Статья на тему «Интерактивные формы работы в правовом образовании и воспитании учащихся»

4
0
Материал опубликован 21 January 2021 в группе

«Интерактивные формы работы в правовом образовании и воспитании учащихся»

Автор: Ларина Е.Б.,

учитель, уполномоченный по ЗПУОО

МОУ «СОШ №30 им. П.М. Коваленко»

ЭМР Саратовской области

В условиях модернизации системы образования, предпринимаемой в России, правовое просвещение приобретает особое значение. На уровне государственной политики общественный интерес и потребность в правовом образовании личности получили отражение во многих документах и, в частности, в методическом письме «О гражданско-правовом образовании и воспитании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации», согласно которому этот процесс должен быть непрерывным, начиная с детского сада и начальной школы и заканчивая основной и полной школой.

Правовое просвещение личности не следует рассматривать только с позиции его профилактической роли в деле борьбы с правонарушениями. Правовое просвещение в школе мы понимаем в более широком смысле - как необходимое (хотя и недостаточное) условие приобретения опыта демократической культуры.

Можно выделить следующие ценности и приоритеты правовой культуры, существенные в правовом просвещении школьников: знание личностью своих прав и свобод; умение реализовать их, не нарушая прав и свобод других людей; способность отвечать за свои поступки, свой выбор; критическое и одновременно преобразующее отношение к реальной жизни; умение применять на практике полученные правовые знания. (слайд 2)

Гражданско-правовым просвещением в нашей школе занимается целый ряд служб:

- совет по профилактике безнадзорности и правонарушений;

- социально-психологическая служба;

- школьная служба примирения;

- инспектор ПДН.

В школе сложилась целостная, непрерывная, открытая система правового воспитания и образования, в которую включены не только учащиеся, учителя школы и родители, но и представители различных организаций, которые, так или иначе, участвуют в правовом просвещении, профилактике правонарушений и формированию здорового образа жизни детей и молодежи. Необходимое связующее звено между ними – должность Уполномоченного по ЗПУОО.

Выделенные выше ценности и приоритеты правового просвещения школьников требуют таких форм организации, которые обеспечивают активное участие в них самих учащихся.

В своей практике уполномоченного я все чаще использую активные и интерактивные формы и методы. Они позволяют активизировать процесс воспитания и просвещения, создать благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию познавательного интереса к той или иной теме, творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы, отношений дружбы и взаимопомощи в коллективе.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

(слайд 3)

Применение интерактивных форм и методов решает три основные задачи:

Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной рассматриваемой ситуацией.

Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы.

Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе. (слайд 4)

Для этого организуются индивидуальные, парные и групповые виды работы, исследовательские проекты, ролевые и деловые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и др.

Причём, подобная работа проводится как с учащимися, так и с их родителями.

Просветительская деятельность уполномоченного в работе с родителями:

участие в организации и проведении психолого-педагогического всеобуча;

опережающее педагогическое просвещение родителей по формированию у них ценностей семьи, сознательного родительства;

индивидуальное и групповое консультирование. (слайд 5)

 

Интерактивные формы работы с учащимися, используемые уполномоченным: (слайд 6)

Акции

Агитбригады

Заседания

Встречи

Конференции

Семинары

Конкурсы

Игры

Социальное проектирование

Волонтерское движение

(Далее - показ слайдов презентации 7, 8, 9, 10)


 

Активную помощь Уполномоченному оказывают волонтеры правового просвещения, члены отряда ЮППО, волонтеры службы примирения (прошедшие специальную подготовку в «Центре «Позитив»).  Учащиеся из группы волонтеров сами приобретают необходимый опыт в вопросах профилактики противоправного поведения и правового просвещения, а так же оказывают необходимое воздействие на сверстников, что зачастую бывает недоступно для взрослых. Это высоко мотивированные учащиеся старшего и среднего звена школы, которые планируют продолжить обучение в ВУЗах и получить юридическое, психолого-педагогическое, военное образование. (слайд 11)

Круглый стол «Мы выбираем жизнь!» по проблеме профилактики употребления наркотических и психотропных веществ среди детей и подростков с элементами деловой игры. (слайд 12)

В нашей школе стало традиционным организовывать круглые столы по технологии «Аквариум». (слайд 13)

«Аквариум» - это дискуссионная технология ролевой игры, в которой принимают участие несколько человек, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков.

Что дает этот прием учащимся?

Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как  аргументируют свою мысль. Стимулирует участников к практической работе.

Для того, чтобы создать условия для этой технологии, была выбрана группа детей, которые будут в центре в своеобразном "аквариуме". Ведущий перед учащимися ставит какую-то проблему, задает проблемный вопрос и дети, которые находятся в "аквариуме" принимают активное участие в его обсуждении. Они выдвигают свои мысли, обсуждают их. Главная их задача – мыслить и озвучивать мысли. Дети, которые наблюдают за всем этим, должны быть очень внимательны. Они тоже думают параллельно, но сопоставляют свои мысли с теми, которые озвучиваются в центре. По истечении отведенного времени команда "аквариума" озвучивает окончательный вывод, к которому пришла команда. Все участники непосредственно обсуждают и в конечном итоге приходят к общему решению.

В текущем учебном году прошёл круглый стол по теме «Мои права. Мои обязанности», в заседании которого принимали участие учащиеся 7, 10 – 11 классов. Среди выступавших и гостей были также представители администрации школы, социально-психологической службы, учителя истории, обществознания и права, инспектор ПДН, руководитель молодёжного православного клуба «Альфа и Омега», а также родители учащихся.

Общим решением участников круглого стола стали слова: «Знать свои права — значит быть сильным. Уважать права других — значит быть справедливым. Быть законопослушным гражданином – значить иметь успешное настоящее и будущее».

 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.