Публикация «Современные педагогические технологии»
Современные педагогические технологии .
В последнее время в лексикон учителя прочно вошло понятие «педагогическая технология». Исходя из определения , данного в толковом словаре, мы знаем, что «технология» – это некая совокупность приемов, применяемая для усовершенствования мастерства.
Сегодня насчитывается более сотни различных технологий. В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивает личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, повышение качества образования, снижение нагрузки учащихся, более эффективное использования учебного времени.
Одной из самых главных и острых проблем современной школы является проблема мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. При организации традиционных уроков дети плохо включаются в работу, отличаются низкой концентрацией внимания и уровнем интереса к изучаемому материалу. С решением данной проблемы легко справляются некоторые современные образовательные технологии.
При отборе современных методов обучения необходимо учитывать следующие критерии, в соответствии с которыми используемые методы должны:
создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно, стимулировать интересы обучаемого;
затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства, стимулировать его творческие способности;
активизировать школьника, делать его главным действующим лицом в учебном процессе;
создавать ситуации, в которых учитель не является главной фигурой;
учить школьников работать самостоятельно на уровне его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей, т.е. обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, стимулирующие активность, самостоятельность, творчество учащегося.
Среди наиболее полюбившихся выделяется следующая классификация современных технологий.
Классификация современных образовательных технологий.
Технология современного проектного обучения
Технология развития критического мышления
Технология уровневой дифференциации
Технология решения Изобретательский задач «ТРИЗ»
Кейс – технология
Информационные технологии
Система инновационной самооценки «Портфолио»
Технология деловой игры
Технология мастерских.
Игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Деловая игра – это способ обучения через проживание специально смоделированной ситуации, позволяющей раскрыть и закрепить необходимые в работе знания, умения и навыки. Деловая игра – это уникальная возможность выйти за рамки привычного образа действий и выявить потенциал для собственного личностного роста и новые ресурсы для развития бизнеса.
Формат деловой игры обеспечивает гораздо более высокий уровень вовлеченности и мотивации участников, чем классические формы обучения, что способствует быстрому и качественному усвоению материала.
Сегодня, в условиях социально-экономических изменений в общественной жизни, система воспитания требует качественно нового подхода к организации воспитательной работы с учащейся молодежью в учреждениях профессионального образования. В совместной деятельности всех участников педагогического процесса, немаловажная роль отводится куратору учебной группы.
Существует мнение, что квест – это один из подвидов деловой игры, хотя в некоторых источниках можно встретить выражение квест – технология.
Квесты - это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, так и на улице. Квест - это командная игра, идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Информационные технологии.
«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте».
В настоящее время формы взаимодействия человека с компьютером стали составной частью образования.
Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - учителям и учащимся - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске.
Информационно-коммуникативные технологии в образовании (ИКТ) представляют собой процессы поиска, накопления, переработки, представления, хранения, использования и обмена информацией на основе компьютерной техники и средств коммуникации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Информационно – коммуникативные технологии включают в себя не только использование на уроке презентаций и интерактивной наглядности, но и ведение уроков по средствам образовательных порталов и платформ, а также использование возможностей и материалов с ресурсных сайтов и различных сообществ.
Кейс – технология – это способ организации обучения, основанный на использовании наборов (кейсов)с различными материалами текстовыми, аудио или видеозаписями, мультимедийными компонентами с целью изучения какой –либо определённой проблемы.
Преимущества.
В основе технологии лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Технология обеспечивает возможность работы группы на едином проблемном поле (в ходе разбора ситуации – решения «кейса» – обучающиеся действуют в «команде», проводят анализ, разбираются в сути проблемы, предлагают возможные решения, вырабатывают и принимают собственное практическое решение).
Технология обеспечивает возможность получения не только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций; возможность выработки навыков простейших обобщений, а также возможность знакомства с реальной жизнью.
Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучающегося и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда обучающийся равноправен с другими обучающимися и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
Несмотря на сильные стороны, метод «Сase-study» необходимо использовать в органическом единстве с другими методами обучения, закладывающими у обучающихся обязательное нормативное знание: с одной стороны, ситуационное обучение учит поиску и использованию знания в условиях определенной ситуации; с другой стороны, чрезмерное увлечение ситуационным анализом может привести к тому, что все знания будут сводиться к знанию множества ситуаций без определенной системы).
