Выступление «Формирование детского коллектива через совместную деятельность»
Формирование детского коллектива через совместную деятельность.
Гамилова Е.Г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Жаворонок»
«Коллектив – это сложное сочетание неповторимых индивидуальностей; чем выше уровень развития каждого члена коллектива, тем интереснее коллектив в целом» (подчеркивал В.А Сухомлинский). А.С.Макаренко высоко ценил традиции и совместные яркие переживания, которые скрепляют детский коллектив.
Понятие «коллектив» применительно к детям дошкольного возраста: - им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей, формирует у них представления о роли каждого из них в жизни коллектива, в достижении общего результата деятельности. Условиями возникновения и становления детского коллектива являются совместная деятельность и общие переживания детей. В процессе совместной деятельности появляется умение договориться, свои действия, справедливо разрешить спор. Так, постепенно, по мере накопления опыта, в результате целенаправленных воздействий воспитателя социальные проявления у детей развиваются, усложняются, перерастают в коллективизм.
Формирование детского коллектива проходит по этапам:
I этап. Небольшие по численности объединения детей (по 3-5 человек), возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игровой. Эти объединения очень неустойчивы по составу, коротки по времени, легко распадаются. Их организатором является воспитатель. При этом он учитывает индивидуальные особенности детей.
I этап. Его основная задача – сделать первые объединения детей более устойчивыми, продлить их деятельность по времени. Дети проявляют больше самостоятельности, проявляют организаторские умения, растет число участников объединения (8-10 человек). Выдвигаются долее сложные цели совместной деятельности – игровой, познавательной, творческой и др.
III этап. Происходит дальнейший рост самостоятельности детей: они создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут принять и не принять в игру и исключить из нее. Здесь открывается возможность для объединения небольших групп в один коллектив детей. Этому способствует выполнение общего задания с общественно значимым мотивом. Каждый ребенок чувствует себя участником жизни всей группы; периодически он выполняет поручения и обязанности, имеющие значение для всех. Позиция воспитателя изменяется: вместо прямых воздействий он чаще использует косвенные, поддерживает хороших организаторов коллективных дел.
Для сплочения детского коллектива в моей группе разработан педагогический проект.
Педагогический проект «Зимний калейдоскоп»
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели.
Сроки проведения: 11 января – 15 января 2016г.
Цель:
Создание эмоционально-положительного настроения и оптимальных условий для активного отдыха детей и развития дружеских взаимоотношений в коллективе.
Задачи:
-закреплять знания детей о времени года – зиме (признаки зимы, приметы);
-воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, желание действовать совместно с другими детьми, воспитывать эстетические, эмоциональные чувства;
-развивать различные виды деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой;
-развивать творческие и познавательные способности детей.
Мероприятия по реализации проекта:
Название мероприятия |
Задачи |
Виды совместной деятельности |
«Зимняя сказка» |
Создание эмоционально-положительного настроения, развитие интереса к сказкам, сказочным героям, развитие воображения. |
Чтение «Морозко», «Зимовье», «Заюшкина избушка». Лепка «Сказочные животные». Пальчиковая игра «Снежинки»,.Подв.игра «Хитрая лиса», Волк и зайцы» |
«Пришли святки-запевай колядки» |
Развивать умение детей эмоционально откликаться на народные подвижные игры, хороводы, реагировать на речевые и музыкальные сигналы, закреплять умения согласовывать движения с текстом русских народных игр, принимать участие в совместной деятельности |
Слушание русских народных песен, закличек. Музыкальная хороводная игра «Саночки». Подв. игра «Два Мороза», «Карусель». Пальчиковая игра «Снежная баба». |
День творчества «Город мастеров» |
Развивать творческие способности детей, мелкую моторику, воображение, воспитывать эстетические чувства, формировать навык взаимопомощи. Вызвать чувство удовлетворения от результатов совместного творчества. |
Изготовление оригами «Животные». Рисование «Как я встретил Новый Год». Лепка «Дед Мороз и Снегурочка», «Снеговик». |
«Снегопад, снегопад, есть работа у ребят» |
Создать положительный эмоциональный настрой от совместной деятельности, продолжать знакомить с живой и неживой природой. Вызвать чувство удовлетворения от результатов совместного творчества. |
Игры, экспериментирование со снегом, льдом. Изготовление снежных построек, разноцветных ледяных игрушек для украшения участка. |
«Зимние забавы» |
Повышать двигательную активность детей, развивать быстроту, ловкость, выносливость, воспитывать настойчивость, упорство, чувство товарищества, дружелюбие. |
Подв. игры «Кто быстрее». «Заморожу», «Передай другому», «Ловишки», «Два Мороза». Катание на санках-ледянках, лыжах. Игры со снегом «Меткие стрелки» (метание снежков в цель). |
Результат: Каждый ребенок чувствует себя членом детского коллектива, товарищем своих сверстников; он овладел нормами поведения, выраженными в правилах: умей вместе с другими детьми играть, трудиться, договориться, уступить; будь готов помочь товарищу, позаботиться о нем; береги труд других, умей оценить справедливо результаты труда, поступки свои и товарища.
Таким образом, товарищеские отношения формируются прежде всего в процессе совместной деятельности, в общих переживаниях.