем оценки результатов на учебных занятиях, как одно из условий управления качеством образования

ЗахароваЕ.М., преподаватель ГБПОУ СОЧГК им. О. Колычева

В целях повышения качества образования педагогам все чаще приходиться сталкиваться с проблемой совершенствования методик обучения и как следствие использованием инновационных форм оценочных средств. Так как в современных условиях выбранные методы, формы контроля и совокупность показателей оценки должны позволять диагностировать сформированность соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций [4]. Актуальность исследования обусловлена недостаточным изучением в педагогической литературе преимуществ и недостатков использования разных инновационных форм оценочных средств.

Целью исследования является повышение качества образования через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение инновационных систем оценки результатов образовательных технологий.

Современное образование должно быть ориентированно не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование компетенций студентов, что обеспечивается педагогическими условиями, основными из которых являются [4]:

- использование новых педагогических технологий

- развитие информационных запросов и потребностей, ценностного отношения к информации;

- поддержка индивидуального маршрута освоения студентами профессионально-образовательной программы;

- изменение позиции преподавателя в сторону сотрудника, консультанта;

- стимулирование творчества, самооценки и саморефлексии, что способствует профессиональному саморазвитию.

Педагогическая технология при этом понимается как совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации [3].

Практика проведения открытых занятий, обмен опытом с преподавателями ОУ выявили определённый круг затруднений при внедрении современных форм и методов обучения и оценки результатов:

- нехватка разработанных электронных учебников и пособий;

- недостаток времени для качественной подготовки электронных наглядных презентаций и перевод их в режим просмотра на экране телевизора;

- традиционный подход к подготовке методических материалов для выполнения практических заданий студентами;

- узкий спектр приемов работы со студентами, что является следствием недостаточного использования различных современных образовательных технологий.

Проведенный анализ взаимопосещения учебных занятий также показал, что преподавателями колледжа активно используются объяснительно-иллюстративная технология, технология проблемного обучения, дискуссионного обучения, деятельностного обучения, ИКТ, проектное обучения при том, что количество современных технологий гораздо шире. Новый образовательный стандарт требует компетентностного подхода к образованию, поэтому актуальными становятся активные и интерактивные педагогические технологии. Современные и наиболее востребованные сегодня технологии проблемно-развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии, технология портфолио, личностно-ориентированного обучения, технология развития критического мышления, кейс-технология, технология модульного обучения, игровые технологии, технология знаково-контекстного обучения, проектные технологии, программированного обучения, интегрированного обучения, технология опережающего обучения с использованием опорных схем, технология эвристического обучения, мультимедийные технологии, дебаты и др [3].

Перед образовательными учреждениями СПО существует не только проблема расширение практики применения новых нестандартных технологий требующих изменение деятельности преподавателей и студентов, но и проектировки дидактических средств, а также разработки системы контрольно-оценочных средств, процедур и технологий, обеспечивающих реализацию практико-ориентированного образования.

Преподавателями ГБПОУ СОЧГК им. О. Колычева ведется работа по внедрению методов и форм контроля, показатели оценки которых должны позволять диагностировать сформированность соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций.

В настоящее время в учебном процессе используются следующие методы контроля: устный контроль, письменные работы, контроль с помощью технических средств и информационных систем.

К традиционным формам устного контроля относят собеседование, семинар, зачет, экзамен; к формам письменного контроля являются тест, контрольная работа, эссе, реферат, курсовая работа, отчет по практике. Электронные обучающие, аттестующие тесты, электронный практикум, виртуальные лабораторные работы относят к традиционным формам контроля с помощью информационных систем и технологий. Что же тогда будет относиться к инновационным оценочным средствам, необходимым для обеспечения качества образования?

В образовательном процессе среди инновационных оценочных средств педагогическим коллективом ГБПОУ СОЧГК им. О. Колычева используется балльно-рейтинговая система, стандартизированные тесты с творческим заданием, кейс-метод, портфолио, метод развивающейся кооперации, деловые и ролевые игры, метод проектов [6]. Каждый из указанных инновационных форм оценочных средств на практике применения показал свои плюсы и минусы.

Стандартизированный тест с творческим заданием проверяет не только знания, умения и практический опыт, но и компетенции. Он может использоваться для промежуточного и итогового контроля. К минусам этого средства относят трудоемкость разработки заданий, сложность обработки.

Кейс-метод заключается в постановке специальных проблемных задач, в ходе решения которых студенту предлагают осмыслить реальную профессиональную ситуацию. Он позволяет оценить у студентов навыки формирования цели, анализа ситуаций, моделирования решений в соответствии с заданием, нахождения оптимального количества решений, принятия правильного решения, умение работы с информацией, навыки формулирования выводов, изложения точки зрения, критического оценивания и самоконтроля [6]. К минусам этого средства относят большие временные затраты, сложность разработки и обучения студентов работать в рамках метода.

Портфолио – это комплекс индивидуальных учебных достижений студентов. Он позволяет выявить не только знания студента, но и то, как он пришёл к этим знаниям, позволяет определить уровень сформированности компетентности студентов [1]. К минусам этого средства относят сложность формирования студентом собственных критериев оценки. Если критерии оценки не определены достаточно чётко, портфолио может стать бессистемным собранием работ студента, не отражающим не только полноту его достижений, но и динамику развития. Материалы портфолио иногда сложно анализировать и обобщать с целью выделения тенденций профессионального роста студента.

Метод развивающейся кооперации предусматривает постановку задач, для которых нужно объединение студентов с распределением внутренних ролей в группе. Он позволяет оценить умения студента выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, справляться с разнообразием мнений, сотрудничать и работать в команде, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений. Однако студент, не принимающий активного участия в решении поставленной задачи, получает оценку за счёт работы других членов группы, так как оценивается работа группы в целом [6].

