Совмещенный индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа для ребенка с тяжелым нарушением речи

3
0
Материал опубликован 31 October 2023 в группе



Совмещенный индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа для ребенка с ТНР

I. Общие сведения

Ф. И.О. ребенка

Дата рождения:

Детский сад:

Группа: 1 младшая №1

Дата поступления в ДОУ:

Ф.И.О. родителей:


мама –



папа –


Ф.И.О. воспитателей:


Ф.И.О. специалистов сопровождения:


Учитель-логопед -

Учитель-дефектолог


Педагог-психолог –

Заключение и рекомендации ТПМПК

Основной: H90.3 Хроническая двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени, пограничная с глухотой, состояние после кохлеарной имплантации на правом ухе в ИПРА

Сопутствующий: F.07 08 F.83 F. 80.9

Рекомендации ПМПК: АОП ДО для воспитанников с нарушением слуха инклюзивное обучение на 2 года, специальные требования к организации пространства

Направления коррекционной работы: занятия с учителем-дефектологом, с учителем-логопедом, с педагогом-психологом


Система комплексного сопровождения реализации АОП через ИОП ребенка

Блок

Задачи

Формы реализации

Ответственный

Мониторинговые задачи

- Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом

- Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы

- Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме ОУ - Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности - Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка - Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса

Специалисты ППк

Специалисты ППк

-Воспитатели. специалисты, участвующие в сопровождении ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед) в течение всего учебного периода

Воспитательные задачи

- Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка - Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении - Воспитание положительных личностных качеств

- Совместная работа специалистов в этом направлении - Оказание консультативной помощи семье для решения возникающих проблем - Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий направленных на решение задач социально-коммуникативного развития

Воспитатели

Воспитатели, специалисты

Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Коррекционно-развивающие задачи

- Развитие компенсаторных механизмов - становления психики и деятельности ребёнка - Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров

- Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач

- Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.



Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Образовательные задачи


- Развитие познавательной активности ребенка - Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода. - Формирование сенсорных эталонов


- Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ - Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики

- Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка, воспитатели

II. Условия реализации индивидуального маршрута развития ребёнка

Режим пребывания ребенка в ОУ

5 дней в неделю с 7:00 до 17:00


Направление

Количество часов в неделю

Форма\условия проведения занятий

ФИО специалиста

Педагогическая помощь

ежедневно

Подгрупповая

Индивидуальная

Воспитатели:

.

Дефектологическая помощь

10-15 мин понедельник 16.30

Индивидуальная

.

Логопедическая помощь

10 - 15 мин понедельник 16.30

Индивидуальная


Психологическая помощь

10 - 15 мин среда

индивидуальная


Специальные условия организации педагогического процесса Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Направления деятельности

Потребности ребенка

Построение образовательного процесса

- Слухоречевая среда. Занятие строить так, чтобы к слуховому восприятию подключались наглядные и двигательные опоры.

- Дозировка работы с учетом требований СанПИНа.

- Выполнение мероприятий для снятия общего утомления (динамические паузы для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика…)

Индивидуальные ритм и темп деятельности

В соответствии с речевыми, эмоционально-волевыми и познавательными возможностями

Формы работы с ребенком

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Методы и прием

работы с ребенком

Основные методы - игровой и метод практических действий. Коррекционные приемы: дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики. Психогимнастика, динамические паузы, физкультминутки.

Формы работы с родителями

Консультирование, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок

Условия включения ребенка в совместную деятельность

Представление заданий

1 ступенчатые инструкции, учить выполнять 2х ступенчатые инструкции

Предъявление инструкций

четкие инструкции (вербальные + невербальные);

инструкции с показом

Материалы

стимульный материал в соответствии с возрастом ребенка;

раздаточный материал на индивидуальных карточках, листах;

использование звуковых игрушек и муз инструментов, аудиозаписей.



Освоение образовательной программы: АОП дошкольного образования для воспитанников с нарушением слуха

Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Требования Стандарта к результатам освоения основной общеобразовательной Программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров: планируемые результаты на текущий период обучения

Конкретные задачи для ребенка на период

Виды детской деятельности и Формы образовательной деятельности

Мониторинг - показатели

Достижений

(в терминологии целевых ориентиров)

Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка,


Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

(в том числе на прогулке)

Самостоятельная деятельность детей

Познавательное развитие



- сенсорное воспитание



ознакомление с окружающим миром


- развитие психических функций



- развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений


Развитие восприятия, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине (большой – маленький), цвете (основные цвета), восприятие некоторых пространственных отношений между предметами (там – тут).


Формирование координации руки и глаза при восприятии формы и величины предметов.

