Родительское собрание «Современные дети»

6
0
Материал опубликован 15 January в группе

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший конспект родительского собрания «Современные дети»

 

Родительское собрание

«Современные дети»

Форма: групповая консультация

Цель: Повышение психоло-педагогической грамотности родителей.

Задачи:

- выявление проблемы взаимодействия детей с современными гаджетами;

- осознание родителями возможных проблем со здоровьем у детей в связи с длительным использованием гаджетов;

- поиск альтернативных способов времяпрепровождения детей;

- развитие у родителей способностей находить оптимальные способы решения проблемных ситуаций.

 

Ход собрания.

"Мир, который мы оставим детям,

во многом зависит от того,

каких детей мы оставим миру".

Фредерико Майор

Здравствуйте, уважаемые родители, я рада приветствовать Вас на собрании. Тема нашей встречи сегодня: «Современные дети».

Все мы с вами разные, но у нас есть общее – это наши дети, наше постоянное общение.

Как часто мы слышим: до чего же изменились современные дети – совсем не такие, что были раньше. У современных детей и детство другое, современное!

Так какие же они – современные дети?

Упражнение «Портрет современного ребенка» (включение родителей в деятельность позволяет создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство).

Ответы родителей обсуждаются.

Всё верно!

- Умные, настойчивые, требовательные, но вместе с тем, более тревожные и агрессивные.

- Более коммуникабельные, но часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса, их трудно удержать на одном месте.

- Более активны, но в то же время быстро увеличивается количество гиперактивных детей, детей с ослабленным здоровьем.

- Более практичные и самостоятельные, просто потому, что родители посвящают работе больше времени, чем общению с ними, в то же время замечена тенденция к снижению навыков самообслуживания;

- Часто нарушают общепринятые правила и запреты, т. к. не имеют героев и кумиров и не слышат указаний.

- Современные дети не трудные и не легкие, они – другие. Они – обычные дети, которым, нужны тепло маминых объятий и надежная поддержка папиных рук.

- Более информированные, «экранные» дети. И это одна из главных особенностей современных детей.

В современном мире цифровых технологий невозможно представить людей без гаджетов. Сотовые телефоны, планшеты, компьютеры – неотъемлемая часть нашей жизни. Уже почти каждый малыш «тычит» пальчиком по экрану телефона, включая нужный мультик.

Такое, безобидное на первый взгляд, занятие, как игра на компьютере или просмотр мультфильмов, часто устраивает не только детей, но и родителей. Ребенок не пристает, ничего не просит, не безобразничает и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной жизни.

Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.

Так или иначе, но с определенного возраста родители начинают показывать детям мультики, сказки, развивающие видео. Кто-то раньше, кто-то позже. Психологи и педагоги считают, что показывать мультики следует не раньше 3 лет, когда дети уже способны понимать несложный сюжет, ассоциировать себя с героем, примеряя его поступки на себя.

Кадры в мультиках сменяются каждые 3–5 секунд, а мозг ребенка обрабатывает информацию за 5–10 секунд, поэтому он не понимает, что нужно усваивать, а что нет. К тому же будет плохо ориентироваться в эмоциях. Это связано с тем, что мультяшные лица не содержат мимических и жестовых нюансов и поэтому отличаются от эмоциональных проявлений в реальной жизни. Если ребенок долго сидит перед экраном, у него могут появиться тики и подергивания мышц. Все потому, что не происходит двигательной активности, которая необходима дошкольнику. В итоге ребенок станет расторможенным и физическую активность будет сложно контролировать.

Если вы все-таки загружены домашними делами и занимать детей приходится мультиками, чтобы свести вред к минимуму, выбирайте только советские мультфильмы. В них медленнее, чем в иностранных, сменяются кадры, герои имеют более естественный внешний вид, речь содержит правильные грамматические конструкции.

После просмотра мультфильмов дайте ребенку подвигаться, так он сбросит статическое напряжение. Поиграйте в догонялки, обнималки и целовалки. Выйдите на улицу и позвольте ребенку побегать, поваляться в листьях или снегу.

Используйте мультфильмы для развития ребенка. Попросите мультик пересказать, задавайте наводящие и альтернативные вопросы. Например, мишка в лесу встретил зайку или лисичку? Хвалите ребенка за ответы. Попросите поразмышлять о моральных сторонах персонажей. Например, что чувствовали герои, правильно ли они поступили, что бы ты сделал на их месте.

Большинство родителей считают, что мультфильмы развивают речь, но это не так. Когда ребенок смотрит на экран, у него работает зрительный канал восприятия, а не слуховой, даже если герои много разговаривают. Сидя у экранов телевизора, ребенок не вникает в содержание и сюжеты, не понимает действий и отношений героев, он видит яркие движущиеся пятна, которые как магнитом притягивают его внимание. Привыкнув к такой зрительной стимуляции, ребёнок начинает испытывать потребность в ней, ищет её повсюду. Примитивная потребность в сенсорных ощущениях может закрывать ребенку всё богатство мира. Ему уже всё равно, куда смотреть – только бы мелькало, двигалось, шумело, он не учится говорить, а учится лишь подражанию звуков. Примерно также он начинает воспринимать и окружающую действительность… Овладение речью происходит только в живом общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и является участником диалога: задает вопросы, отвечает. Учеными доказано, если ребенок в возрасте до года проводит по два часа в день перед телевизором, это в шесть раз увеличивает риск речевых нарушений.

