Современные технологии создания психологически безопасной среды на учебном занятии
Современные технологии создания психологически безопасной среды на учебном занятии педагог-психолог Сыренкова Юлия Александровна ОГБ ПОУ "КИПТСУ" Методическое сопровождение начинающих преподавателей
Психологическая безопасность является одной из составляющих безопасности и как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами
Технологическая модель психологически безопасной образовательной среды
15 признаков психологически здоровой личности по Абрахаму Маслоу Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с ней. 2. Приятие себя, других и природы. 3. Спонтанность, простота и естественность. 4. Центрированность на проблеме. Служение. 5. Отстранённость, потребность в уединении. 6. Автономия: независимость от культуры и окружения. 7. Свежесть восприятия. 8. Высшие переживания. 9. Чувство общности с человечеством в целом. 10. Избирательность и глубина межличностных отношений. 11. Демократичность. 12. Разграничение средств и целей, устойчивые морально-нравственные принципы. 13. Философское чувство юмора. 14. Креативность. 15. Сопротивление культурным влияниям.
Здоровье как целостное состояние включает параметры •физического развития, •психического развития, • общую благоприятную оценку здоровья, • адекватность физического воспитания • адекватность развития интеллектуальной сферы, • состояние социальной реализованности
Четырех- компонентная модель здоровья
Критерии психологической безопасности образовательной среды отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса; удовлетворение основных потребностей в личностнодоверительном общении; укрепление психического здоровья; предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности; организация насыщенной образовательной среды
Факторы риска психологической безопасности Психологическое насилие в процессе взаимодействия Следствие – получение ребенком психологической травмы Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения Следствие: ребенок отрицает ценности и нормы ПОО, стремится «покинуть» ПОО
Факторы риска психологической безопасности Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; нежелание обращаться за помощью, игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям
Факторы риска психологической безопасности Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении Следствие – неэффективность психологического сопровождения обучающегося; угроза психическому здоровью
Факторы риска психологической безопасности Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения Следствие – профессиональная деформация; угроза психическому здоровью
Согласно концепции "Теории поколений Нейл Хоу и Уильяма Штрауса" (разработанную в 1991 году) это дети рожденные с 2000 по 2015 год Большинство современных студентов относится к поколению Z (зэт, зумеры)
Для поколения Z характерно «клиповое» мышление, при котором информация перерабатывается быстро, но небольшими порциями Основоположниками теории поколений были два Американских исследователя: Нейл Хоу и Уильям Штраус С теорией поколений можно ознакомиться здесь
Как с ними работать? Всё, что они делают, требует реакции окружающих Главное — это внимание к их личности Все задачи нужно формулировать четко и детально
Как с ними работать? За каждое выполненное задание — сразу давать вознаграждение Чтобы их труд давал лучший результат, необходимо предлагать им творческие задания Они не приветствуют текстовую информацию, а больше предпочитают смотреть или слушать
Педагогический практикум Как я работаю со студентами?
01 02 03 04 05 Педагогические ситуации Вы ведете урок, группа вовлечена в работу. В середине урока один из учащихся неожиданно встал и вышел из класса, хлопнув дверью. Как педагог отреагирует в данной ситуации и почему? Вы проводите занятие в форме семинара. Учащиеся высказывают противоречащие друг другу мнения. В результате класс разбивается на две подгруппы, одна из которых отстаивает явно ошибочную точку зрения. Как педагог отреагирует в данной ситуации и почему? Вы ведете урок в группе второкурсников. Один из учеников включил музыку, явно провоцируя Вас и демонстрируя непослушание. Как педагог отреагирует в данной ситуации и почему? В Вашем классе есть обучающийся, который хорошо знает предмет, но не может отвечать перед всем классом, замыкается, молчит. Как педагог отреагирует в данной ситуации и почему? В классе стоит шум. Преподаватель обращается к учащимся : «Почему вы болтаете на уроке?». Учащиеся в ответ: «А нам скучно!, мы все это проходили в школе» Как педагог отреагирует в данной ситуации и почему?
Рефлексия участников
Приемы саморегуляции Методические рекомендации