Статья «Безопасная и психологически комфортная образовательная среда»
Всероссийский конкурс педагогических статей
«Психологический климат в классе. Трудные дети»
«Безопасная и психологически комфортная образовательная среда»
Автор: М.В. Франк, учитель математики
ГБОУ РО «НШИ с ПЛП имени Четвёртой КВА».
«Многие беды имеют своими корнями как раз то,
что человека с детства не учат управлять своими желаниями,
не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя».
Сухомлинский В. А.
Особенность работы учителя в условиях лётной школы – это новый ученический коллектив каждый год (учащиеся обучаются 10 - 11 классы). Дело мы имеем с конкретными подростками, которые пришли в нашу школу из разных районов, городов нашей страны, от хороших, но очень разных учителей.
Переход из одного учебного заведения в другое − это трудный период в жизни подростка, который часто сопровождается общим эмоциональным напряжением, вызываемым главным образом новыми условиями, изменившимся ритмом жизни. Военизированная составляющая определяет уклад жизни воспитанников НЛШ с ПЛП, систему отношений, приоритетные виды и формы деятельности на всех этапах образования:
- жёсткая регламентация распорядка дня;
- подчинение и субординация;
- преобладание групповых видов деятельности;
- совмещение учебной деятельности с нарядами, с получением дополнительного образования (специальные дисциплины);
- строевая подготовка.
Работа педагогов с будущими десятиклассниками начинается с психолого-педагогической диагностики. Диагностика проводится совместно с психологической службой школы и направленна на изучение индивидуальных особенностей учащихся: изучение развития у подростков познавательной сферы; изучение интересов, склонностей, способностей и личностных особенностей обучающихся, с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса и осуществления коррекционной работы с воспитанниками, испытывающими затруднения в обучении и общении (т.е. «трудными» подростками).
- Результаты диагностики:
- низкая общеобразовательная подготовка учащихся. Сегодня в 10 класс приходят далеко не самые сильные учащиеся. Подростки с ослабленным здоровьем и с «клубком» психологических проблем, главные из которых – затруднение в общении, неуверенность в своих силах, отсутствие привычки заниматься систематически.
- Подростки только находятся на пути к самоопределению. Многие ребята, осознанно выбрали учебное заведение, специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, но есть и такие подростки, которые не определились с жизненными планами. Как правило, эти ребята испытывают реальные затруднения в учебной деятельности, общении, поведении; первая неудача порой приводит их к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности.
- Социальная запущенность будущих десятиклассников. Многие подростки не могут адаптироваться к новым условиям жизни, так как их никто этому не учил.
- Гиперопекаемость подростков. Ещё Ж. Ж. Руссо говорил: «Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным - это приучить его не встречать ни в чем отказа». Взрослые с детей ничего не требуют, а все их требования родители выполняют немедленно и беспрекословно.
Основная задача учителя–предметника и классного руководителя − помочь вновь прибывшим воспитанникам безболезненно пройти адаптацию к условиям лётной школы, сформировать коллектив, поддержать в самоопределении и самореализации каждого воспитанника, способствовать развитию профессионально важных качеств; создать образовательную среду, которая выступает как развивающий и поддерживающий ресурс для личностного потенциала обучающегося.
После диагностики проводится специальная «поддерживающая» работа, помогающая воспитанникам успешно адаптироваться и усваивать учебный материал. Это личная направленность обучения для достижения цели, строгий контроль, последующая коррекция деятельности, а главное - дополнительные индивидуальные занятия с каждым воспитанником.
Важная составляющая работы с «трудными» подростками - психологическая поддержка. Педагоги - предметники сосредотачиваются на позитивных сторонах и преимуществах старшеклассника с целью укрепления его самооценки; помогают ему поверить в себя, в свои способности; поддерживают его при неудачах.
Систему работы по созданию безопасной и психологически комфортной образовательной среды можно представить в виде схемы:
Важными составляющими компонентами работы по созданию благоприятного психологического климата в классе являются:
• построение учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития обучающихся; работа с сильными учащимися, работа по предупреждению неуспеваемости;
• создание комфортной образовательной (атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха на каждом уроке необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния; общение с воспитанниками основывается на поддержке и помощи, поощрении, конструктивной критики, справедливом оценивании);
• творческий характер образовательного процесса (обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими; возможность реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения);
• построение индивидуальной траектории обучения с учётом потребностей и возможностей обучающихся;
• содействие формированию познавательной мотивации учащихся (мотивы приобретают личностный опыт и становятся значимыми для воспитанников).
• психологическая поддержка выпускников, участвующих в государственном экзамене.
Работа с «трудными» подростками по созданию психологически комфортного образовательного климата основана на следующих принципах:
- защита личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса (через развитие и реализацию его индивидуальных возможностей, устранение психологического насилия между участниками);
- опора на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие. Развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания (в основе такого образовательного процесса положено взаимодействие, а не воздействие);
- помощь в социально–психологической умелости (т.е. формирование набора умений, дающих возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого и способствующее саморазвитию личности, исключающее психологическое насилие).
Применение в работе современных подходов к организации образовательного процесса, помогает создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду, поддерживающую эмоциональное и физическое благополучие каждого ребенка, а это даёт положительные и стабильные результаты в воспитании и обучении «трудных» подростков.
Источники информации:
1) http://www.camps.ru/association/children/
2) Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми - М., 2000.
3) Рожков М.И. «Воспитание трудного ребенка», Москва, ВЛАДОС, ИМПЭ им.А.С.Грибоедова, 2001 г.
4) Степанов В.Г., «Психология трудных школьников», учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, Москва, 2001 г.
4