О связи задержки речевого развития и гаджетов, специалисты говорят давно, а американский исследователь Димитрий Кристакис опубликовал неожиданные результаты исследования. Согласно им дети, которые смотрели обучающие программы Baby Einstein, выучили меньше слов за то же время, чем дети, которые не смотрели обучающих передач. Это не удивительно: если мы не применяем какой-то навык, он начинает деградировать.

 

Давайте поговорим об особенностях «общения» 3-6-летних детей с гаджетами. «Гаджет - небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека».

От интернета, планшетов, телефонов и компьютеров в наше время не спрячешься! Да и не нужно, ведь они уже стали важной частью современного мира.

Попробуем разобраться в чем плюсы и минусы влияния ИКТ на развитие ребенка дошкольного возраста:

Родители делятся на 2 группы. Одна группа (дети) доказывает, что компьютер положительно влияет на ребенка, другая (родители) - называет отрицательные моменты влияния компьютера на ребенка.

Конечно, в их использовании можно найти не только минусы, но и плюсы. Но для того, чтобы справедливо оценить влияние гаджетов, давайте рассмотрим все стороны.

Вы всё верно отметили, но одна проблема все-таки есть: дело в том, что компьютерные технологии рассчитаны исключительно на взрослый мозг. У ребенка же мозг только формируется, и поэтому не в силах одновременно познавать два мира - реальный и виртуальный. Вот почему в общении с гаджетами важно дождаться нужного момента.

До 3 лет малышу необходимо познавать мир на ощупь, на вкус: трогать, нюхать, ощупывать, пробовать - то есть активно стимулировать все пять органов чувств.

До 6 лет – осваивать разнообразные действия и манипуляции с предметами: раскрашивать, вырезать, лепить, шнуровать, собирать мозаику… Мелкая моторика активизирует связи между различными зонами мозга.

Кстати, игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. И не бойтесь, что малыш «переиграет»! За играми ребенок может проводить очень много времени: так он осваивает социальные роли, изучает причинно-следственные связи, у него лучше развиваются творческие способности. В игре ребенок выражает себя. А, значит, закладываются самостоятельность, жизнеспособность и формируется ощущение своего Я.

После 6 лет худшие враги для ребенка – постоянная скука и ничегонеделание. Поэтому необходимо удостовериться в том, что он умеет играть и занимать себя при выключенном экране.

 

Также есть перед экраном запрещено. Это приводит к нарушению пищеварения. Когда ребенок сосредоточен не на еде, у него не вырабатываются во рту ферменты, пища не перерабатывается. К тому же, когда внимание сосредоточено на мультиках, он не понимает, когда наступает насыщение. В дальнейшем это приведет к перееданиям и ожирению. Показывайте их не более часа в день. За два часа до сна все гаджеты убирайте, чтобы восстановить баланс между процессами возбуждения и торможения в мозге. Исключите компьютерные игры. Помните, импульсивным, невнимательным и с задержкой речевого развития детям давать телефоны, планшеты и ноутбуки нельзя. Скажите «Нет!» мультфильмам во время еды.

 

Все сказанное, конечно, не означает полностью исключить современные ИКТ из жизни ребенка. При рациональном использовании они могут стать средствами, которые способны развить творческие способности ребенка, его интеллектуальную сферу, моторику, зрительно-моторную координацию.

Для нас самое главное, чтобы дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

Поэтому я предлагаю Вам, уважаемые родители, ответить на вопросы, они помогут определить, не развивается ли у вашего ребенка зависимость от гаджетов. (Раздаются анкеты для родителей).

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

1. Ваш малыш проводит за компьютером (с телефоном или планшетом) больше одного часа в день.

а) Нет.

б) Да.

 

2. Без компьютера и телевизора ребенок скучает и мается от безделья.

а) Нет.

б) Да.

 

3. Увлекшись электронной игрой, малыш часто отказывается идти есть или гулять.

а) Нет.

б) Да.

 

4. Карапуз рисует только на компьютере и отказывается делать то же самое на бумаге, а чтению вслух он предпочитает просмотр мультиков.

а) Нет.

б) Да.

 

5. Ребенок не может обходиться без электронных «друзей» и использует их ежедневно.

а) Нет.

б) Да.

Расшифровка

Если на четыре вопроса из пяти вы ответили утвердительно, значит, вам стоит серьезно задуматься над тем, как ограничить общение малыша с электроникой. Действуйте мягко, но уверенно, в противном случае ребенок действительно рискует заработать серьезную зависимость от гаджетов. Если большинство ответов отрицательные, беспокоиться не о чем, но терять бдительность все-таки не стоит.

Важно! Лучше проходить этот тест раз в полтора месяца: в таком случае вы сможете оперативно подкорректировать ситуацию.

