Современные школьники и новые педагогические технологии
Современные школьники и новые педагогические технологии
Какие свойства поколения ныне обучающихся в школе, на ваш взгляд, особо нуждаются в работе с новыми педагогическими технологиями?
Чтобы обозначить свойства современных школьников, особо нуждающихся в работе с передовыми педагогическими технологиями, необходимо дать характеристику современного ребенка или подростка, основанную на последних психологических исследованиях молодого поколения. В нашей стране таких исследований очень мало. Психологические особенности поколения Z (так называются молодые люди, рожденные с 2000 г. / в других источниках – 2001-03 гг.) хорошо изучены в Китае, Европе и США.
Итак, сегодня отчетливо видно, что дети, относящиеся к цифровому поколению – они другие. Это дети мультимедийных технологий. Это дети, родившиеся и развивающиеся в информационном обществе. Представители Поколения Z «связаны» между собой благодаря таким вещам, как интернет, мобильные телефоны, YouTube, SMS и MP3-плееры. Детей поколения Z можно назвать англоязычным термином Digital Native («Цифровой Человек»). Необходимо отметить, что убедительных доказательств положительного или отрицательного влияния интернета на подрастающее поколение нет.
Сейчас воспользоваться интернетом возможно не только при помощи домашнего компьютера, но и при помощи новых мобильных телефонов или карманных устройств вроде PSP в любое время. Дети получают почти всю информацию из Сети. Неограниченный доступ к информации придает им уверенности в своих взглядах, которые далеко не всегда правильны.
Отличительной чертой Поколения Z является максимальная приближенность к информации, с которой они умеют отлично работать. Дети сейчас фактически рождаются с мобильным телефоном в руках, а первой игрушкой для них становится компьютер. Предыдущее поколение было воспитано на книгах, но поколение Z мыслит совершенно другими категориями. Дети сейчас читают очень мало и в небольших объемах.Максимум, что они могут прочитать – какую-нибудь статью, мини-новости, формат твитов и статусов в социальных сетях для них привычнее. Образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах поверхностностью.
Основная отличительная особенность подрастающего поколения – клиповое мышление.
Клиповость - это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде.
Клиповое мышление в основе своей предполагает упрощение усвоения материала. Теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек и взаимосвязей. С другой стороны, клиповое мышление может использоваться как защитная реакция организма на информационную перегрузку.
Клиповое мышление обладает не только недостатками — это просто развитие одних когнитивных навыков за счет других. Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Но, конечно, есть и обратная сторона - рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания. Сейчас дети не настроены на усердную и целеустремленную работу.
Дети становятся все более и более эрудированными, но все менее и менее знающими. С помощью интернета они попадают в мир, где все уже известно и где нужно только правильно сориентироваться, чтобы найти необходимый ответ. Этот конфликт знания и информации все чаще и чаще вспыхивает на уроках: учащиеся, привыкшие к клиповым режимам работы с информацией, практически не умеют мыслительно концентрироваться, у них оказываются крайне ослаблены способность воображения, рефлексии, понимания, в том числе, понимания другого и т.д.
В связи со всем выше сказанным, с учётом психологических особенностей Поколения Z необходим выбор адекватного стиля обучения, выбор тех педагогических технологий, которые будут обеспечивать личностное развитие школьника, вызывать интерес к учебе и к самообразованию.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективную систему обучения;
-технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
-исследовательские методы в обучении;
-проектные методы обучения;
-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии и др.
Сегодня учитель перестает быть носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учеников на проявление инициативы и самостоятельности в открытии новых знаний, поиск способов применения этих знаний при решении различных проблемных задач. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Современные педагогические технологии, которыми владеет учитель и которые базируются на психологических особенностях подрастающего поколения приобретают огромное значение.
«Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать» (Коко Шанель)