Совмещенный индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа для ребенка с тяжелым нарушением речи
Совмещенный индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа для ребенка с ТНР
I. Общие сведения
Ф. И.О. ребенка Дата рождения: Детский сад: Группа: 1 младшая №1 Дата поступления в ДОУ: | Ф.И.О. родителей: мама – папа – | Ф.И.О. воспитателей: | Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-логопед - Учитель-дефектолог Педагог-психолог – |
Заключение и рекомендации ТПМПК | Основной: H90.3 Хроническая двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени, пограничная с глухотой, состояние после кохлеарной имплантации на правом ухе в ИПРА Сопутствующий: F.07 08 F.83 F. 80.9 Рекомендации ПМПК: АОП ДО для воспитанников с нарушением слуха инклюзивное обучение на 2 года, специальные требования к организации пространства Направления коррекционной работы: занятия с учителем-дефектологом, с учителем-логопедом, с педагогом-психологом |
Система комплексного сопровождения реализации АОП через ИОП ребенка
Блок | Задачи | Формы реализации | Ответственный |
Мониторинговые задачи | - Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом - Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы | - Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме ОУ - Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности - Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка - Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса | Специалисты ППк Специалисты ППк -Воспитатели. специалисты, участвующие в сопровождении ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед) в течение всего учебного периода |
Воспитательные задачи | - Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка - Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении - Воспитание положительных личностных качеств | - Совместная работа специалистов в этом направлении - Оказание консультативной помощи семье для решения возникающих проблем - Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий направленных на решение задач социально-коммуникативного развития | Воспитатели Воспитатели, специалисты Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Коррекционно-развивающие задачи | - Развитие компенсаторных механизмов - становления психики и деятельности ребёнка - Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров | - Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач - Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. | Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Образовательные задачи | - Развитие познавательной активности ребенка - Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода. - Формирование сенсорных эталонов | - Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ - Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики - Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. | Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка, воспитатели |
II. Условия реализации индивидуального маршрута развития ребёнка
Режим пребывания ребенка в ОУ | 5 дней в неделю с 7:00 до 17:00 |
Направление | Количество часов в неделю | Форма\условия проведения занятий | ФИО специалиста |
Педагогическая помощь | ежедневно | Подгрупповая Индивидуальная | Воспитатели: . |
Дефектологическая помощь | 10-15 мин понедельник 16.30 | Индивидуальная | . |
Логопедическая помощь | 10 - 15 мин понедельник 16.30 | Индивидуальная | |
Психологическая помощь | 10 - 15 мин среда | индивидуальная |
Специальные условия организации педагогического процесса Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Направления деятельности | Потребности ребенка |
Построение образовательного процесса | - Слухоречевая среда. Занятие строить так, чтобы к слуховому восприятию подключались наглядные и двигательные опоры. - Дозировка работы с учетом требований СанПИНа. - Выполнение мероприятий для снятия общего утомления (динамические паузы для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика…) |
Индивидуальные ритм и темп деятельности | В соответствии с речевыми, эмоционально-волевыми и познавательными возможностями |
Формы работы с ребенком | Групповые, подгрупповые, индивидуальные |
Методы и прием работы с ребенком | Основные методы - игровой и метод практических действий. Коррекционные приемы: дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики. Психогимнастика, динамические паузы, физкультминутки. |
Формы работы с родителями | Консультирование, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок |
Условия включения ребенка в совместную деятельность
Представление заданий | 1 ступенчатые инструкции, учить выполнять 2х ступенчатые инструкции |
Предъявление инструкций | четкие инструкции (вербальные + невербальные); инструкции с показом |
Материалы | стимульный материал в соответствии с возрастом ребенка; раздаточный материал на индивидуальных карточках, листах; использование звуковых игрушек и муз инструментов, аудиозаписей. |
Освоение образовательной программы: АОП дошкольного образования для воспитанников с нарушением слуха
Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования | Требования Стандарта к результатам освоения основной общеобразовательной Программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров: планируемые результаты на текущий период обучения | Конкретные задачи для ребенка на период | Виды детской деятельности и Формы образовательной деятельности | Мониторинг - показатели Достижений (в терминологии целевых ориентиров) | Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка, | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты (в том числе на прогулке) | Самостоятельная деятельность детей | |||||