Деловая (ролевая) игра позволяет оценить умения студента работать в команде, применять полученные знания для решения конкретных производственных задач, находить выход из неординарных ситуаций, анализировать сложившуюся ситуацию с разных позиций, учитывать мнение оппонентов, находить несколько вариантов решений. Однако подготовка деловой игры очень трудоемка. Не все виды профессиональной деятельности подходят для игрового моделирования. Необходимо использовать лишь те, которые связаны с решением проблем и не могут быть усвоены или оценены индивидуально.

Метод проектов позволяет оценить сформированность поисковых, коммуникативных, оценочных, презентационных умений и навыков, умения сотрудничать, самостоятельно работать. Однако использование этого метода по нескольким дисциплинам одновременно проблематично, трудоемки разработка и ведение проекта, необходимы дополнительные временные затраты на презентационный этап.

Балльно-рейтинговая система оценки уровня подготовки студента – это комплексная система учета и документального отражения учебной и иных видов работы студента при освоении соответствующей учебной дисциплины. Она основывается на интегральной оценке результатов изучения учебной дисциплины и участия в научно-исследовательской деятельности по разработке проблем, связанных с изучаемой дисциплиной. Студент имеет возможность сопоставить результаты своей учебы с результатами товарищей, что позволяет повысить мотивы познавательной деятельности [2]

В своей профессиональной деятельности в качестве исследовательской работы в рамках самообразования я остановилась на использовании именно балльно-рейтинговой системы. При этом мной были определены основные плюсы данной системы [5]:

- оценка не зависит от характера межличностных отношений студента и преподавателя;

- критерии оценивания обговариваются заранее;

- по каждому критерию студенту начисляются баллы;

- итоговая оценка зависит от общего количества набранных баллов;

- студент сам волен выбирать стратегию деятельности;

- незнание не наказывается, стимулируется прогресс познания.

Для обеспечения непрерывного контроля за работой студента и качеством усвоения весь учебный материал был разделен на структурно-логические самостоятельные блоки. В качестве блоков, составляющих рейтинговую оценку за работу в семестре, рассматривались: отдельная тема или раздел теоретического курса, самостоятельный цикл практических работ, индивидуальные домашние задания, вводимые в курс для закрепления теоретического материала, индивидуальная самостоятельная работа по выбору студента, разделы, выделенные для самостоятельного изучения.

После окончания изучения каждого блока, в соответствии с разработанной системой критериев и оценок, определялся уровень усвоения каждым студентом материала и выставлялась рейтинговая оценка по блоку. Так же иногда, в зависимости от ситуации использовались поощрительные и штрафные баллы. В конце семестра подсчитывался общий рейтинг каждого студента за работу в семестре, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные блоки.

Как показало исследование, рейтинговая система имеет большие преимущества перед традиционной системой обучения. Она стимулирует познавательную активность студентов, повышается ритмичность их работы, формирует ответственное отношение и своевременность выполнения заданий, мотивирует к выполнению заданий более высокого уровня, заинтересовывает во внеаудиторной работе, снижает количество немотивированных пропусков аудиторных занятий, дает возможность выбора индивидуальной образовательной тактики для студентов с различными способностями, возможностями и потребностями, сводит до минимума субъективизм и непредсказуемость в оценке знаний студентов.

Однако при разработке и внедрении балльно-рейтинговой системы появляются некоторые проблемы как методического, так и личностного характера:

- трудоёмкость разработки оценочных средств;

- затраты на проведение контроля результатов обучения;

- анализ результатов и сопровождение системы в информационной среде;

- нормирование знаний, умений, навыков и личностных качеств студентов в баллах;

- несовершенство обработки полученных результатов обучения и др.

Данная система оценивания положительно проявила себя и в период дистанционного обучения, вызванного общей эпидемиологической ситуацией. Группы студентов, с которыми данная система апробировалась сначала семестра, показали стабильно высокие качественные результаты обучения (84%). Группы, с которыми данная система не применялась, либо начала использоваться непосредственно при переходе на дистанционное обучение, показали более низкие качественные результаты (52% и 67% соответственно).

В исследовании были рассмотрены основные современные технологии обучения, проанализированы плюсы и минусы современных систем оценивания из опыта деятельности преподавателей ГБПОУ СОЧГК им. О. Колычева, апробирована балльно-рейтинговая система. Приведенные выше данные, свидетельствуют о стремлении преподавателей совершенствовать методики обучения и применять инновационные системы оценки результатов на учебных занятиях, что определенным образом влияет на качество образования. Таким образом, использование инновационных форм оценочных средств является достаточно сложной, многокомпонентной задачей, успешное решение которой позволит повысить качество средне профессионального образования.


Список использованных источников

1. Битер О.А. Электронное портфолио студента как показатель качества обученности // Методист. – 2017.- № 1. – С. 47 – 48.

2. Габдрахимова Л. А. Балльно-рейтинговая система оценки знаний в контексте формирования единого пространства европейского высшего образования / Л. А. Габдрахимова // Вестник Казанского энергетического университета. - 2016. - № 3. –С. 139–145.

3. Дмитриенко Т.В. Технологии, формирующие компетенции специалиста // Специалист. – 2015. № 2. – С. 16-17.

4. Киричек К.А. Деятельность преподавателей в современном образовательном процессе системы СПО // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс].

5. Тарасенко О. В. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов в условиях аграрного вуза / О. В. Тарасенко, Ж. А. Димиденок // Молодой ученый. - 2017. - №1. - С. 579-581.

6. Федотова А.Д. Система оценочных средств как инструмент подтверждения сформированности компетенции / А. Д. Федотова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2018. - № 6 (53). – С.36-40.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.