 

Виртуальный мир может играть как созидательную, так и разрушительную роль в воспитании детей. От чего это зависит? Это зависит от того, как родители научат взаимодействовать своего ребёнка с гаджетом. И это большая ответственность, от которой зависит счастье будущего поколения. Пользование гаджетами должно проходить под контролем родителей и ни в коем случае не должно заменять живое общение в кругу семьи, активный отдых со сверстниками и развивающие настольные или ролевые игры.

Становление внутреннего мира ребенка, формирование его личности происходит именно в детском возрасте и только в совместной жизнедеятельности со взрослыми. Отсутствие внутреннего мира, душевная пустота порождают детскую агрессию и жестокость.

Помните: здоровье вашего ребенка в ваших руках!

 

Подведение итогов. Рефлексия.

Экспресс-опрос родителей по оценке качества родительского собрания, выдача буклетов родителям.

 

Памятка для родителей

Как преодолеть зависимость?

 

Разумеется, просто забрать у ребенка гаджет — не вариант. Особенно, если ребенок уже школьник. Тут нужен психологически грамотный и терпеливый подход. Но родители должны быть строги и не отклоняться от выбранной стратегии.

1. Поговорить с ребенком. Стоит сказать честно, что будет лучше, если у него будет еще жизнь, кроме компьютера или телефона. Вы, как родители, хотите, чтобы он получил образование, нашел дело жизни и достиг успеха. Обязательно нужно объяснить ребенку, что такое зависимость и что для преодоления ее понадобятся силы и время. А родители ему в этом помогут.

2. Занятость. Каждый день ребенка должен быть строго расписан. Нужно придумать для него полезные и интересные активности — записать на кружки, которые ему понравятся. У него должно быть время на прогулки, выполнение уроков и отдых. Вот в период отдыха он сможет пользоваться гаджетом, но только строго оговоренное время.

3. Личный пример. Дети всегда копируют родителей. И если взрослые проводят свободное время в сети, то ребенок поступает так же. Он не видит, как может быть по-другому. Хорошо ввести в жизнь семьи ритуалы и традиции, планировать, как будете отдыхать все вместе. Это могут быть путешествия, прогулки, посещения интересных мест, настольные игры, совместные проекты, поделки, рукоделия, кулинарное творчество. Дети будут в восторге от такого времяпрепровождения, и гаджеты отойдут на второй план.

4. Польза. Мир интернета открывает огромные возможности для того, кто хочет развиваться, а не только развлекаться. Родители должны показать ребенку варианты полезного проведения времени в сети.

Профилактика зависимости от гаджетов

1. Важно с самого раннего возраста приучать ребенка к соблюдению правил, которые устанавливают родители. Тогда и ограничение времени, проводимого с гаджетами, не будет восприниматься болезненно.

2. Некоторые родители практикуют кормление малышей во время просмотра мультфильма. Ребенок, увлеченный мелькающими картинками, послушно открывает рот. Но это приводит к нарушениям пищевого поведения и развитию зависимости от гаджета.

3. Нельзя использовать гаджеты, как средство от истерик или плохого настроения. Малыш должен учиться справляться с эмоциями самостоятельно, успокаиваться и благополучно переживать трудности.

4. Родители подают пример ребенку. Свободное время лучше проводить, общаясь с семьей, а не с гаджетом.

5. Детям всех возрастов нужно общение с родителями, общие интересы и цели. Тогда у них не будет потребности убегать от одиночества в сеть.

6. Важно обеспечить ребенку интересный и разнообразный досуг, достаточно игрушек, материалов для творчества, спортивного инвентаря.

7. Родителям нужно интересоваться, чем дети занимаются в сети, во что играют, что смотрят, с кем общаются. Уважение к интересам ребенка укрепляет родительский авторитет.

 

Положительные стороны гаджетов для детей

Современному человеку умение пользоваться компьютером и ориентироваться в сети необходимо. Ведь в нашем мире все компьтеризировано. Существуют качественные игры и приложения, позволяющие детям развивать логику, память, изучать иностранные языки. Увлечение детей играми часто становится входными дверями в IT-технологии. Важно только правильно сориентировать ребенка. Сегодня онлайн образование набирает обороты. Можно заниматься с репетитором, учиться в разных школах, на курсах, посещать мастер-классы не выходя из дома. Это удобно и открывает огромные возможности.

Не нужно полностью ограждать детей от гаджетов и запрещать им пользоваться интернетом. Важно уделять внимание ребенку, доносить до него значение настоящих ценностей — семьи, дружбы, общения, развития. А гаджеты должны быть только помощниками в жизни и достижении успеха. Тогда никаких проблем с ними в семье не возникнет.

 

Рекомендации педиатров, неврологов, психологов относительно времени, которое дети разных возрастов могут проводить за гаджетами, следующие:

 

детям до 2 лет не стоит давать в руки гаджеты;

детям 3-4 лет — 30-40 минут в день;

детям 5-6 лет — 1 час в день;

детям 7-9 лет — 1,5 часа в день;

детям 10-13 лет — 2 часа в день;

детям 14-16 лет допустимо использовать гаджеты до 3 часов в день.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации