12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сибгатуллина Алла Владимировна36
0

Статья на тему «Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников через проектную деятельность»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 364 г. Челябинска»

 

 

               

Статья на тему:

«Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников через проектную деятельность»
Участвует в конкурсе педагогического мастерства на лучшую статью «Эффективная организация работы с родителями: личный опыт»

 

                    Выполнил:

                                   воспитатель высшей

                                                   квалификационной категории

                                                            Сибгатуллина Алла Владимировна

                                                             МАДОУ «ДС № 364 г. Челябинска

Опыт работы по организации взаимодействия педагогического коллектива  с семьями дошкольников

Анализ эффективности применения традиционных и инновационных  форм взаимодействия семьи и ДОУ

       В нашем ДОУ применяются формы взаимодействия с семьей, изложенные в Основной общеобразовательной программе дошкольного образования МАДОУ «ДС №364 г. Челябинска»

       Мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищем новые, инновационные формы сотрудничества с родителями.  В ДОУ имеется положительный опыт использования  традиционных форм взаимодействия с родителями, который мы учитываем.

     Как показывает практика, посещение семьи на дому педагогом не является эффективным и актуальным. Ввиду закрытости нашего общества  и  общей нестабильной ситуации в мире.  Так же со стороны воспитателя этот метод требует огромной подготовки: тщательное изучение каждой семьи, каждого ребенка, необходимость договариваться об удобном времени посещения.  Трудность также заключается в том, что современные родители очень заняты и с большой неохотой выделяют время для встреч. К тому же, эта форма взаимодействия может  быть использована только по обоюдному согласию родителей и педагогов. Поэтому к применению этой формы взаимодействия мы прибегаем очень редко.

      Хочется отметить, что и родительское собрание – это способ взаимодействия воспитателя и родителей по какой-либо актуальной проблеме, но на сегодняшний день смысл таких собраний сводится к решению организационных вопросов. Родители не ходят на собрания, потому что считают: они скучны, затянуты, статичны и малоэффективны. Или просто не видят необходимости, считая, что все вопросы могут решить лично с педагогом.

     Несмотря на трудности в организации, родительские собрания нужны и важны. С их помощью мы знакомим родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

        Зная, как важна атмосфера доверительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, хотелось бы рассказать о том, как мы проводим родительские собрания, участниками которых являются и дети. Вместе с детьми мы тщательно готовимся к встрече родителей: делаем пригласительные билеты, обустраиваем группу. Наши встречи проходят регулярно, они яркие по экспрессивности, полезные и увлекательные по содержанию, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.  У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали. Многие им удивились и были в восторге.

      Хочется подробнее остановиться на некоторых традиционных формах взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников.

      Такая форма, как анкетирование, никогда не теряет своей актуальности. Это один из распространенных методов диагностики, который используется нами с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Родители наших воспитанников с удовольствием отвечают на вопросы, стараются дать более полную информацию о своем ребенке. Конечно, мы сталкиваемся и с формальными ответами, но и это дает нам почву для размышления, например как добиться от родителей большей информации. Поэтому нам так нравиться эта форма взаимодействия с родителями. Мы становимся ближе к семье ребенка, больше узнаем о методах воспитания, о семейных традициях, это очень помогает нам в планировании образовательного процесса. Например, анкета «Чего вы ждете от детского сада в этом году?» помогла понять чему, по мнению родителей должен научиться ребенок, чем занимается ребенок  дома, чем он увлекается, и в каких мероприятиях хотели бы поучаствовать сами родители. В соответствии с полученной информацией мы запланировали совместную деятельность, как с детьми, так и с родителями.

     Также, в сборе информации о семьях воспитанников нам помогают такие формы как интервью и беседа, т.к. с их помощью мы получаем те сведения, которые заложены в словесных сообщениях родителей. Это, с одной стороны, помогает нам изучить мотивы поведения, намерения, мнения родителей, с другой – делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации). Трудности этой формы взаимодействия заключаются в тотальной занятости родителей, неспособностью правильно выбрать время для беседы, когда готовы обе стороны и воспитатель и родитель. Но интервью и беседы позволяют нам не только услышать ответы, но и увидеть эмоциональный отклик родителя, позволяют более подробно обсудить успехи и трудности в воспитании ребенка и найти общие пути решения проблем.

        А вот  Дни открытых дверей дают нам возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь их к участию. Так очень интересными для родителей оказались тематические дни открытых дверей, например, «К нам весна пришла» (открытый показ образовательной деятельности), праздник «Приходите в детский сад», «Бал цветов», «В мире профессий», «День сказки в детском саду». Эта форма работы нам очень близка, потому что родители могут реально оценить труд педагогов и всего коллектива ДОУ, проникнуться важностью нашей работы и как следствие активнее сотрудничать с педагогами нашего садика.

       Используем в образовательной деятельности так же и Неделю открытых дверей, когда родители в течение недели (в любое время) могут прийти в детский сад и понаблюдать за педагогическим процессом, режимными моментами, общением ребенка со сверстниками, глубже проникнуть в его интересы и потребности. Целью проведения данного мероприятия является установление доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей и их реализацию.

         На сегодняшний день педагоги дошкольных учреждений признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Часто родители задаются вопросами: - Как мой ребенок живет в детском саду, как он занимается, успешен он как личность и так далее. Мы, педагоги, вполне их понимаем и, чтобы ответить на волнующие вопросы родителей, в нашем детском саду прошла Неделя открытых дверей. Совместно со специалистами был составлен план мероприятий на неделю и предложен вниманию родителей. Родители были включены в процесс занятий, что внесло в атмосферу еще больше активности и интереса. Также мы пригласили их на праздничный концерт. Дети пели, танцевали, читали стихи, а после концерта все вместе пили чай, а после, дети вручили подарки, которые сделали своими руками.  Дни и недели открытых дверей получили свое продолжение в повседневной работе нашего детского сада, а, также, в совместных мероприятиях, праздниках, творческих конкурсах, что позволяет детям ярче раскрыть свои таланты и добавить красок в счастливую палитру детства.

        Праздники, концерты, соревнования помогают нам создать эмоциональный комфорт, сблизить участников педагогического процесса. Организация досугов и развлечений в работе с родителями является самой привлекательной, востребованной, полезной, но и самой трудной деятельностью. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

     С детьми и родителями своей группы мы организуем и проводим:

1. Праздники: «День Матери», «День защитника Отечества», «День семьи», «Международный Женский день», «День рождения»;

2. Развлечения: «Семейные посиделки», «День смеха» и другие;

3. «Все профессии нужны, все профессии важны» - встречи, когда родитель какого-либо ребёнка приходит в группу и рассказывает детям о своей интересной профессии;

4. Спортивные досуги: «Семья – здоровый образ жизни», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Мы интеллектуалы»;

5. Спектакли «Муха-Цокотуха», «Золушка», «Кошкин дом», «Дюймовочка».

      Наиболее эффективными нетрадиционными формами взаимодействия мы считаем следующие:

- Вечера вопросов и ответов – позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить свои знания, обсудить некоторые проблемы развития детей, например, «Права ребенка – обязанности родителей». На этой встрече мы пополняли знания родителей о воспитании детей общедоступными сведениями; доводили до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им; пытались оказать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком. Мы обратились к «Семейному кодексу», «Конвенции о правах ребенка», «Конституции РФ». Родители очень хорошо принимали информацию, задавали вопросы, хорошо понимая, что в наш век очень важна юридическая грамотность, пусть даже в таких малых масштабах. Трудность наша заключалась в том, чтобы правильно объяснить родителям некоторые правовые аспекты, но совместными усилиями мы смогли разобраться в проблеме, достигнуть понимания.

- Семейная гостиная – очень интересная форма взаимодействия, ее мы проводим с целью сплочения родителей и детского коллектива, тем самым оптимизируются детско-родительские отношения, это помогает по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми. В отличие, например, от «Клуба для родителей» в «Семейной гостиной» принимают участие и родители и дети.

На семейных гостиных мы ставили целью научить родителей слышать и понимать своего ребенка, формировать мотивы успеха, повышать уровень педагогической культуры родителей, достичь оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему социального партнерства. А у детей формировать любовь к ближнему, уважение к старшим и чувство гордости за свою семью. И, конечно, мы старались вызвать эмоциональный подъём и хорошее настроение.

- Родительские конференции  служат повышению культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. Так, например, в родительской конференции «За здоровьем в детский сад» родители получили не только информацию о здоровом образе жизни, информацию о правильном питании, но и консультации инструктора по физической культуре и детского врача ДОУ. Или, на родительской конференции «Авторитет – основа воспитания», родители узнали не только о видах авторитета, но и получили консультацию психолога, какой из этих видов наиболее благоприятен для воспитания детей.