Развитие навыка обследования предмета: ощупывание, обведение контура пальцем

Индивидуальное занятие с учителем-дефектологом

Подгрупповое занятие с воспитателями

искусственный мех, шерсть (грубая);


Для игр, развивающих познавательную деятельность: 1 средняя пирамида (5 колец); 4 пирамидки разного цвета на четыре кольца; матрешка – 5 мест (средняя); «Доска Сегена» - можно разных видов (с формами, цветом, предметной картинкой, изображением животных и т.д.); ткани (0,25*0,25) разной фактуры и цвета: шелк, фланель, байка, вельвет крупный, бархат, капрон,

- интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует- знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими (совершает предметные действия);

- проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях, стремится достичь результата своих действий;

- владеет простейшими навыками самообслуживания;


Речевое развитие







- понимает речь, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;

- стремится повторять за взрослым предложения из 2-х-3-х слов, двустишия;

-любит слушать стихи, короткие сказки, рассматривать картинки,


Художественно-эстетическое развитие


Формирование координации руки и глаза при восприятии формы и величины предметов.

Развитие навыка обследования предмета: ощупывание, обведение контура пальцем

В лепке:

- выполнять лепные поделки с использованием различных приемов – раскатывания, отщипывания («огурец», «апельсин», «банан», «мандарины», «помидор», «зернышки»);

- учить лепить предметы по подражанию («Баранки», «Колобок»).

В рисовании:

учить рисовать различными изобразительными средствами (клубок, «Снег идет», «На елочке иголки», дорожки, «Нарисуем ленточки к шарику», шарики, колобок);

закрепить способы обследования предметов круглой формы (овал, квадрат): учить рисовать эти предметы.

В конструировании:

учить строить простейшие конструкции совместно, по показу и образцу, использовать различный строительный материал для создания 2 однотипных конструкций: стол и кроватка для матрешек; «Клетки для большого и маленького зверей», «Гаражи для большой, средней и маленькой машин», «Дачи высокую и низкую для матрешек», дорожки между домами и т.д.; обыгрывать знакомые постройки.


формировать способы обследования предметов перед лепкой,




Создавать условия для игр со строительным материалом


для сюжетных игр: набор «Строитель» деревянный» (кубики, конусы и др. модули разной формы и величины

- включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.



«Социально-коммуникативное развитие»




Учить играть с игрушками. Вызывать эмоциональное отношение к игрушкам.

Учить правильно раздевать и одевать куклу, кормить из ложечки, поить из чашечки, терпеливо, не роняя, укачивать, водить гулять за ручку.

Учить правильно использовать машины и другие игрушки – двигатели: нагружать кубиками, везти по дороге, через мост, разгружать, ставить в гараж.

формировать представления Миши о своих частях тела и лица, об их назначении, уточнить представление о назначениях рта и носа;


формировать у Миши представление о себе, учить называть свое имя, половую принадлежность («Я – мальчик Я – сын мамы).

формировать образ «Я – сам»: учить смотреть на себя в зеркало, показывать на себя рукой и говорить: Я – Миша; учить узнавать (выделять) себя на фотографиях

формировать у ребенка представления о своих желаниях и потребностях: сначала, одним словом, пить, спать, потом предложением «Я хочу пить», «Я хочу спать», «Я не хочу пить»,

формировать эмоциональные и деловые способы общения и взаимодействия со взрослыми (смотреть в глаза,

набор детской посуды (отличный от набора для повседневной игры); предметы мебели детской; наборы овощей и фруктов; весы – детские для игры в магазин; набор машинок разной величины (3-4 шт.)

Игры с куклой (раздевать и одевать куклу, кормить из ложечки, поить из чашечки, терпеливо, не роняя, укачивать, водить гулять за ручку)

, машинками (правильно использовать машины и другие игрушки – двигатели: нагружать кубиками, везти по дороге, через мост, разгружать, ставить в гараж)

- стремится к общению со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;

- проявляет интерес к сверстникам, наблюдая за их действиями и подражает им;

вступает в контакт с детьми и взрослыми;


«Физическое развитие»





Развивать зрительно-моторную координацию

Развивать зрительно-моторную координацию, моторику рук и пальцев

Игры «Лови мяч»

«Кто быстрее свернет ленту»



«Музыка»





Обучение умения реагировать на начало и конец звучания.

