12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лисовская Наталия Владимировна49

Эссе по теме: «Современные Образовательные Технологии»

Лисовской Наталии Владимировны.

В курсе «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» меня заинтересовали применяемые мною в работе, как учителя английского языка, так и заместителя директора по воспитательной работе, а также учителя элективного курса для обучающихся 9-ых классов «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности» методы проектов и технология портфолио.

Метод проектов 

«Метод проектов» возник еще в начале нынешнего столетия в США Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж.Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. «Метод проектов… способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом…». В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

 «Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей…Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни)». Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе.

Метод проектов, как технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, ориентированных на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных, физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Цель технологии «метод проектов» -  научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, развить способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Это способствует активному овладению знаниями и умениями, формированию творческих способностей и компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений

Этапы проектирования:

- анализ проблемы (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);

постановка цели (выдвижения гипотезы их решения; обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений);

выбор средств ее достижения (обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров);

поиск и обработка информации, ее анализ и синтез (сбор, систематизация и анализ полученных данных);

оценка полученных результатов и выводов (подведение итогов, оформление результатов, их презентация);

выводы выдвижение новых проблем исследования (в самых различных формах, рефлексия)

Мой педагогический опыт (3 года преподавания элективного курса для обучающихся 9-ых классов «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности») показывает, что основные затруднения учащиеся испытывают, прежде всего, на начальных этапах процесса решения исследовательской задачи. Для отработки навыков, необходимых при подготовке учебного исследования (умения выявлять противоречия и проблемы, ставить цели, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент), на уроках необходимо давать алгоритм, некую рыбу, создания проекта или исследовательской работы, проводя практикумы. На уроках английского языка дается четкий алгоритм проектов, который можно использовать в других предметах при согласовании с педагогами. По-моему мнению, нужно разработать программу и определить педагога по обучению обучающихся основам проектной и исследовательской деятельности.

Портфолио. Технология портфолио не так давно вошла в арсенал современной российской практической педагогики, но уже заняла прочное место как в теории, так и в практике российского образования. Существует множество толкований технологии портфолио,  в основном зарубежными специалистами. Обобщая их, можно сделать вывод, что при всем разнообразии мнений и подходов портфолио  это технология сбора и анализа ин формации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Для учащегося портфолио  организатор его учебной деятельности, для учителя   средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. Известно несколько типов портфолио. Наиболее традиционной можно считать типологизацию портфолио по характеру и структуре представленных в нем материалов, наиболее популярны следующие: портфолио достижений, портфолио-отчет и портфолио-самооценка. Любой из них имеет все три характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую. Есть и иная типология портфолио: практико-ориентированные, проблемно-ориентированные, тематические портфолио. Выбор типа портфолио зависит от цели его создания. Отличительной особенностью портфолио является его личностно ориентированный характер:

         учащийся вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;

         учащийся собирает материал в портфолио;

         в основе оценивания результатов лежат самооценка и взаимооценка.

         Важнейшим этапом в работе с портфолио является определение цели создания портфолио, т.к. создание портфолио  -  технологический процесс, цель  и результат портфолио должны совпадать и быть диагностируемыми.

         Можно выделить единую цель при работе с портфолио любого типа. Общая цель создания портфолио – сбор информации.

         Важно, чтобы цель создания портфолио была выдвинута или принята его автором.

Портфолио  это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину. Портфолио может включать набор оценочных листов и листов наблюдений, фрагменты дневников, бортовых журналов, видеофрагменты, проекты и планы выступлений. Портфолио — нечто большее, чем просто папка работ, это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащегося.

Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлективность. Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка — умения метакогнитивные.

Ученик должен научиться:

         отбирать и оценивать информацию;

         точно определять цели, которые он хотел бы достичь;

         планировать свою деятельность;

         давать оценку, применять самооценку как материалам, собираемым в портфолио, так всей своей деятельности по его созданию;

         отслеживать собственные ошибки и исправлять их.

Как показывает отечественная и зарубежная практика,  портфолио любой модели, используемое в обучении, работает на решение важнейших педагогических задач:

         повышает учебную мотивацию учащихся;

         поощряет их активность и самостоятельность,

         формирует способности к  самообучению, целеполаганию, планированию и организации своей работы;

         развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности;

         содействует индивидуализации образования;

         закладывает дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

В процессе работы с портфолио учащиеся могут  договориться о том, какие материалы составят совокупный критерий оценки «портфолио». Например, когда занятия по теме подошли к концу, учащимся предлагается собственноручно отобрать лучшие их собранных в папке работ, а затем составить письменный «отчет» по проделанной работе. При этом они могут, в качестве доказательства их успехов, ссылаться на разработанные ранее критерии оценки «портфолио». Учащимся может быть предложено самим выставить себе оценку, затем их работа передается преподавателю, который дает на нее критический отзыв. Только теперь, принимая во внимание эту оценку, которую учащийся выставил себе сам и, дав ей всестороннее обоснование, преподаватель оценивает работу учащихся. Именно портфолио, как метапредметная технология, сочетает возможности важнейшей стратегии формирования интеллектуальных умений высокого уровня и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей технологии – способности к самообразованию

Создание портфолио.