- Клубы для родителей  предполагают становление между педагогами и родителями доверительных отношений, способствуют осознанию педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями – что мы, педагоги, имеем возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Например, в клубе «Школа заботливых родителей» проходили «маленькие уроки по ПДД для взрослых родителей».

- Дни добрых дел – дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ (ремонт игрушек, мебели, группы), помощь в  создании предметно-развивающей среды в группе. Такая форма позволяет нам налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателями и родителями.  Нам очень нравиться эта форма взаимодействия, но трудности в ее реализации есть и заключаются, в том, что не все родители хотят оказать помощь детскому саду в силу разных причин. Но мы с помощью различных анкет или беседы мы стараемся узнать больше об интересах таких родителей и, основываясь на этой информации, пытаемся привлечь их стать активными помощниками нашего детско-взрослого коллектива.

     - Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи  демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Например, «Наша мама», «Цветы», «Вернисаж  пейзажей», «Сказочное лето», «Весенний вернисаж», «Пасхальный вернисаж», «Зимний вернисаж», «Осенние фантазии», «Зимние поделки» и т.д.

- Совместные походы и экскурсии  укрепляют детско-родительские отношения. Например, совместные экскурсии «В мире книг», «Мой любимый детский поэт», «Мы – друзья природы», «Защитим наш общий дом – планету Земля». «Поход-экскурсия на ферму», «Экскурсия-поход на весенний луг», экскурсия к реке «В гости к старичку Лесовичку», поход-экскурсия «По осенним тропинкам» и т.д. Воспитанники нашей группы очень любят ходить на экскурсии, ведь рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о знаменитых земляках, о своем крае, о защитниках Родины. Затем увлеченно рисуют, делают поделки, оформляют выставки совместного творчества, фотовыставки.

        В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Не это ли начало патриотического воспитания, зарождение чувства любви к семье, природе, к Родине?

     Хочется сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Каждый конкурс не остается без грамот и благодарностей и призов.

        На сегодняшний день с уверенностью можно сказать, что использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками всех событий, происходящих в группе. Они ощущают себя более компетентными в воспитании детей, проявляют искренний интерес к жизни детского сада, активно участвуют в совместных мероприятиях, выражают восхищение результатами детской деятельности.

       Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий. Её успех определяется педагогической интуицией, инициативой и терпением, профессионализмом. 3.

       Мы не останавливаемся на достигнутом, а продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями.  Именно поэтому, мы выбрали проектную деятельность, как наиболее эффективную в плане взаимодействия педагогического коллектива с семьей.

 

 

Описание опыта организации проектной деятельности, как одной из форм взаимодействия с родителями.

       В начале учебного года мы определяем темы проектов, над которыми планируем работать весь год. Например: « Как сберечь свое здоровье?», «Как помочь растениям?», «Зимушка-зима», «Дружба», «Сама любимая мамочка моя» и др. Затем выделяем цели, задачи и конечный продукт каждого проекта, который складывается из промежуточных продуктов совместной деятельности детей, педагогов и родителей. В выборе тем проектов мы опираемся на проблемы характерные для возраста наших воспитанников (4-5 лет), которые часто встречаются в этот период. Например, не умение найти себе в группе друзей, по тем или иным причинам (робость, застенчивость, агрессивность), т.е. ребенок не реализует свою возрастную потребность в общении. Решение этой проблемы мы видим в проекте «Дружба».

      Большую роль в нашей проектной деятельности играет мотивационный этап (погружение в проект). На этом этапе мы ставим исследовательскую проблему, стимулируем интерес детей к ее изучению. Это позволяет нам решить множество коммуникативных, речевых, познавательных задач. Целью проекта является развитие аффективно-коммуникативных умений (понимать эмоции друг друга, сочувствовать), обогащение представлений детей  о нравственных категориях, воспитание дружеских чувств: доверия, взаимовыручки, сопереживания, создание дружеских отношений в группе.

       Мотивационный этап проходит в ходе решения игровой, проблемной ситуации:

Степашка и Каркуша  пришли в гости к ребятам и просят помощи:

Степашка: «Взрослые всегда говорят нам «Нужно быть дружными, дружно жить…»

Каркуша: «А что значит быть дружными?  Что такое дружба?  Мы не знаем. Научите нас, ребята, дружить».