Различать на слух звучащие игрушки (барабан – бубен)

Учить выполнять определенное в момент звучания игрушки: хлопать, топать, вращать кистями рук и и прекращать действие при завершении звучания источник звука


Различать на слух звучащие игрушки (барабан – бубен)

Учить выполнять определенное в момент звучания игрушки: хлопать, топать, вращать кистями рук и и прекращать действие при завершении звучания – источник звука: барабан, бубен, гармошка, дудка, свисток, металлофон, шарманка

любит слушать песни, двигаться под музыку,




Обозначение уровней форсированности целевых ориентиров: + сформировано +- в стадии формирования - не сформировано

III. Психолого-педагогическое сопровождение

Содержание индивидуального маршрута развития ребёнка

3.Содержание работы учителя-логопеда

Образовательная область

Основная программа

Дополнительные программы и технологии работы

Социально-коммуникативное развитие

АОП дошкольного образования для воспитанников с нарушением слуха

Методика Новиковой-Иванцовой Т.Н. «Символы звуков» «От слова к фразе» «Слоговые упражнения»

Косинова Е.М. Игры на развитие слухового внимания Пальчиковые игры


Познавательное

Речевое развитие

4.Содержание работы учителя-дефектолога

Образовательная область

Основная программа

Дополнительные программы и технологии работы

Социально-коммуникативное развитие


АОП дошкольного образования для воспитанников с нарушением слуха


Познавательное

Речевое развитие


Коррекционно-развивающая работа.


Специалист


Направления коррекционно-развивающей работы

Конкретные задачи для ребенка на период

ноябрь

Формы организации

Показатели достижений



Результат



Учитель - логопед

1.Импрессивная сторона речи

2. Экспрессивная сторона речи:

- лексика (существительные, глаголы)

- простая фраза

3. Звуковая сторона речи:

- слуховое внимание,

- дыхательная гимнастика

- артикуляционная гимнастика

- вызывание гласных и согласных звуков раннего онтогенеза

1. Расширение пассивного глагольного словаря.

2. Формирование навыка моторного подражания (звукокомплексы, слоги)

Развитие навыка соотнесение простых звукокомплексов с действительностью

Формирование умения обращаться к взрослым с просьбой (Дай .. На.)

3.

Развитие слухового внимания. Дифференциация неречевых звуков.

Формирование правильного речевого дыхания

-Формирование артикуляционного подражания (удержание артикуляции звуков А-О-У и переключение между ними)

Формирование умения выполнять простые артикуляционные упражнения, направленные на нормализацию тонуса мышц губ и языка.


Индивидуальное занятие

совместно с родителями



1. Глагольный словарь:

Пассивный

активный

2. Простая фраза из 2 слов

3.Различение на слух звучащих игрушек (барабан – бубен)

4.Умение реагировать на начало и конец звучания.

5.Различение на слух слитных и прерывистых звучаний

6.Различать громкую и шепотную речь

7. Вдыхание воздуха носом – выдыхание ртом

8. Произношение гласных звуков

Согласных раннего онтогенеза




Учитель-дефектолог

Познавательное развитие






Моторные функции (общая моторика, мелкая моторика)


Развитие мелкой моторки и конструктивного праксиса


Формирование координации руки и глаза при восприятии формы и величины предметов.

Развитие навыка обследования предмета: ощупывание, обведение контура пальцем.

Обучение по подражанию взрослому воспроизводить различные положения кистей рук, пальцев, соотносить положение пальцев с названием животных в лепетной и полной форме (лошадка, зайка и т.д.)

Совершенствование конструктивного прак­сиса в работе с простыми пазлами, кубиками с картинками по всем изучаемым лексическим темам.

Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.

Развитие зрительной и слуховой памяти

Классификация предметов по существенным признакам - цвет, форма, размер






Индивидуально совместно с родителями



Собирать пирамидку

Пазлы

Разрезные картинки

Соотнесение

по цвету

по форме

по размеру




IV. Формирование социальной компетентности и внешний образовательный маршрут

Направление деятельности

Конкретные задачи на период

Показатели динамики индивидуального развития

Формы оценки динамики индивидуального развития

Помощь ребенку в усвоении и

соблюдении правил в детском саду

Освоить правила поведения в детском саду



понятен заданный материал (полностью или частично), выполнены задания специалистов (полностью или частично)

Формирование гигиенических навыков

аккуратно выполнять действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой; убирать за собой игрушки и одежду, во время еды – пользоваться салфеткой


Контроль за умением самостоятельно организовать себя

Формирование адекватного поведения в ситуациях межгруппового взаимодействия

во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения

учить высказывать в речи свои потребности, желания, интересы (одним словом – простой фразой из 2 слов)

адаптировался в группе сверстников, ведет себя адекватно.

