Статья «Организация работы с родителями и общественностью педагогического коллектива»
Организация
работы с родителями и общественностью педагогического коллектива
МБОУ СОШ № 5 г. Бердска
Модернизация российского образования предусматривает широкое участие родителей и общественности в работе образовательного учреждения. Это позволяет дать объективную оценку деятельности педагогического коллектива, работы каждого учителя, способствует созданию благоприятной образовательной среды в учреждении и повышению престижа школы. Партнерские взаимодействия с социумом осуществляются через усвоение учащимися социальных ценностей, мировоззренческих позиций, культурных и духовных ценностей общества. И все это не было бы возможным, если бы школа не инициировала процесс открытого образовательного пространства. На протяжении ряда лет в школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Одновременно с традиционными родительскими собраниями, заседаниями родительских комитетов организована работа психологической службы (психолог, социальный педагог) с целью педагогического просвещения родителей. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия: День открытых дверей для родителей будущих первоклассников (апрель),День «Аплодисменты» или «Неделя педагогического мастерства». с приглашением родителей на уроки, внеклассные мероприятия (март),еженедельный час общения директора школы с родителями и учащимися с целью оказания помощи учащимся, семье, попавшим в трудную жизненную ситуацию (пятница с 14 до 16.00), спортивные мероприятия с привлечением родителей под девизом «Папа, мама, я – дружная семья», НПК «Учение с увлечением», «Почемучки», встречи с выпускниками школы, оформление истории выпусков. Интересно проходят мероприятия интеллектуального и творческого плана « Семейное кино» и фестиваль «Жемчужинка», ставший традиционным городским мероприятием. В интеллектуальной игре «Семейное кино» участникам предлагаются разные задания из любимых художественных фильмов, вошедших в Золотой фонд советского и российского периодов: угадать фильм по фразе, угадать сказку по отрывку, узнать из какого фильма песня или музыкальный отрывок, и даже, определить фильм по «старой, испорченной фотографии». Большую роль в жизни школы играет Совет отцов, объединивший отцов учащихся 1-11 классов, Совет помогает не только в решении конкретных проблем, но и способствует реализации воспитательных задач Программы и Стратегии воспитания. Управление школой осуществляется путем комбинирования принципов единоначалия и демократизации процесса принятия решений. Так в организационной структуре школы есть не только стандартные субъекты управления (директор, заместители директора по УВР И ВР, учителя-предметники), но и нестандартные – Попечительский совет, действуют также школьное самоуправление ( начальная школа- « Радужная страна», основная и средняя- «Алые паруса») и межпараллельные родительские комитеты. Основной функцией демократических органов является содействие в повышении эффективности и качества образовательного процесса. Девиз коллектива : « Учись на пять в школе №5»
Демократизация управления предполагает делегирование некоторых полномочий в общественные институты управления – Попечительский совет, школьное самоуправление, данное делегирование не ущемляет принципы единоначалия, т.к. в конечном результате отвечает за все директор, но делегирование дает право принятия управленческих решений для родительской общественности, и этим возлагает на них ответственность за реализацию принимаемых решений. Делегирование полномочий также способствует формированию образовательной политики нашей школы. Разработка стратегических решений осуществляется с помощью не только сотрудников, но и родительской общественности. Созданная таким образом информационная и коммуникативная связь в управлении повышает эффективность работы органов школьного управления. Так, в партнерстве с родителями были решены вопросы о профильном обучении, о функционировании школьной охраны, частично решаются вопросы укрепления материально-технической базы, осуществляется ремонт в школьных кабинетах. Однако школьный уклад складывается не только из «прописных и официальных» норм, но и из тех норм и традиций, которые существуют в негласной форме. В основе такого понимания школьного уклада лежит не просто система традиционных мероприятий, а традиции в широком понимании этого слова, и хранителями этих традиций является не только коллектив школы, но родители. Демократизация процессов в школе предусматривает открытость и доступность информации, функционирует сайт школы, благодаря которому можно узнать о работе школы. В практике управления школой существует опыт проведения ежеквартальных отчетов не только администрации школы о проделанной работе, но и учителей, родителей. Раз в полугодие проводятся круглые столы с представителями всех участников школьного сообщества. С целью оптимальной организации образовательного процесса, осуществления сотрудничества с родительской общественностью в образовательном учреждении систематически проводится изучение общественного мнения родителей, учащихся и педагогов. Системный подход к данной деятельности является эффективным средством обновления и результативности образовательной деятельности, что формирует позитивное отношение родителей и социума в целом к школе. Родители видят школу такой (из анкет):
• в этой школе хорошо учат по всем предметам;
• в этой школе дисциплина и порядок;
• здесь большое внимание уделяется не только учебе, но и спорту, экскурсиям, проведению традиционных праздников и мероприятий;
• уделяется внимание сохранению здоровья ребенка
Отношение учащихся и родителей к школе является важным аспектом развития школьного коллектива, создания духовно-нравственной атмосферы и психологического климата в образовательном учреждении .
Дмитриева О.И., методист