Современные педагогические технологии

3
0
Материал опубликован 2 November 2020

Современные педагогические технологии

 

      ФГОС НОО имеют деятельностный характер, главной задачей является развитие личности ученика. Задача требует перехода к новому системно-деятельностному образовательному модулю, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности педагога, реализующего новый стандарт.  

 Использование в процессе обучения новых технологий позволяет создать условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

 Педагогическая технология:

 •          Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов   педагогической   деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми      обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного        процесса;

 •         Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

 •         Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

 В условиях реализации наиболее актуальными становятся технологии:

1. Информационно – коммуникационная технология

2. Технология развития критического мышления

3. Проектная технология

4  Технология развивающего обучения

5. Здоровьесберегающие технологии 

6. Технология проблемного обучения

7. Игровые технологии

8.  Модульная технология

9.  Технология мастерских

10. Кейс – технология

11. Технология интегрированного обучения

12.  Педагогика сотрудничества.

13.  Технологии уровневой дифференциации

14.  Групповые технологии.

15.Традиционные технологии (классно-урочная система)

1). Информационно – коммуникационная технология

ИКТ - технологии  способствуют  достижению основной цели модернизации образования - обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

 При применении ИКТ реализуются задачи:

 ·     использовать информационные – коммуникационные технологии в учебном процессе;

 ·     сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;

 ·     формировать и развивать коммуникативную компетенцию;

 ·    направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;

 ·     дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.

 Система применения ИКТ включает 4 этапа:

   1 этап:  Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа занятия, выявление особенностей материала занятия данного типа;

 2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиа ресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);

 3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение в воспитательной работе, применение при руководстве научно – исследовательской деятельностью обучающихся.

 4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.

2) Технология критического мышления

  Критическое мышление –тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.  Критическое мышление имеет три стадии организации учебного процесса: 

 ·         На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

 ·           На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

 ·        Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

 3). Проектная технология

    Цель технологии – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Практическое применение элементов проектной технологии.

     Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества.

Методика проекта: 

 1.  характеризуется высокой коммуникативностью;

 2.  предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

 3.  особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности школьников на уроке истории;

 4.  основана на цикличной организации учебного процесса.

 4). Технология проблемного обучения

         Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие, личностно значимые качества.

 

      Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.

    В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они, при непосредственном участии учителя или самостоятельно, исследуют пути и способы ее решения, т. е.

·        строят гипотезу,

·        намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,

·       аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

Проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

       Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

      Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

5). Игровые технологии

      По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Классификация педагогических игр

По области применения:

 —физические

 —интеллектуальные

 —трудовые

 —социальные

 —психологические

По (характеристике) характеру педагогического процесса:

 —обучающие

 —тренинговые

 —контролирующие

 —обобщающие

 —познавательные

 —творческие

 —развивающие

По игровой технологии:

 —предметные

 —сюжетные

 —ролевые

деловые

имитационные

 —драматизация

По предметной области:

 —математические, химические, биологические, физические, экологические

 —музыкальные

 —трудовые

 —спортивные

 —экономически

 По игровой среде:

 —без предметов

 —с предметами

 —настольные

 —комнатные

 —уличные

 —компьютерные

 —телевизионные

 —циклические, со средствами передвижения

 6). Кейс – технология

      В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных)описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы

      Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

 При использовании кейс–технологий в начальной школе у детей происходит

 ·     Развитие навыков анализа и критического мышления

 ·     Соединение теории и практики

 ·     Представление примеров принимаемых решений

 ·     Демонстрация различных позиций и точек зрения

 ·     Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

 ·        анализировать информацию,

 ·        сортировать ее для решения заданной задачи,

 ·        выявлять ключевые проблемы,

 ·        генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,

 ·       выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

 ·        Получают коммуникативные навыки

 ·        Развивают презентационные умения

 ·  Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

 ·        Приобретают экспертные умения и навыки

 ·    Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы

 ·        Изменяют мотивацию к обучению

Методы кейс-технологий: 

 ·        метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии)

 ·        метод инцидента;

 ·        метод ситуационно-ролевых игр;

 ·        метод разбора деловой корреспонденции;

 ·        игровое проектирование;

 ·        метод дискуссии.

7). Технология творческих мастерских

      Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Эта технология позволяет личности самой строить своё знание, в этом её большое сходство с проблемным обучением. Создаются условия для развития творческого потенциала и для ученика, и для учителя. Формируются коммуникативные качества личности, а также субъектность ученика – способность являться субъектом, активным участником деятельности, самостоятельно определять цели, планировать, осуществлять деятельность и анализировать. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности.

 Основные этапы мастерской.

Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.

Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести занятие в одинаковом темпе для всех групп.

Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).

Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

8). Технология модульного обучения

  Модульное обучение – альтернатива традиционного обучения, оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.

 Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование у обучающихся навыков самостоятельной деятельности и самообразования. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Обучение основано на формировании механизма мышления, а не на эксплуатации памяти! Рассмотрим последовательности действий построения учебного модуля.

 Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

 

Алгоритм:

 1. Формирование блока-модуля содержания теоретического учебного материала темы.

 2. Выявление учебных элементов темы.

 3. Выявление связей и отношений между учебными элементами темы.

 4. Формирование логической структуры учебных элементов темы.

 5. Определение уровней усвоения учебных элементов темы.

 6. Определение требований к уровням усвоения учебных элементов темы.

 7. Определение осознанности усвоения учебных элементов темы.

 8. Формирование блока алгоритмического предписания умений и навыков.

9). Здоровьесберегающие технологии 

 Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетом основных  требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

 · соблюдение санитарно – гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

 · рациональная плотность урока/занятия (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

 · четкая организация учебного труда;

 · строгая дозировка учебной нагрузки;

 · смена видов деятельности;

 · обучение   с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

 · место и длительность применения ТСО;

 · включение технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

 · построение урока с учетом работоспособности учащихся;

 · индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

 · формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

 · благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

 · профилактика стрессов:

 · работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища;  стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить  неправильный ответ;

 · проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

 · целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой  части.

10).Технология интегрированного обучения

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

 Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.

 Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

 Методика интегрированного урока.

Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.

 1. Подготовительный

 2. Исполнительный    

 3. Рефлексивный.

 1.планирование,

 2. организация творческой группы,

 3. конструирование содержания урока/занятия,

 4. репетиции.    

Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая.

  В заключительной части урока необходимо обобщить всё сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать чёткие выводы.   На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки

11). Традиционная технология

 Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским.

 Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

 - учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют группу, которая сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения;

 - группа работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию;

 - основной единицей занятий является урок;

 - урок посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся группы работают над одним и тем же материалом;

 - работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по  своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности.

       И самым оптимальным вариантом является комбинаций этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписания, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.