Вос-ль: « Ребята, мы поможем  Каркуше и Степашке? 

- Что для этого нужно сделать? Как помочь?

Научим их  дружить? Давайте пригласим Степашку и Каркушу остаться в нашей группе и посмотреть,  как дружим мы.

     Дети вспоминают ситуации знакомства друг с другом и последующей дружбы из своего личного опыта и задумываются о роли дружеских взаимоотношений людей, какие поступки способствуют установлению и поддержанию дружеских отношений, а какие препятствуют им?  Дети решают сделать «Большую книгу пословиц о дружбе», которая поможет Хрюше и Каркуше научиться дружить.

      На данном мотивационном этапе проекта мы ставим и решаем следующие задачи:

- способствовать развитию диалогической и полилогической речи (умение ставить вопросы и отвечать на них, умение участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения).

- способствовать развитию информационно-коммуникативных умений (умение договариваться, слушать и слышать друг друга).

- способствовать развитию умения понятно для других излагать свою точку зрения, вносить предложения, спорить и убеждать, соблюдая этикет спора, соглашаться с общим мнением.

      На втором проблемно-деятельностном этапе проекта основным содержанием является обогащение представлений детей по теме проекта посредством чтения книг, рассказывания, рассматривания картин и иллюстраций и др. Совершенствуются умения разных видов продуктивной деятельности (изобразительной, конструктивной, театрализованной). В тематике нашего проекта это может быть совместный с родителями поиск пословиц о дружбе, составление странички для книги о дружбе.

     На этом этапе мы пользуемся моделью плана образовательной работы с детьми, разработанной педагогами нашего ДОУ (см. приложение). В первую очередь, мы планируем непосредственно образовательную деятельность с детьми. Рассматриваем, какие занятия можно провести в той или иной образовательной области в соответствии с темой проекта. А, также, планируем возможные продукты детской деятельности. По теме нашего проекта «Дружба» в непосредственной образовательной деятельности нами были проведены следующие мероприятия:

- .Социально-коммуникативное развитие.  Беседа «Что такое дружба?»

Где продуктом детской деятельности стали первичные представления о дружбе. На дом детям, мы давали задание – спросить у родителей об их лучшем друге (как познакомились, часто ли ссорились и т.д.), а потом рассказать в детском саду. Почти все родители поделились с ребятами рассказами о своих друзьях. А дети с удовольствием рассказывали эти истории на протяжении всего проекта.

- .Речевое развитие , связная речь. Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит» (на основе сказки «Курочка ряба»).  Мы предложили ребятам стать героями сказки «Курочка ряба» и на примере курочки, которая жалеет дедушку с бабушкой, научиться говорить утешающие слова, сопереживать персонажам. Ребята очень хорошо вжились в роль, бабушка с дедушкой плакали, а курочка их утешала. Иногда курочка обращалась за помощью к детям и те с большим удовольствием помогали ей добрым словом. Продуктом детской деятельности стали рисунки курочки, утешающей деда с бабой.

- Речевое развитие. Культура общения. Д/И «Как Буратино стал вежливым», (пособие Шипициной «Азбука общения»). У детей появился навык употребления «вежливых слов».

       В совместной образовательной деятельности нами были проведены такие мероприятия:

- Игра:

1.Д/ и «Поступаем правильно»

Цель игры: дать детям понять о хороших и плохих поступках и уметь анализировать их. Развивать вежливость, умение вежливо обращаться к товарищам.

3.Игровое упражнение «Умеешь ли ты мириться?»

4.Сюжетно-ролевая игра «Друг заболел».

Промежуточными продуктами стали: картотека игр на тему дружбы, картотека мирилок, письмо заболевшему другу.

- Ценностное отношение к труду:

1.Дежурство по столовой (помощь товарищу)

2.Помощь друг другу в выполнении поручений воспитателей.

3.Посильная помощь воспитателям в уборке участка.

4.Помощь друг другу в одевании, раздевании.

      Ребята с удовольствием выполняли поручения воспитателя. Помогали друг другу в дежурстве по столовой. При одевании на прогулку помогали тем ребятам, которые плохо справляются с одеждой.   Продуктом стало воспитание чувства взаимопомощи.

- ЗОЖ, безопасность:

1.Беседа на тему «Если друг в беде».

 - Культура речи и общение, детская литература:

1.Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов ».

2.Чтение: Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (главы из книги)

3.Чтение: Л. Воронкова «Что сказала бы мама?»

