Статья «Совместная деятельность библиотекаря и педагогического коллектива по правовому воспитанию учащихся»
Совместная деятельность библиотекаря и педагогического коллектива
по правовом у воспитанию учащихся
«Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику»
Р. Эмерсон
Формирование человека начинается с раннего детства. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое образование как часть общего обязательного образования. Применительно к начальной школе чаще употребляется термин «правовое воспитание», так как правовое обучение на этой ступени носит ярко выраженный прикладной характер и решает задачу становления гуманистически ориентированной личности, законопослушной, обладающей гражданскими чувствами и чувствами собственного достоинства, умеющего отстаивать свои права, адаптированной к условиям окружающей жизни.
Невозможно учить детей правам человека только традиционными методами. Сама философия прав человека предполагает уважение к мнению собеседника, в том числе ученика, возможность для каждого выработать и выразить свою позицию. Кроме того, учителям очень хочется, чтобы занятия были живыми, творческими, интересными. Достижению поставленных учебных и воспитательных целей в наибольшей степени способствуют активные методы обучения. Они помогают создать такие условия, в которых дети могут самостоятельно прийти к мысли, что закон - не цель, а средство для облегчения жизни.
« Самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний» (К.Д.Ушинский).
Каждый человек, живя в обществе, сталкивается с трудностями, которые сам не может разрешить. Иногда это случается по незнанию, иногда по невнимательности. А правовая безграмотность не освобождает от ответственности. А что бы этого не случилось, молодёжь должна знать свои права и обязанности. И чем раньше она начнёт знакомиться с правовыми нормами нашего государства, тем легче будет отстаивать свое гражданское достоинство, знать и отстаивать свои права. И здесь лучшим помощником становится школьный библиотекарь, который всегда занимается просветительской деятельностью по распространению правовых знаний и во многом значительно повысила интерес к литературе правовой тематики, разнообразились формы пропаганды правовых знаний.
Главной задачей, которую ставлю при подготовке мероприятий, направленных на формирование правовой культуры учащейся молодёжи - воспитание у подрастающего поколения гражданских качеств личности в духе уважения к законам, формирование в молодёжной среде активной жизненной позиции, профилактика правонарушений. В этом направлении в библиотеке прошло несколько обучающих и информационных мероприятий.
Пробудить интерес и потребность к самостоятельному решению социально - политических проблем, подготовке к ответственной деятельности в демократическом, правовом государстве был призван час правовых знаний «Вы вправе знать о праве», в котором младшие школьники знакомились с международной декларацией прав защиты ребенка. Декларация объясняла, что нужно ребенку, какими правами он обладает, как следует поступать в том или ином конкретном случае… . По душе участникам мероприятия пришлась викторина, проводимая совместно с заместителем директора по воспитательной работе «Закон приходит к нам на помощь», где ребята отвечали на вопросы, давали определения таким понятиям как «проступок» и «преступление», узнали, с какого возраста наступает административная и уголовная ответственность, какими правами обладает гражданин нашей страны в юном возрасте и, став взрослым.
С учетом специфики молодёжной аудитории упор делался на зрелищные моменты, предполагающие активное привлечение учащихся 5-6 классов в информационно — правовой игре, разработанной совместно с учителем обществознания «Я люблю страну, где есть право на имя и семью» и в конкурсе знатоков уголовного права «Уголовный комикс», ребята ознакомились с правовыми нормами нашего государства, учились отстаивать свои права, познавали особенности правового регулирования семейных, трудовых и гражданских отношений.
Большой популярностью среди обучающихся 7-8 классов заслуженно пользуются мероприятия, подготовленные совместно с учителем информатики и с применением электронных средств информации. К числу подобных можно отнести выполнение презентаций на тему: «Права и обязанности в нашей жизни», «Закон приходит к нам на помощь», знакомство с электронными справочниками, дающими разъяснения на самые сложные вопросы в области права. Кроме того в работе широко использовались интерактивные электронные игры и викторины: «Страна Закония», «Путеводитель в мир прав», аукцион знатоков права по принципу телевизионного проекта Своя игра «Мы с правами на ты».
Игровые формы работы способствовали ненавязчивости и «нескучности» материала, в которых молодым людям предоставлялась возможность продемонстрировать свои знания, ведь в целом информация не столь проста для усвоения. На внеклассном мероприятии по правовой грамотности «Законы будем уважать, свои права мы будем знать» состоялся заинтересованный разговор о современной молодёжной политике, гражданских правах, обязанностях молодёжи и её ответственности за себя, за судьбу России. Беседа получилась живой и увлекательной.
В конкурсно — игровой программе «Ваш правовой статус», участники вооружились не только теоретическими познаниями, но и практическими навыками в которых ребята учились самостоятельно принимать важные решения, делать осознанный выбор. В ситуационной игре «Юридическая консультация» и правовом турнире «Проступок или правонарушение» оценивали свои поступки и поступки других людей с правовой точки зрения, определяли, к какому виду относится данное правонарушение.
Как правило, таким мероприятиям предшествовала подготовительная работа: это оформление книжно — иллюстрированных выставок «Права ребёнка — от истоков к настоящему», «Книги на орбите закона»», широкие показы литературы по правовой тематике с помощью виртуальных выставок, библиографические обзоры литературы.
Такие формы работы неоднократно показывали свою эффективность, давая шанс обучающимся задуматься о возможных последствиях их потенциальных противоправных действий; показать, чем он рискует, если позволит увлечь себя стихии подростковых эмоций.
Школа может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и определяли поведение человека: формировали у обучающихся чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости и проявлять толерантность, высокую правовую культуру.