Познавательное развитие - сенсорное воспитание ознакомление с окружающим миром - развитие психических функций - развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений | Развитие восприятия, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине (большой – маленький), цвете (основные цвета), восприятие некоторых пространственных отношений между предметами (там – тут). | Формирование координации руки и глаза при восприятии формы и величины предметов. Развитие навыка обследования предмета: ощупывание, обведение контура пальцем | Индивидуальное занятие с учителем-дефектологом Подгрупповое занятие с воспитателями искусственный мех, шерсть (грубая); | Для игр, развивающих познавательную деятельность: 1 средняя пирамида (5 колец); 4 пирамидки разного цвета на четыре кольца; матрешка – 5 мест (средняя); «Доска Сегена» - можно разных видов (с формами, цветом, предметной картинкой, изображением животных и т.д.); ткани (0,25*0,25) разной фактуры и цвета: шелк, фланель, байка, вельвет крупный, бархат, капрон, | - интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует- знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими (совершает предметные действия); - проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях, стремится достичь результата своих действий; - владеет простейшими навыками самообслуживания; | ||
Речевое развитие | - понимает речь, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек; - стремится повторять за взрослым предложения из 2-х-3-х слов, двустишия; -любит слушать стихи, короткие сказки, рассматривать картинки, | ||||||
Художественно-эстетическое развитие | Формирование координации руки и глаза при восприятии формы и величины предметов. Развитие навыка обследования предмета: ощупывание, обведение контура пальцем | В лепке: - выполнять лепные поделки с использованием различных приемов – раскатывания, отщипывания («огурец», «апельсин», «банан», «мандарины», «помидор», «зернышки»); - учить лепить предметы по подражанию («Баранки», «Колобок»). В рисовании: учить рисовать различными изобразительными средствами (клубок, «Снег идет», «На елочке иголки», дорожки, «Нарисуем ленточки к шарику», шарики, колобок); закрепить способы обследования предметов круглой формы (овал, квадрат): учить рисовать эти предметы. В конструировании: учить строить простейшие конструкции совместно, по показу и образцу, использовать различный строительный материал для создания 2 однотипных конструкций: стол и кроватка для матрешек; «Клетки для большого и маленького зверей», «Гаражи для большой, средней и маленькой машин», «Дачи высокую и низкую для матрешек», дорожки между домами и т.д.; обыгрывать знакомые постройки. | формировать способы обследования предметов перед лепкой, | Создавать условия для игр со строительным материалом для сюжетных игр: набор «Строитель» деревянный» (кубики, конусы и др. модули разной формы и величины | - включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др. | ||
«Социально-коммуникативное развитие» | Учить играть с игрушками. Вызывать эмоциональное отношение к игрушкам. Учить правильно раздевать и одевать куклу, кормить из ложечки, поить из чашечки, терпеливо, не роняя, укачивать, водить гулять за ручку. Учить правильно использовать машины и другие игрушки – двигатели: нагружать кубиками, везти по дороге, через мост, разгружать, ставить в гараж. формировать представления Миши о своих частях тела и лица, об их назначении, уточнить представление о назначениях рта и носа; | формировать у Миши представление о себе, учить называть свое имя, половую принадлежность («Я – мальчик Я – сын мамы). формировать образ «Я – сам»: учить смотреть на себя в зеркало, показывать на себя рукой и говорить: Я – Миша; учить узнавать (выделять) себя на фотографиях формировать у ребенка представления о своих желаниях и потребностях: сначала, одним словом, пить, спать, потом предложением «Я хочу пить», «Я хочу спать», «Я не хочу пить», формировать эмоциональные и деловые способы общения и взаимодействия со взрослыми (смотреть в глаза, | набор детской посуды (отличный от набора для повседневной игры); предметы мебели детской; наборы овощей и фруктов; весы – детские для игры в магазин; набор машинок разной величины (3-4 шт.) Игры с куклой (раздевать и одевать куклу, кормить из ложечки, поить из чашечки, терпеливо, не роняя, укачивать, водить гулять за ручку) , машинками (правильно использовать машины и другие игрушки – двигатели: нагружать кубиками, везти по дороге, через мост, разгружать, ставить в гараж) | - стремится к общению со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно; - проявляет интерес к сверстникам, наблюдая за их действиями и подражает им; вступает в контакт с детьми и взрослыми; | |||
«Физическое развитие» | Развивать зрительно-моторную координацию | Развивать зрительно-моторную координацию, моторику рук и пальцев | Игры «Лови мяч» «Кто быстрее свернет ленту» | ||||
«Музыка» | Обучение умения реагировать на начало и конец звучания. Различать на слух звучащие игрушки (барабан – бубен) Учить выполнять определенное в момент звучания игрушки: хлопать, топать, вращать кистями рук и и прекращать действие при завершении звучания источник звука | Различать на слух звучащие игрушки (барабан – бубен) Учить выполнять определенное в момент звучания игрушки: хлопать, топать, вращать кистями рук и и прекращать действие при завершении звучания – источник звука: барабан, бубен, гармошка, дудка, свисток, металлофон, шарманка | любит слушать песни, двигаться под музыку, |
Обозначение уровней форсированности целевых ориентиров: + сформировано +- в стадии формирования - не сформировано
III. Психолого-педагогическое сопровождение
Содержание индивидуального маршрута развития ребёнка
3.Содержание работы учителя-логопеда
Образовательная область | Основная программа | Дополнительные программы и технологии работы |
Социально-коммуникативное развитие | АОП дошкольного образования для воспитанников с нарушением слуха | Методика Новиковой-Иванцовой Т.Н. «Символы звуков» «От слова к фразе» «Слоговые упражнения» Косинова Е.М. Игры на развитие слухового внимания Пальчиковые игры |
Познавательное | ||
Речевое развитие |
4.Содержание работы учителя-дефектолога
Образовательная область | Основная программа | Дополнительные программы и технологии работы |
Социально-коммуникативное развитие | АОП дошкольного образования для воспитанников с нарушением слуха | |
Познавательное | ||
Речевое развитие |
Коррекционно-развивающая работа.
Специалист | Направления коррекционно-развивающей работы | Конкретные задачи для ребенка на период ноябрь | Формы организации | Показатели достижений | Результат |
Учитель - логопед | 1.Импрессивная сторона речи 2. Экспрессивная сторона речи: - лексика (существительные, глаголы) - простая фраза 3. Звуковая сторона речи: - слуховое внимание, - дыхательная гимнастика - артикуляционная гимнастика - вызывание гласных и согласных звуков раннего онтогенеза | 1. Расширение пассивного глагольного словаря. 2. Формирование навыка моторного подражания (звукокомплексы, слоги) Развитие навыка соотнесение простых звукокомплексов с действительностью Формирование умения обращаться к взрослым с просьбой (Дай .. На.) 3. Развитие слухового внимания. Дифференциация неречевых звуков. Формирование правильного речевого дыхания -Формирование артикуляционного подражания (удержание артикуляции звуков А-О-У и переключение между ними) Формирование умения выполнять простые артикуляционные упражнения, направленные на нормализацию тонуса мышц губ и языка. | Индивидуальное занятие совместно с родителями | 1. Глагольный словарь: Пассивный активный 2. Простая фраза из 2 слов 3.Различение на слух звучащих игрушек (барабан – бубен) 4.Умение реагировать на начало и конец звучания. 5.Различение на слух слитных и прерывистых звучаний 6.Различать громкую и шепотную речь 7. Вдыхание воздуха носом – выдыхание ртом 8. Произношение гласных звуков Согласных раннего онтогенеза | |
Учитель-дефектолог | Познавательное развитие Моторные функции (общая моторика, мелкая моторика) Развитие мелкой моторки и конструктивного праксиса | Формирование координации руки и глаза при восприятии формы и величины предметов. Развитие навыка обследования предмета: ощупывание, обведение контура пальцем. Обучение по подражанию взрослому воспроизводить различные положения кистей рук, пальцев, соотносить положение пальцев с названием животных в лепетной и полной форме (лошадка, зайка и т.д.) Совершенствование конструктивного праксиса в работе с простыми пазлами, кубиками с картинками по всем изучаемым лексическим темам. Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. Развитие зрительной и слуховой памяти Классификация предметов по существенным признакам - цвет, форма, размер | Индивидуально совместно с родителями | Собирать пирамидку Пазлы Разрезные картинки Соотнесение по цвету по форме по размеру |
IV. Формирование социальной компетентности и внешний образовательный маршрут
Направление деятельности | Конкретные задачи на период | Показатели динамики индивидуального развития | Формы оценки динамики индивидуального развития |
Помощь ребенку в усвоении и соблюдении правил в детском саду | Освоить правила поведения в детском саду | понятен заданный материал (полностью или частично), выполнены задания специалистов (полностью или частично) | |
Формирование гигиенических навыков | аккуратно выполнять действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой; убирать за собой игрушки и одежду, во время еды – пользоваться салфеткой | Контроль за умением самостоятельно организовать себя | |
Формирование адекватного поведения в ситуациях межгруппового взаимодействия | во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения учить высказывать в речи свои потребности, желания, интересы (одним словом – простой фразой из 2 слов) | адаптировался в группе сверстников, ведет себя адекватно. | Опрос и беседа с мамой, ребенком, педагогами. Наблюдение за ребенком на занятиях, в процессе игровой деятельности в ситуациях межгруппового взаимодействия |
Формирование социально-бытовой ориентировки на улице | представление о себе, учить называть свое имя, половую принадлежность |
Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится | Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ребенка | Задачи | Методические приемы и используемые технологии |