4.Этюд «Кто виноват» Шипицина «Азбука общения».

5.Игровое упражнение «Драться или договариваться»

6.Чтение: Л. Воронкова «Ласковое слово»

7.Этюд «Злой дракон»

8.Чтение «Как Антон полюбил ходить в детский сад» Шипицина «Азбука общения».

       Дети с удовольствием слушали, разучивали и пели песни о дружбе; слушали произведение о крокодиле Гене, рассматривали иллюстрации, обсуждали деятельность старухи Шапокляк. Учились «Драться или договариваться?». Осуждали плохие поступки и хвалили хорошие.

       Промежуточным продуктом стали: обогащение словаря, опыт взаимодействия в конфликтных ситуациях, умения сочувствовать, оказывать помощь другу в опасных ситуациях.

- Связная речь, словарь, культура речи:

1.Разучиване стихотворения «Жить на свете очень туго…» Шипицина «Азбука общения», с.252

2.Словесная игра «Как хорошо с тобой дружить, потому что...»

- Музыка, искусство, продуктивная деятельность, детское творчество:

1.Просмотр мультфильма «Крошка Енот»

2.Просмотр мультфильма «Мешок яблок»

3.Пение песен о дружбе

4.Составление коллажа о дружбе   «Ты мой друг и я твой друг»

5.Изготовление «Дерева дружбы»

Продуктами деятельности стали: тексты песен, коллаж, дерево дружбы.

- Двигательная деятельность:

1.П/и «Не намочи ноги». Шипицина «Азбука общения», с.257

2. П/и «Вспомни имена своих друзей» Шипицина «Азбука общения», с.257

Самостоятельная деятельность детей (создание РППС)

- Коллаж о дружбе  «Ты мой друг и я твой друг» - дети вместе с родителями и воспитателями подбирали фотографии из жизни детей, где показаны моменты дружеского общения, взаимопомощи, разрешения конфликтных ситуаций, и оформляли их в один красочный коллаж о дружбе, который занял почетное место в группе.

- «Дерево дружбы» дети вместе с родителями и воспитателями «помогали» одинокому дереву обзавестись листочками, чтобы оно могло общаться и дружить с другими деревьями. Листочки были выполнены в виде детских ладошек, а само дерево украшено детскими фотографиями. Родители дома со своим ребенком вырезали ладошки, подбирали лучшую фотографию. А ребята в группе дарили свои дружные ладошки одинокому дереву и оставляли на память фотографии.  Дети очень сопереживали дереву и хотели поскорее ему помочь, чтобы оно тоже, как и они смогло общаться и дружить с другими деревьями. Родители в свою очередь очень оперативно помогали детям выполнять это задание, и наше дерево очень быстро обзавелось разноцветными листочками-ладошками и веселыми лицами детей.

     Хотелось бы подробнее остановиться на образовательной деятельности в семье.

    На этапе планирования мы выбрали формой организации проектной деятельности как  ментальная карта.

Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карта памяти» или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т. д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Ментальная карта – это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга.

        Тони Бьюзен (разработчик и автор) - известный писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления – разработал правила и принципы конструкции ментальных карт.

       Результативность применения ментальных карт достигается:

- наглядностью;

- привлекательностью;

- запоминаемостью;

- творчеством;

- возможностью пересмотра.

       Ментальные карты – это:

- хороший способ самовыражения эмоций и мыслей, по какой- либо теме;

- более легкое запоминается материала детьми;

- хорошее средство для подготовки к занятиям, проектам;

- развитие познавательного интереса у детей, развитие мышления и воображения.

       Использование ментальных карт педагогами нашего детского сада происходит в работе с детьми и в работе с родителями. Для родителей нашей группы сделаны ментальные карты по реализуемым проектам, чтобы взрослые, как и дети, были в курсе запланированных мероприятий и планировали свое участие в них. Для нашего проекта также была создана ментальная карта.

                Ментальная карта по проекту «Дружба».

Дата

Тема

Задание

Продукт

15.01. – 05.02.

«Большая книга пословиц о дружбе»

Подготовить страничку для книги пословиц: выбрать пословицу, записать ее, записать, как ребенок ее понимает, зарисовать.

«Большая книга пословиц о дружбе»

15.01. – 20.01.

Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а злое калечит»

Подобрать костюм для инсценировки, выучить роль.

Рисунки, как курочка утешает бабушку и дедушку.