Возможно весьма разнообразное применение данной технологии. В частности, портфолио  может активно использоваться при изучении отдельных тем, курсов, предметов, освоении программ повышения квалификации.

Более современным нам представляется способ создания портфолио, рекомендуемый авторами «Технологии развития критического мышления». Алгоритм создания портфолио в этой технологии четок и прост, а приемы позволяют разнообразить содержание портфолио и формы его оценивания.

Портфолио запускается перед началом курса. Для этого понадобится простое оборудование –  папка-скоросшиватель с 8–10 файлами. После определения общей темы и периода ее изучения, в течение которого будет собираться портфолио, учащимся предлагается выбрать рубрики. Они должны соответствовать направлениям изучения темы. Все варианты названия рубрик, предложенные учащимися, озвучиваются и записываются учителем на доске. Затем он выбирает из них несколько обязательных. Общее число рубрик стоит ограничить 8-10. Учащиеся, еще раз пересмотрев все предложения, делают свой выбор. Такой тип портфолио можно было бы назвать «Портфолио – планирование моей работы». Необходимое оборудование — папка-скоросшиватель с 810 файлами.

Итак, после определения общей темы и соответствующего ей отрезка времени учащимся\слушателям предлагается выбрать рубрики будущего портфолио  назвать направления изучения темы. Для того чтобы процесс рубрикации шел живее, старшеклассникам сообщается, что творчество и юмор в названии рубрик приветствуются.

Рубрики, предложенные учащимися, озвучиваются и записываются педагогом на доске. Ведущий выделяет несколько обязательных рубрик по изучаемой теме, например, «Глоссарий», «Литература», может быть, и проверочную рубрику. Можно предложить учащимся придумать занимательные названия для рубрик:  «Выше, лучше, сильнее», «Через тернии – к звездам» и т. д., затем  ограничивает общее число рубрик до 8—10, и учащиеся, еще раз пересмотрев все предложения, делают свой выбор.

Следующий шаг  оформление портфолио. Оформляются первые страницы рубрик - тут пригодятся журналы, газеты, фотографии, фломастеры, клей, ножницы. На этом подготовительный этап (собственно целеполагание) завершен. Дальше идет работа по выполнению заявленных целей — наполнение портфолио.

Оценка портфолио

Важнейший момент - оценка портфолио. Это новая форма контроля полученных знаний, позволяющая  учиться на собственных ошибках. Какова же последовательность действий при оценке портфолио? Сначала преподаватель объясняет учащимся, какие задачи им предстоит решить и за какое время. Затем они договариваются о том, какие материалы составят совокупный критерий оценки портфолио. Когда  занятия по теме подойдут к концу, учащиеся должны будут, во-первых, отобрать лучшее из своих работ по изученному материалу, во-вторых, составить отчет о проделанной работе, в-третьих, самим себе выставить оценку. Только после выполнения этих трех условий портфолио передается преподавателю, который пишет  критический отзыв и ставит свою оценку, принимая во внимание оценку, которую учащийся (ученик или взрослый слушатель курсов) выставил себе сам.

При оценке портфолио можно предложить следующие формы взаимооценки.

Лист взаимооценки (примерный)

1.При проверке портфолио мне наиболее интересными показались рубрики (разделы, идеи)...

2. Следует отметить следующие моменты...

3. Требуют дополнения следующие разделы...

4. Портфолио заслуживает ... оценки.

Работу проверял...

1. Я согласен (не согласен) с замечаниями...

2. Я готов дополнить портфолио следующими материалами...

3. Я согласен (не согласен) с оценкой портфолио.

Оценка и взаимооценка портфолио происходят постоянно при обмене информацией, при презентации портфолио, о выборе  конкретных форм и критериях оценки портфолио стоит договориться заранее.

Самым лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является его практическое воплощение.

Портфилио в целом является технологией современной оценки, но может стимулировать изучение и использование оценочных возможностей других известных технологий.

Сегодня школы используют технологию портфолио в двух направлениях:

         Портфолио, как технология освоения темы/раздела/курса/учебного предмета/ внеурочного курса и оценки своей работы в рамках данной темы/раздела/курса.

         Портфолио, как технология оценки личностных (в некоторых случаях, и учебных) достижений в целом. В контексте введения ФГОС – это стало обязательной формой учета личностных достижений на ступени начального образования.

При обучении английскому языку часто используется технология портфолио, но при изучении курса, я смогла найти образец портфолио и разработать положение о портфолио учащегося ГБОУ СОШ № 119, не только в рамках одного предмета.

Положение
о портфолио учащегося ГБОУ СОШ № 119 

1.            Общие положения

1.1.            Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления Портфолио.

1.2.            Положение разработано с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений учащихся.

1.3.            Портфолио – это набор документов, в котором фиксируются образовательные достижения учащихся в течение учебного года. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в учебной и внеурочной деятельности.

1.4.            Портфолио образовательных достижений формируется обучающимися при помощи родителей и классных руководителей.

1.5.            Результаты, зафиксированные в портфолио, являются основой образовательного рейтинга обучающихся и позволяют  осознанно и обоснованно выбрать профиль обучения в старшей школе, определить дальнейший путь успешной социализации.

1.6.            Результаты фиксируются в сводной ведомости. Итоговый балл сводной ведомости результатов формируется как суммарный балл средних баллов по разделам. Итоговый рейтинг служит основанием для поощрения школьника.

      Оцениванию не подлежат:

темп работы ученика;

личностные качества школьников;

своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).

 

2.                  Цели и задачи портфолио

2.1. Основные цели внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание предметных и метапредметных результатов учащихся, повышение образовательной активности обучающихся, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика.

2.2.  Задачами проведения оценки образовательных  достижений учащихся являются:

         поддержка и поощрение высокой образовательной мотивации учащихся;

         формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и внеурочную деятельность;

         развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

         поощрение самостоятельности, расширение возможностей самообразования, самореализации;

         вовлечение в различные виды деятельности;

         содействие дальнейшей успешной социализации учащихся.

 

3.                  Участники работы с портфолио

3.1. Портфолио образовательных достижений формируется обучающимися при помощи родителей и классных руководителей.

3.2. Классный руководитель:

         является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио.

         осуществляет контроль заполнения обучающимися сводной ведомости планируемых и фактических результатов;

         несет ответственность за достоверность предоставляемой информации;

         осуществляет мониторинг планируемых и достигаемых результатов, проводя сравнение с аналогичным и предшествующим периодами по каждому обучающемуся и в среднем по каждому показателю;

         выявляет причины положительной и отрицательной динамики по каждому обучающемуся;

         индивидуально доводит информацию до родителей обучающихся;

         вносит предложения администрации по внесению изменений в планирование работы, направленных на создание условий для более полной самореализации школьников.

 3.3. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе школы и несёт ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио. 

4.                  Структура портфолио

Структура портфолио включает в себя три рубрики и семь разделов.

4.1. Рубрика «Как заполнять портфолио» - краткое описание структуры портфолио и процесс заполнения.

4.2.  Рубрика «Маршрутный лист», где предложена модель организации внеурочной деятельности учащегося.

4.3. Рубрика «Мой звездный путь», в которой обучающийся вместе с классным руководителем выстраивает индивидуальный образовательный маршрут на учебный год.

4.4. Раздел 1. Образовательные достижения.  Показатели качества учебных достижений включают в себя показатели готовности к обучению и показатели освоения обучающимися программ учебных предметов, программ развивающего обучения, профильного и углубленного уровня. Фактические показатели качества учебных достижений устанавливаются на основе документов, подтверждающих успешность участия в предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах.

4.5. Раздел 2. Участие в учебно-исследовательской и проектной деятельности. Раздел включает в себя показатели индивидуальных достижений обучающихся, сформированные в учебное и внеурочное время. Фактические показатели общего компетентностного уровня устанавливаются на основе успешности участия в учебно-исследовательской и проектной деятельности различного уровня.

4.6. Раздел 3. Достижения во внеурочной деятельности. Фактические показатели общего компетентностного уровня устанавливаются на основе посещения кружков, секций, участия в соревнованиях,  конкурсах творческих работ и технического творчества.

4.7. Раздел 4. Социальная и творческая активность. Фактические показатели устанавливаются на основе участия в органах самоуправления, общественных объединениях, клубах, а также в школьных мероприятиях и концертах.

4.8. Раздел 5. Достижения в освоении междисциплинарных программ. Фактические показатели основываются на критериях оценки, заявленных в четырех междисциплинарнах программах.

4.9.  Раздел 6. Мой успех в глазах других. Отзывы. Раздел включает в себя отзывы и рецензии на работы классного руководителя, учителей-предметников, на различные виды деятельности учащегося.

4.10. Раздел 7. Мои достижения. Мои планы. Самоанализ достижений учащегося. Формулирование целей на следующий год.

 Еще раз большое спасибо разработчикам курса!!!

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.