Опрос и беседа с мамой, ребенком, педагогами. Наблюдение за ребенком на занятиях, в процессе игровой деятельности в ситуациях межгруппового взаимодействия

Формирование социально-бытовой ориентировки на улице

представление о себе, учить называть свое имя, половую принадлежность



Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП

Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится

Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ребенка


Задачи

Методические приемы и используемые технологии

Нарушение всех компонентов речи

«Речевое развитие «Социально-коммуникативное развитие»

Развитие слухового внимания.

Дифференциация неречевых звуков.

Формирование правильного произношения гласных звуков, губных согласных

-Развитие подвижности артикуляционного аппарата; мимики лица

- Формирование дифференцированного дыхания нос-вдох, рот-выдох;

- Обогащение словарного запаса Расширение пассивного и активного словаря глаголов и существительных.

Формирование простой фразы из 2 слов (подлежащие + сказуемое).

Формировать умение выражать свои потребности словами.

Игры на развитие слухового внимания Косинова Е.М.

Артикуляционная гимнастика.

Мимическая гимнастика.

Символы звуков Новиковой-Иванцовой Т.Н.

Пособие «От слова к фразе» Новиковой –Иванцовой Т.Н.

Дыхательная гимнастика.

Быстрая истощаемость

Все образовательные области

Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий

Охранительный режим, введение дополнительной физкультурной минутки

Нарушения мелкой моторики

«Физическое развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

- Формирование дифференцированных движений пальцев рук и кисти, координации движений обеих рук

- Развитие тонких движений пальцев рук

- Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом, дефектологом и психологом

- Упражнения по развитию ручной моторной ловкости в процессе рисования различными материалами

Нарушения речевой памяти

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

- Формирование умения выполнять 1-2 ступенчатые инструкции

занятия с логопедом

Нарушение пространственного восприятия

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

- формировать способы обследования предметов

- формировать умение строить простейшие конструкции из строительного материала совместно, по показу и образцу

-выполнение 1-2ступенчатых инструкций

Занятия с воспитателями, учителем-дефектологом

Игры со строительным материалом

Подвижные игры

Игры «Чудесный мешочек»

Нарушения внимания

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Физическое развитие»

Формирование установки на сосредоточение и переключение,

Упражнения на развитие произвольного внимания



Работа с родителями

Направление

Задачи

1. Консультирование

2. Открытые показы групповой и индивидуальной работы

3. Совместная организация и проведение праздников, досугов, выставок

4. Дни открытых дверей

5. Оформление информационных стендов

6. Переписка по электронной почте

7. Анкетирование

- развитие педагогической компетенции родителей (законных представителей)

- формирование представлений у родителей о необходимости развития у ребенка

определенных знаний и навыков

- знакомство с основными дидактическими играми и методиками, используемыми в работе с педагогами

- информирование об итогах диагностики


Работа с социальным окружением ребенка

ФИО

Кем приходится ребенку

Участие в реализации программы

Пояснение


мама

участвует

-


папа

участвует


План работы с социальным окружением

Направление работы

Цели

Форма работы

Частота

Участие в составлении и реализации ИОМ

- диагностика возможностей ребенка и социального окружения;
- формирование запроса родителей; - обучение родителей приемам развития и поддержания коммуникации с ребенком;
- динамика развития ребенка и эффективность программы.

анкетирование

Индивидуальная консультация

Индивидуальные занятия

1-2 раза в год (сентябрь, октябрь)

1 раза в неделю

Информирование

- о нарушениях; - о возможных формах коррекции;
- о специальной литературе.

Индивидуальные консультации

В течение года

Повышение родительской компетенции

- обучение техникам взаимодействия.

Индивидуальные консультации

В течение года

Обсуждение образовательного маршрута

- адекватное представление родителей о поставленном диагнозе и соответствующем учреждении для дальнейшего маршрута;

- адекватное представление о возможностях ребенка.

Индивидуальные консультации

В течение года

7. Взаимодействие с педагогами

Направление

Задачи

1. консультирование

(лекции, беседы, семинары,

семинары-практикумы)

2. мастер - классы

3. совместная организация и

проведение тематических

праздников, досугов, выставок


- развитие педагогической компетенции педагогов;

- формирование представлений у педагогов о необходимости развития у ребенка определенных знаний и навыков;

- знакомство с основными дидактическими играми и

методиками, используемыми логопедами и дефектологам

- информирование педагогов с целью просвещения в правовой, педагогической области

- информирование об индивидуальных особенностях ребенка

"Согласовано"

Заведующий МБДОУ «Детский сад»

Учитель-логопед, учитель-дефектолог

Педагог-психолог

Воспитатели



С результатами работы за год ознакомлен

Родитель ___________________ ФИО







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации