Современные методы коррекции избирательного пищевого поведения у детей с применением Монтессори метода
Современные методы коррекции избирательного пищевого поведения у детей с применением Монтессори метода
Полимодальный психолог
Нейропсихолог
Кризисный психотерапевт
Мордовская Анна Александровна
Заведующая ДОЦ «Win-Win Montessori»
Г.Алматы
2014 – настоящее время – консультирование родителей детей, детей с ОВЗ, детей с нейротипичным развитием по вопросам пищевого поведения
2015 – настоящее время – консультирование взрослых по вопросам пищевого поведения и поддержания изменений пищевого поведение
Правильное пищевое поведение - это
• Набор продуктов, который потребляет человек (что мы едим),
• Режим потребления пищи (как мы едим),
• Причины, по которым ест человек (зачем мы едим)
Какие виды поведения, сопровождающие прием пищи возможны у детей
• Отказ от еды
• Избирательное пищевое поведение
• Агрессии, истерики во время питания
• Долгое жевание, оставление еды за щекой
• Отказ от жевания, проглатывание непережеванной пищи
• Плохой аппетит (6,7% детей с РАС)
• Поедание несъедобного
• Пищевая неофобия
• Ритуалы, сопровождающие прием пищи
• Переедание/недоедание
• «Торопливая» еда
• Проблемы желудочно-кишечного тракта
Пограничное и патологическое пищевое поведение у детей
• Пограничное пищевое поведение – ребенок потребляет от 6 до 21 наименований продуктов;
• Патологическое пищевое поведение – ребенок потребляет 5 и менее наименований продуктов;
• Вычеркивает одну или несколько групп продуктов: Белки (мясо, рыба, бобовые и т.д.) Молоко и кисломолочные продукты. Овощи и фрукты. Крупы, зерновые продукты
Проблемы ЖКТ Какие могут быть проблемы желудочно-кишечного тракта у детей с избирательным пищевым поведением?
• Запор
• Диарея
• Метеоризм
• Боли в животе
• Гастрит, язва, панкреатит и т.п.
• Рефлюкс
• Рвота
• Ночные пробуждения
• Необъяснимое раздражение
Как помочь ребенку с избирательным пищевым поведением?
Определится с наличием проблемы. Есть ли запрос от родителей?
Шаг 1. Категоризировать степень пищевого поведения – патологическое или пограничное?
Шаг 2. Какие еще трудности есть у ребенка? - - - - -
Шаг 3. Обследования и исследования Необходимы консультации профильных специалистов, которые исключат свои заболевания или дадут рекомендации по минимизации/лечению этих заболеваний. Разработка стратегии коррекции пищевого поведения
Шаг 4. Родительский фактор
• насильственное кормление,
• подкрепление нежелательного поведения,
• применение силы во время приема пищи
Необходимо работать со специфическими моделями родительского поведения
Шаг 5.Ведение дневников наблюдения
Шаг 6.Разработка кулинарных мастер классов с усложнением, проведение кулинарных мастер классов не менее двух раз в неделю (салат с одним ингредиентом, салат с двумя ингредиентами и более)
Комплексный подход к коррекции избирательного пищевого поведения у детей
• Десенсибилизация
• Сенсорная интеграция
• Поведенческий подход
• Игротерапия
• Работа с родителями
• Работа над поведенческими проблемами ребенка
•Работа в кулинарной зоне Упражнений Практической Жизни (Проведение кулинарных мастер классов на усложнение)
• Разработка специальных презентаций с использование продуктов в зону УПЖ
Десенсибилизация:
Смотреть на еду
Нюхать еду
Трогать еду рукой
Прикасаться к еде губами
Лизать еду
Готовить еду
Есть еду
Введение четкого расписания приемов пищи:
• прием пищи каждые 3 часа
• Исключение всех перекусов между основными приемами пищи
• Отсутствие доступа к напиткам между приемами пищи, за исключением питьевой воды
Расширение пищевого рациона:
Использование протоколов кормления для дома Использование протоколов кормления для посещение детского учреждения
Закрепление успехов в гостях и в общественных местах питания
Расширение рациона
Презентация еды
Давать рекомендации и координировать работу педагогов и родителей, обязательным условием успешной программы это понимание, что в процессе кормления стоит вести себя нейтрально и абсолютно ровно, не нужно заставлять, уговаривать ребенка есть, если он не хочет.
И конечно для успеха решения вопросов пищевого поведения у детей нужна команда и плотное взаимодействие с родителями!