12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Германовна290
Россия, Московская обл., Железнодорожный

Социализация и воспитание в педагогической деятельности

Что важнее – социализация или воспитание? Прежде чем ответить на этот вопрос, важно четко обозначить эти понятия.

Я нахожу определение воспитания Лийметса емким и содержательным: воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности.

В качестве определения социализации возьмем понятие из словаря «современной западной социологии»: социализация – это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит».


 

1. Воспитание. Из представленных определений можно сделать вывод, что воспитание – в большей степени контролируемый процесс. Ход воспитания можно планировать, ставить цели, задачи и затем постепенно достигать желаемого результата. Воспитание представляет собой важную составляющую педагогической науки. Принципы и технологии воспитания представлены в учебниках и научных публикациях. Важно отметить, что воспитание личности производится определенным кругом лиц.

Результаты воспитания трудно оценить. Часто плоды воспитательной работы проявляются в более позднем возрасте, что затрудняет оценку и анализ эффективности воспитания.

2. Социализация. Процесс социализации происходит одновременно с воспитательным процессом. Если воспитание целенаправленно производится определенным кругом лиц, то социализация личности происходит под влиянием внешних и внутренних факторов: СМИ, ровесников, государства и прочих агентов. Контролировать ход социализации личности практически невозможно, многое зависит от индивидуальных особенностей, качеств и интересов индивида, а так же «социальных норм и культурных ценностей» региона или страны. В качественном улучшении факторов социализации должно активно участвовать государство. Патриотизм, сострадание, нравственность, низкий уровень преступности, взаимопомощь и прочие качества могут и должны быть привиты по инициативе государства. Безусловно, эти качества могут стать целью воспитательной работы, но без отклика во внешней среде, без поддержки со стороны окружения и СМИ, позже они могут быть подавлены и атрофированы.


 

Можно ли в текущих условиях вырастить духовно богатые, нравственные поколения? Я думаю, что это сложная, почти невыполнимая задача. Если родители и педагоги в своем большинстве стараются по возможности дать детям воспитание высокого уровня, то качество социализации на сегодняшний день находится в упадке. Без одинаково высокого уровня социализации и воспитания невозможно вырастить здоровые поколения.


 

Что делать? Во-первых, обратить внимание на наличие проблемы. Главе государства – с заботой и любовью отнестись к вопросам воспитания и социализации, посредствам законопроектов.

Преступность, равнодушие, бездуховность и безнравственность стали, в какой-то степени, частью нашей действительности. Общество сфокусировано больше на капиталистической стороне жизни, нежели на саморазвитии и духовном обогащении. Высокий уровень жизни, пропаганда самообучения и интенсивный рост уровня среднего дохода в стране помогут решить эту проблему. В первую очередь нужно ликвидировать коррупцию.

Сеть интернет. Вред или польза для ребенка? Следует тщательно контролировать навязываемую информацию. Рекламу, новости, популярные телепередачи и развлекательный контент. В современных условиях невозможно ограничить доступ к вредоносной информации. Это и не нужно. Говоря об ограничении вредной информации из сети интернет, нужно подойти с другой стороны и работать с ликвидацией интереса к этой информации. Объяснять подрастающему поколению важность, суть и механизмы воспитания и социализации, с детства учить их самостоятельно учиться и развиваться.


Вывод. Воспитание и социализация должны гармонировать и дополнять друг друга. Высокий уровень воспитания и социализации является обязательным условием для индивида, как полноценного члена общества, а общество, в свою очередь станет основой сильной, духовно и физически здоровой страны.

Я считаю, что нельзя говорить о том, что сильнее – воспитание или социализация. Они вместе являются основой, опорой человека в его жизни. Если для человека прямоходящего важно иметь обе ноги, чтобы ходить, так и эти два фактора одинаково важны. Невозможно стать полноценным членом общества, имея высокий уровень воспитания и низкий уровень социализации, или наоборот.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.