Применяя в своей работе элементы современных педагогических технологий, учитель добивается того, чтобы школьник стал активным участником процесса обучения. Одной из таких технологий является технология уровневой дифференциация, которая направлена на непосредственную реализацию образовательных стандартов в учебном процессе, на адаптацию стандартов к ученику и к школе.
Главной целью уровневой дифференциации является – достижение всеми школьниками базового уровня подготовки, и при этом создание условий обучающимся, проявляющим интерес и способности к предмету.
Среди аргументов в пользу необходимости использования технологии уровневой дифференциации можно назвать следующие:
различный уровень подготовки школьников;
использование технологии уровневой дифференциации дает ученику право выбора доступного для него пути обучения, что способствует повышению учебной мотивации и развивает интерес к предмету у школьников;
дифференцированное обучение сохраняет индивидуальность личности;
использование уровневой дифференциации в обучении обеспечивает каждому ученику базовый уровень подготовки;
уровневая дифференциация дает возможность успевающим учащимся развивать свои способности к предмету;
уровневая дифференциация способствует повышению качества знаний.
Проектное обучение (изначально – метод проектов) – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий – проектов.
Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более «облегчённый» вариант проектной деятельности им предлагается.
Учебный проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.
Цель проектного обучения – создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Проектное обучение позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования.
Портфолио (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования. Портфолио используется в обучении, основанном на компетентном подходе. Портфолио рассматривается как вид так называемого «аутентичного оценивания», которое используется, прежде всего, в практико-ориентированном образовании: оценивается уровень сформированности умений и навыков в ситуации, максимально приближенной к реальной жизни. В обучении на основе компетентного подхода аутентичное оценивание выявляет уровни сформированности компетентностей.
Технология «Портфолио» обеспечивает личностно-оринтированный подход в образовании.
Технология мастерских. Свое название технология получила от того, что в ней есть мастер, создающий алгоритм действий, разворачивающий творческий процесс, в котором принимают участие все, включая самого мастера.
В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, что является очень непростой задачей для педагога.
Целью данной технологии - является ознакомление и предоставление обучающимся педагогических средств, позволяющих им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут.
Мастерская как локальная технология охватывает большую или меньшую часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу обучающихся в нужное русло, но внутри каждого задания обучающиеся абсолютно свободны. Они каждый раз осуществляют выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.
Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями обучающихся по группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения группы объявляется всему коллективу. В этот момент знания еще раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.
Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному и начальному школьному образованию является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером, способная качественно повысить эффективность образования, в том числе и дошкольного.
ТРИЗ - педагогика – педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач.
В основе ТРИЗ - педагогики лежат:
• методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции;
• методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач;
• воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
В основе используемых в ТРИЗ - педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением.
На данный момент существует много различных технологий развития мыслительных процессов. Одной из прогрессивных образовательных технологий является технология развития критического мышления.
Технологии развития критического мышления присущи три этапа:
вызов (активизация и мотивация мыслительных процессов);
осмысление (получение новой информации, анализ и синтез);
рефлексия (обобщение данной информации, соотношение с тем, что уже знали, формирование собственного отношения).
При таком подходе происходит реализация связей в рамках одного предмета или же метапредметные связи. Ребенок сам структурирует свои знания и полученную информацию, вычленяя необходимые факты.
Самыми известными приемами данной технологии являются кластер, таблица «Верю – не верю», таблица «Что мы знали - что узнали нового», маркировочная таблица, взаимоопрос, двойной дневник, эссе, дискуссии, синквейн, корзинка идей, бортовой журнал и тд. Каждый из этих приемов применяется на определенном этапе технологии. Так, например, прием таблица «Что мы знали – что узнали нового» применяется на этапе осмысления новых знаний при анализе и синтезе полученной информации. А прием дискуссия чаще всего используется на заключительном этапе рефлексии.
Хотелось бы акцентировать внимание на одной методике данной технологии. «Шест шляп мышления» - это система организации мыслительных процессов в соответствии с использованием шести цветных шляп. Методика разработана Эдвардом Де Боно. Методика позволяет более детально структурировать групповой мыслительный процесс и индивидуальный.
