Владение современными образовательными технологиями. Применение современных образовательных технологий (СОТ) в работе учителя начальных классов
В первую очередь, мною применяется личностно-ориентированная технология, которая позволяет сделать задачи урока и внеурочную деятельность достижимыми для каждого, формирует и развивает интеллект и речь учеников, критическое и творческое мышление. Мои разработки опубликованы на сайте NUMI.RU на личной странице http://numi.ru/6755, где коллеги высоко оценили 4 публикации разработок и оставили мне 11 благодарностей.
Профессионально высоко оценили коллеги мой урок по ОРКСЭ «Заповеди» опубликованный на портале Методсовет:
http://metodsovet.su/load/nachalnaja_shkola_orkseh/razr_urokov/urok_zapovedi/226-1-0-5587.
Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, не обойтись без игровой технологии. Игровая технология – обязательный элемент каждого урока. Я использую словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины, кроссворды, лото. Провожу внеклассные мероприятия такие как: «Умники и умницы», «Крестики-нолики» и др. На одном из открытых уроков в 1-ом классе я показала коллегам и воспитателям детских садов, как применяется игровая технология при объяснении новой темы переноса слова по слогам, использовала сказочных героев в заданиях и объяснении. Урок «Перенос слова»:
http://minobr.org/index.php/katalog/search-by/-/1%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81)
Современный урок не мыслится без постановки проблемы, которая способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает познавательный интерес, поэтому в своей работе я применяю технологию проблемного обучения. Например, открытый урок в 4 классе по теме «Развитие умения ставить знаки препинания в простом, сложном и в предложениях с прямой речью" ученики столкнулись с проблемой, где ставить запятую, решение нашли, работая в группах, в составлении алгоритма: http://www.zavuch.ru/methodlib/401/103482. На каждом уроке ставлю небольшую проблему, с которой ученики научились справляться.
Организовала в классе исследовательскую деятельность, применяю метод проектов, который формирует у учащихся: умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, навыки самообразования, самоконтроля, навыки работы в команде или группе, умение сформулировать задачу и рационально её решить. Например, урок окружающего мира в 1 классе раздел «Учимся решать жизненные задачи» тема «Правила школьной жизни» был мной проведён на муниципальном уровне на неделе открытых уроков. На этих уроках присутствует работа в парах, групповая работа, где вырабатывается стратегия действий ученика самостоятельно. Подготовлены и защищены на районном уровне проекты «Экзотические животные у нас дома» 3-е место, «Игрушки моей семьи» 2-е место.
Эффективность образовательного процесса мной достигается за счёт использования на своих уроках и внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания и т.п. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу на выбор: гимнастику по технологии В. Ф. Базарного, гимнастику для глаз, физкультразминку, музыкальную паузу или даже минутный «сон», физкультурные минутки, подвижные игры, дыхательную гимнастику. Традиционное мероприятие в нашем ОУ - спортивная игра «Форт Боярд», в которой принимают активное участие все участники образовательного процесса (родители, учащиеся и учителя). Это мероприятие способствует сплочению классного коллектива .
Созданы и защищены проекты «Пейте дети молоко - будете здоровы», «Витамины в нашей жизни». На сайте методсовет я опубликовала разработку классного часа «Навстречу олимпиаде», где применила здоровьесберегающую технологию:
http://metodsovet.su/load/nach_inoe/proek_deyat/klassnyj_chas_navstrechu_olimpiade/174-1-0-5863
Современная личностно-ориентированная педагогика ставит перед каждым учителем задачу выявления и всестороннего развития индивидуальных способностей каждого ученика. В нашем ОУ формируются разноуровневые классные коллективы. Это решение было принято коллегиально. При формировании классов учитываются результаты диагностики «Готовность ребенка к школе». Если оценивать списочный состав «моих» классов, то стоит отметить наличие детей разного уровня готовности, что с первых же дней требует моего дифференцированного и индивидуального подхода. Я в своей работе применяю и элементы технологии уровневой дифференциации и индивидуального обучения, которые помогают взаимодействовать с отдельными учащимися, учитывая различные факторы в том числе и неуспеваемость, поведение, контроль со стороны родителей др.). Для проверки усвоения учебного материала пользуюсь контрольными работами, составленными по 3-уровневой системе (использую КИМы ОС «Школа 2100»), считаю, что дети, которые испытывают трудности в обучении, в том числе,
дети с ОВЗ должны выполнить задания 1 уровня, что считается нормой.
Три последних года в практике преподавания активно применяю информационно-коммуникативные технологии. Они помогают концентрировать внимание учащихся, помогают учащимся лучше запомнить материал. ИКТ считаю не самоцелью, а средством для повышения качества своей работы. Мною самостоятельно создано более 10 презентаций и флипчартов, несколько фильмов к праздникам для детей и родителей во внеурочное время. Некоторые презентации созданы моими учениками для проектов, они описаны и отправлены в районную Интернет-коллекцию ЦОРов и на различные сайты интернет пользователей. Результатом использования новых информационных технологий является осуществление более легкого, свободного и быстрого протекания учебной деятельности учащихся. Они становятся ищущими, жаждущими знаний, неутомимыми, творческими, инициативными. Ученики легче и быстрее усваивают материал, проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку учащихся в коллективе. Таким образом, учебный процесс с поддержкой компьютерных технологий, повышает качество знаний, помогает учащимся преодолевать трудности, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе. Поэтому, применение компьютерных технологий необходимо для того, «чтобы детям было интересно учиться, а учителям интересно учить».
Активно применяю в своих классах педагогическую технологию составление «Портфолио». Повышает образовательную активность, уровень осознания учащимися своих целей и возможностей, способствует созданию реальных достижений каждого ребенка. Я изучила литературу, которая помогла мне привлечь родителей помочь своим детям в составлении портфолио. Провела родительское собрание с показом презентации «Роль и значение портфолио». На сайте http://www.solnet.ee/parents/ существует примерная структура портфолио ученика начальной школы, куда родители могут обратиться за помощью. Обобщила опыт и выступила на педагогическом совете на секции «Начальная школа» по теме «Портфолио, как один из критериев повышения мотивации обучения младших школьников» (протокол пед.совета). Портфолио помогает вести диагностику развития каждого учащегося. В 4-ом классе каждый ученик составил электронное портфолио своих достижений, с которым перешёл в среднее звено.
В работе с четвероклассниками, часто применяю технологию развития критического мышления. Такие приемы этой технологии, как составление кластера, «мозговой штурм», поиск известного и неизвестного в тексте, система «толстых» и «тонких» вопросов, помогают активизировать учащихся, не всегда мотивированных на учение и желающих читать, а также высказывать и аргументировать свою позицию. На основе этой технологии, в частности, разработан сценарий урока педагогической мастерской по Г.Х. Андерсену «Русалочка» (нестандартный урок построения новых знаний). Он опубликован на методическом портале учителя Методсовет:
http://metodsovet.su/load/nach_lit_chtenie/razr_urokov/pedagogicheskaja_masterskaja_andersen_g_kh_rusalochka_masterskaja_postroenija_novykh_znanij/17-1-0-6094
Коллегам из других ОУ понравился этот урок и они оставили отзывы о нём. Любая новая технология вызывает у меня интерес, я стараюсь оценить её с точки зрения приемлемости в своей практике, и по возможности применяю.
Степаненко Валентина Ивановна