Нарушение всех компонентов речи | «Речевое развитие «Социально-коммуникативное развитие» | Развитие слухового внимания. Дифференциация неречевых звуков. Формирование правильного произношения гласных звуков, губных согласных -Развитие подвижности артикуляционного аппарата; мимики лица - Формирование дифференцированного дыхания нос-вдох, рот-выдох; - Обогащение словарного запаса Расширение пассивного и активного словаря глаголов и существительных. Формирование простой фразы из 2 слов (подлежащие + сказуемое). Формировать умение выражать свои потребности словами. | Игры на развитие слухового внимания Косинова Е.М. Артикуляционная гимнастика. Мимическая гимнастика. Символы звуков Новиковой-Иванцовой Т.Н. Пособие «От слова к фразе» Новиковой –Иванцовой Т.Н. Дыхательная гимнастика. |
Быстрая истощаемость | Все образовательные области | Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий | Охранительный режим, введение дополнительной физкультурной минутки |
Нарушения мелкой моторики | «Физическое развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | - Формирование дифференцированных движений пальцев рук и кисти, координации движений обеих рук - Развитие тонких движений пальцев рук | - Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом, дефектологом и психологом - Упражнения по развитию ручной моторной ловкости в процессе рисования различными материалами |
Нарушения речевой памяти | «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» | - Формирование умения выполнять 1-2 ступенчатые инструкции | занятия с логопедом |
Нарушение пространственного восприятия | «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» | - формировать способы обследования предметов - формировать умение строить простейшие конструкции из строительного материала совместно, по показу и образцу -выполнение 1-2ступенчатых инструкций | Занятия с воспитателями, учителем-дефектологом Игры со строительным материалом Подвижные игры Игры «Чудесный мешочек» |
Нарушения внимания | ОО «Познавательное развитие» ОО «Физическое развитие» | Формирование установки на сосредоточение и переключение, | Упражнения на развитие произвольного внимания |
Работа с родителями
Направление | Задачи |
1. Консультирование 2. Открытые показы групповой и индивидуальной работы 3. Совместная организация и проведение праздников, досугов, выставок 4. Дни открытых дверей 5. Оформление информационных стендов 6. Переписка по электронной почте 7. Анкетирование | - развитие педагогической компетенции родителей (законных представителей) - формирование представлений у родителей о необходимости развития у ребенка определенных знаний и навыков - знакомство с основными дидактическими играми и методиками, используемыми в работе с педагогами - информирование об итогах диагностики |
Работа с социальным окружением ребенка
ФИО | Кем приходится ребенку | Участие в реализации программы | Пояснение |
мама | участвует | - | |
папа | участвует |
План работы с социальным окружением
Направление работы | Цели | Форма работы | Частота |
Участие в составлении и реализации ИОМ | - диагностика возможностей ребенка и социального окружения; | анкетирование Индивидуальная консультация Индивидуальные занятия | 1-2 раза в год (сентябрь, октябрь) 1 раза в неделю |
Информирование | - о нарушениях; - о возможных формах коррекции; | Индивидуальные консультации | В течение года |
Повышение родительской компетенции | - обучение техникам взаимодействия. | Индивидуальные консультации | В течение года |
Обсуждение образовательного маршрута | - адекватное представление родителей о поставленном диагнозе и соответствующем учреждении для дальнейшего маршрута; - адекватное представление о возможностях ребенка. | Индивидуальные консультации | В течение года |
7. Взаимодействие с педагогами
Направление | Задачи |
1. консультирование (лекции, беседы, семинары, семинары-практикумы) 2. мастер - классы 3. совместная организация и проведение тематических праздников, досугов, выставок | - развитие педагогической компетенции педагогов; - формирование представлений у педагогов о необходимости развития у ребенка определенных знаний и навыков; - знакомство с основными дидактическими играми и методиками, используемыми логопедами и дефектологам - информирование педагогов с целью просвещения в правовой, педагогической области - информирование об индивидуальных особенностях ребенка |
"Согласовано"
Заведующий МБДОУ «Детский сад»
Учитель-логопед, учитель-дефектолог
Педагог-психолог
Воспитатели
С результатами работы за год ознакомлен
Родитель ___________________ ФИО