15.01 – 20.01.

Коллаж на тему: «Ты мой друг и я твой друг»

Подготовить фотографии с примерами дружного поведения, взаимопомощи.

Коллаж на тему: «Ты мой друг и я твой друг»

20.01 – 22.01

Поделка «Дерево дружбы»

Обвести и вырезать из цветной бумаги детские ладошки. Подготовить фото ребенка 4х5см.

 

Поделка «Дерево дружбы»

10.02.

Презентация вместе с ребенком странички из «Большой книги пословиц»

Разобрать с ребенком дома выбранную пословицу, ее смысл.

Бережное отношение к книге и своему труду. Крепкие детско-родительские отношения.

 

      По проведенным мероприятиям мы сделали  фотоотчет. Самое интересные фото мы прикрепили на ментальную карту (оставленное для этого место). Полная реализация мероприятий, отображенных на карте, является в свою очередь, творческим отчетом о проделанной работе.

     Нами были подготовлены консультации для родителей по теме нашего проекта: «О дружбе», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье

основа воспитания положительных черт характера ребенка», «Если вам не нравиться друг ребенка», «Формирование дружбы у дошкольников».

      Была проведена встреча детей с первоклассником, выпускником нашего детского сада, а также братом нашей воспитанницы. Вместе с семьей он подготовил доклад о том, как надо дружить, рассказал о новых друзьях в школе и о друзьях, с которыми дружил в детском саду и продолжает с ними общаться.  Детям было очень интересно, они задавали разные вопросы и узнали много интересного о том, как дружбу можно сохранить на долгие годы.

      При помощи ментальных карт родители смогли запланировать, в каких мероприятиях они хотели бы поучаствовать и с радостью откликались на приглашения помочь в том или ином задании. Самое главное задание – это создание вместе со своим ребенком странички для «Большой книги пословиц о дружбе». Необходимо было найти пословицу о дружбе, озвучить ее ребенку и попросить объяснить, как он ее понимает. Объяснения записать, а ребенку предложить еще и зарисовать эту пословицу. Так и получались наши чудесные странички. Родители и дети подошли к этому вопросу очень серьезно, и к концу нашего проекта книга была готова.

      Заключительный, творческий этап нашего проекта мы решили провести совместно с родителями и детьми. Мы предложили родителю вместе со своим ребенком презентовать свою страничку из «Большой книги пословиц о дружбе».  Целью этого мероприятия было вызвать желание презентовать свой рассказ другим детям, воспитывать бережное отношение к книге и к своему труду, укрепить детско-родительские отношения, и самое главное привлечь родителей к участию в реализации проекта.

     У родителей это нашло положительный отклик. Если ребенок запинался, забывал или просто стеснялся, он все равно знал, что у него есть поддержка, он чувствовал гордость от того, что мама или папа рядом и соответственно повышалась его самооценка и уверенность в себе.

       Презентацию мы завершили чаепитием с домашней выпечкой, что тоже способствовало установлению доверительных отношений между педагогами и родителями наших воспитанников. Дети были рады, что родители вместе с ними присутствуют в группе, показывали свои поделки, все вместе рассматривали коллаж о дружбе, обсуждали фотографии, шутили насчет некоторых особенно комичных. Родители с удовольствие листали нашу «Большую книгу пословиц о дружбе», сравнивали свои работы с другими семьями. В группе царила очень дружественная атмосфера, чего мы и хотели добиться с помощью нашего проекта.

       Таким образом, проектную деятельность можно считать эффективной формой взаимодействия ДОУ и семьи, поскольку, благодаря реализации детско-родительских проектов, родители стали непосредственными участниками образовательного процесса.  Приняли активное участие в предложенных проектах, оказывая помощь и поддержку детям и педагогам в процессе совместной работы, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

 

 

                                    Библиография.