В качестве предпосылки к созданию методики «Шесть шляп мышления» послужила идея о том, что во время мышления наше сознание преодолевает препятствие в виде стихийности течения мыслей. Наши мысли в процессе восприятия смешиваются с эмоциями, преображаются в воспоминания, стремления, проходят сферы разочарований, сомнений, недоверия, творческими замыслами. Все это нередко мешает эффективному восприятию и анализу информации. Методика Эдварда Де Боно позволяет разделить режим мышления на шесть направлений. В каждом режиме различаются те или иные аспекты вопроса (негативное отношение, определение фактов, положительное отношение, эмоциональная окраска, обсуждение и вариативность, творческий подход к решению проблемы). Сознательный выбор одного из режимов позволит сфокусировать внимание на конкретном вопросе и рассмотреть проблему с определенного ракурса.
Каждый режим соотнесен с определенным цветом. В качестве примера может выступить чувствительность к «несовпадению» стимулов как основа критического мышления, которое является корнем отрицательного суждения и оценивает тот или иной факт (явление).
Синяя шляпа – это управление, обсуждение. В это шляпе участники обсуждают сам мыслительный процесс.
Белая шляпа – это информация и факты. В этой шляпе участники синтезируют информацию и вычленяют доступные и известные факты в противовес неизвестным.
Красная шляпа – это эмоции и чувства. В этой шляпе участники дают высказывания, основанные на их эмоциональных и интуитивных переживаниях.
Черная шляпа – критическое, негативное суждение. Участники указывают на негативные моменты (возможные риски, опасности, препятствия), выявляется критическое мышление в поиске решения проблем.
Желтая шляпа – это оптимизм. Участники высказывают положительные суждения, выявляя преимущества данного вопроса (позитивные предпосылки, ожидания).
Зеленая шляпа – это креативность и творчество. Участники подходят к вопросу с другой стороны (полет мысли, провокационные решения, исследования, необычные творческие идеи).
Возможности использования данной методики в 4 классе представлены фрагментом урока по литературному чтению на этапе первичного закрепления материала (при работе с текстом).
Тема урока: Изучение творчества В.Ю. Драгунского на рассказе «Главные реки».
Цель урока: расширить знания учащихся о творчестве В.Ю. Драгунского по средствам рассказа «Главные реки».
Планируемые результаты: развивать навык разных техник чтения (чтение вслух, чтение про себя, чтение в полголоса и т.д.), воспринимать на слух художественное произведение, анализировать содержание по средствам вычленения разных сторон вопроса, высказывать свое суждение и доказывать его обоснованность, развивать навык работы в парах при обсуждении вопросов, научить осмысливать понятия «верность слову» и «делу время – потехе час».
Оборудование: шесть шляп мышления.
Таблица 1 – Характеристика деятельности педагога и учащихся при использовании методики «Шесть шляп мышления».
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. После прочтения текста учитель берет белую шляпу и предлагает учащимся вычленить тему рассказа, основную мысль рассказа, назвать главных героев. | Учащиеся по желанию берут шляпу и отвечают на заданные вопросы. |
2. Учитель предлагает учащимся обсудить текст с точки зрения негативных (проблемных) ситуаций и запускает по классу черную шляпу. | Учащиеся по очереди принимают шляпу озвучивая моменты, вызвавшие негативные эмоции или выявляющие проблемную ситуацию в тексте со своей точки зрения. |
3. Учащимся предлагается выявить положительные аспекты проблемных ситуаций. Для этого запускается желтая шляпа. | Также по очереди учащиеся высказывают свое мнение в отношении ярких положительных моментов рассказа и возможных вариантах решения проблемных ситуаций. |
4. Далее учитель берет синюю шляпу и предлагает свою проблемную ситуацию. Например, как бы вы поступили в аналогичной ситуации? | Учащиеся активно участвуют в обсуждении данного вопроса, предлагая свои варианты решения ситуации. |
5. Итогом обсуждения текста является зеленая шляпа. Учащимся предлагается проявить свое творчество и с помощью доступных материалов выразить свое отношение к герою. | Учащиеся могут воспользоваться цветной бумагой пластилином, ватманом и другими доступными материалами в классе. В процессе творческой деятельности учащиеся могут выбрать вариант изображения героя, выявление его черт характера, помощи в выполнении домашнего задания (декламируют стихотворение из рассказа, учат названия рек или изображают их на карте), пишут правила выполнения домашнего задания, делают кластер по рассказу и тд. Возможно также написание небольшого эссе по рассказу. |