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. – М.: Издательство «Национальное образование, 2015. – 88с.
  3. ФГОС ДО от 17.10.2013 № 1155
  4. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014;
  5. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями [Текст]: учеб. пособие / М.Г. Агавелян. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 129 с.
  6. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Т. М. Бабунова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 208с.
  7. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: [Текст]: методическое пособие / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
  8. Березина, В.А, Виноградова, Л.И., Волжина, О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. [Текст] : В.А Березина, Л.И. Виноградова, О.И. Волжина. - С.-Пб.:Каро, 2011.
  9. Богославец Л.Г., Майер А.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города. [Текст] :Богославец Л.Г., Майер А.А. // Управление ДОУ. 2010. №5. С. 18
  10. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. – Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2014. - 177 с.
  11. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 112 с.
  12. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. образовательные проекты в детском саду. [Текст]: Пособие для воспитателей. М.: Айрис – пресс, 2010.
  13. ГладковаЮ.А. О роли отца в семейном воспитания. [Текст]: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Ю.А. Гладкова,Н.М. Баринова // - 2011. - № 8.
  14. Григорьева Н. Как мы работаем с родителями /. [Текст]: Н. Григорьева, Л. Козлова // Дошкольное воспитание, 2013. - №9. - С. 23-31.
  15. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. [Текст]: О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 144 с.
  16. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. [Текст]: Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2015. - №1. - С. 41-49.
  17. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. [Текст]: Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96с.
  18. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детско саду: родители и дети. [Текст]: М.: Школьная Пресса, 2010.
  19. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст] : пособие для практических работников ДОУ / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 129 с.
  20. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ[Текст]: методическое пособие. М.: Айрис Пресс, 2011.
  21. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи[Текст]: / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2012. – № 4. – С. 74-83.
  22. Карпене Т.И. Метод проектов – как поиск новой педагогической альтернативы. [Текст]: – М.: Психологический ин.-т РАО, Ярославль. Ярославский ин – т развития образования. – 2011. – с.105 - 109
  23. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьёй [Текст]: пособие для практических работников ДОУ / А.В. Козлова - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 112 с.
  24. Козлова, А.В., Дешеулина, Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. [Текст]: А.В Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: Творческий Центр, 2014
  25. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2012.–416 с.
  26. Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении. [Текст]: Управление ДОУ. 2014. №5. С.40.
  27. Максаков, А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье [Текст]: А.И. Максаков. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  28. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. [Текст]: И.М. Марковская. - СПб: Речь, 2015. – 150 с.
  29. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе. [Текст]: А.В. Меренков. - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2014. - 143 с.
  30. Микляева, Н.В. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения [Текст]/ Н.В. Микляева, Т.С. Мишина. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 80с.
  31. Пастухова, И.О. Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи [Текст]: пособие для практических работников ДОУ / И.О. Пастухова - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 129 с.
  32. Петрущенко Н.А. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество / Н.А. Петрущенко, Н.Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. – 2011. - № 9. – С. 35.
  33. Прохорова, Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду [Текст]: практ. пособие / Г.А. Прохорова. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 64 с.
  34. Седова Л.Н. Теория и методика воспитания [Текст]: Л.Н. Седова, Н.П. Толстолуцких. - М.: Высшее образование, 2013. – 206 с.
  35. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: [Текст]: пособие / О.В. Солодянкина. - М.: Аркти, 2014. – 80 с.
  36. Социальное партнерство семьи и детского сада [Текст]: Научно-практический журнал «Управление ДОУ». - 2014. - №3. – С. 35.
  37. Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст]: Ю.М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 71-74.
  38. Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями [Текст]: Р.Ш. Хабибуллина // Дошкольная педагогика 2010. - №7. – 70 с.
  39. Шмидт, В.Р. Психологическая помощь родителям и детям. Тренинговые программы [Текст] / В.Р. Шмидт . - М.: ТЦ Сфера, 2011. – 200 с.
  40. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология [Текст]: учеб. пособ. для вузов / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2010. – 736с.

Интернет-ресурсы

1. Издательский центр «Академия» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru /. – 16.02.2011г.

2. Нормативная документация ДОУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.termika.ru/dou /. – 20.02.2011г.

3. Нетрадиционные формы взаимодействие ДОУ и семьи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles /. – 25.02.2011г.

4. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ivalex.vistcom.ru/metod8-2.htm. - 01.03.2011 г.

5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Электронный ре-сурс]. — Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0386/index.shtml ?from_page=199

6. Факторы воспитания ребенка в семье [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psychol-ok.ru/lib/intpsy/intpsy2008/intpsy220208.html

7. Родионова, Л.А. Перспективное планирование работы с родителями во второй младшей группе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/04/perspektivnoe-planirovanie-raboty-s-roditelyami-vo-vtoroy-mladshey-0

8. Лубенникова, Ю.А. Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.deti-club.ru/planirovanie-vospitatelno-obrazovatelnogo-processa-v-dou-dokumentaciya-vospitatelya

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.