Домашнее задание по биологии в 8 классе «Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья»
Тема «Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья» Урок «Пищеварение в кишечнике». ( учебник: Биология. Человек. Культура здоровья.8кл: учебник для общеобразват. организаций/Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Т.А. Цехмистренко.-М.: Просвещение,2018)
Цель: изучить процессы, происходящие в кишечнике, объяснить значение понятия «всасывание».
образовательные: раскрыть материал о пищеварении в кишечнике, роли поджелудочной железы, печени, кишечных желез в пищеварении, о всасывании питательных веществ в пищеварительном канале; познакомить школьников с этапами пищеварения в тонком кишечнике;
развивающие: сформировать умение выделять главное, сравнивать, делать самостоятельные выводы, умение анализировать, самостоятельно выполнять задания; развивать логическое мышление на основе выполнения заданий, продолжить формирование умения работать с учебником.
воспитательные: формирование ценностного отношения учащихся к организму человека и здоровью.
Личностные: развитие мотивации к обучению и познанию; погружение в родную культуру, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости знаний о своем организме Предметные: формирование целостных представлений о работе кишечника; сформировать умение понимать смысл биологических терминов: двенадцатиперстная кишка, желчь, полостное пищеварение, пристеночное пищеварение, тонкая кишка, толстая кишка, слепая кишка, печень, аппендикс, всасывание, ворсинки. анализировать полученную информацию о строении и работе пищеварительной системы.
Метапредметные: развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; развивать монологическую речь учащихся, критическое, образное и логическое мышление.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Урок с использованием технологий смешенного обучения:
1.Домашнее задание перед проведением урока
Подготовительный этап для самостоятельного обучения ( технология «перевернутый урок» для создания опорных знаний) В домашнем задании предлагается материал для самостоятельного изучения и он-лайн тест для самопроверки Просматривают дома фильм и отвечают на вопросы теста, а так же делают анализ стихотворения Т.Н. Зуйкина.
-Обучающий фильм по теме пищеварение (10мин минимальный уровень, самопроверка дома и мозговой штурм на уроке)
онлайн школа «Российская электронная школа»
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2493/main/
-Тренировочный тест для самопроверки по теме пищеварение (10 мин средний уровень, самопроверка дома и мозговой штурм на уроке)
онлайн школа «Российская электронная школа»
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2493/train/#209109
-Анализ стихотворения Т.Н. Зуйкина (5 мин высокий уровень Обсуждение в классе)
Проблема здорового образа жизни, правильного рационального сбалансированного питания находится не на последнем месте. В стихотворении заложены проблемы, драма и комедия. Найдите их.
Идет в знакомом театре драма,
Спектакль с названием «Обед»,
Играют роли папа с мамой,
Сынишка, бабушка и дед.
Ну, съешь, сыночек. Ты хороший.
Ну, открывай же шире рот.
И папа хлопает в ладоши,
И мама суп сынишке льет.
Дед нарядился Фантомасом,
Устроил целый карнавал,
Чтоб внучек взял кусочек мяса,
Чтоб макаронину сжевал.
С тарелкой папа, с вилкой – мама,
В руках у бабушки салат…
А не назвать ли эту «драму»
Комедией «Кто виноват?».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ | Этап изучения | Деятельность учителя (с указанием действий с оборудованием, программным обеспечением, интернет-сервисами) | Длитель-ность этапа | |
1 | Подготовительный | В домашнем задании предлагается материал для самостоятельного изучения и он-лайн тест для самопроверки Обучающий фильм https://resh.edu.ru/subject/lesson/2493/main/ Тренировочный тест https://resh.edu.ru/subject/lesson/2493/train/#209109 Просматривают дома фильм и отвечают на вопросы теста Анализ стихотворения Т.Н. Зуйкина Проблема здорового образа жизни, правильного рационального сбалансированного питания находится не на последнем месте. В стихотворении заложены проблемы, драма и комедия. Найдите их. | индивидуально | |
2 | Организа-ционный момент | Позитивный настрой учащихся на начало урока, проверка готовности к уроку, приветствие учащихся. | 1 мин. | |
3 | Мотивация учебной деятельности учащихся. | Опросник Использование методики ЭЙ АР ГАЙД для сравнения знания и точки зрения учеников по теме до и после изучения материала и выполнения заданий Отвечают на вопросы((“да”, “нет”) 1.Тонкая кишка-основное место пищеварения. 2.Площадь тонкого кишечника сравнима с площадью теннисного корта. 3.Завтрак необязателен в рационе. 4.В тонком кишечнике происходит полостное и пристеночное пищеварение , а так же всасывание. 5.Голодание и переедание не приносит вреда организму.. | 2 мин | |
| Мотивация учебной деятельности учащихся. | Определяют вопросы темы. А так же интересующие вопросы Планируют, чему научатся и что узнают на уроке при помощи фраз: Думаю, что на уроке я узнаю… Я хочу узнать… | 2 мин | |
4 | Актуализа- ция знаний Самоопре-деление к деятельнос-ти | презентация Выделите и объясните пословицы, Фронтальная работа. Отвечают на вопросы и объясняют пословицы показывающие способы регуляции пищеварения. (“мозговой штурм”) Полному желудку кошмары снятся (ассирийская). Сам сыт, а глаза голодны (русская). Сладкого — не досыта, горького - не до слез африканская). Сытый голодного не разумеет (русская). | 3 мин | |
3 | Самоопре-деление к деятельнос-ти | Показывают на слайде под цифрами отделы пищеварительной системы и объясняют пословицы. Кому сласти- друзья, тому его зубы- враги (турецкая) | 3 мин | |
| Расположите пословицы по порядку идущих процессов и объясните с физиологической точки зрения их значение для пищеварения в кишечнике. Кто ест, когда уже сыт, тот своими зубами себе могилу роет (турецкая, туркменская) Прежде хорошо жуй, а потом не спеша глотай (русская) Ешь лук-чище будет зуб (русская) | 3 мин | ||
4 | IV. Первичное усвоение новых знаний | –За счет чего происходит переваривание? - Какова роль поджелудочной железы? -Нервная и гуморальная регуляция сокоотделения?. -В чем заключается работа кишечника? Каково значение печени? Каково же тогда значение желчи? Пищеварение в тонком кишечнике происходит в три этапа:1) полостное пищеварение; 2) пристеночное или мембранное пищеварение. 3) всасывание - это процесс поступления различных веществ через слой клеток ворсинок в кровь и лимфу. | 11 мин | |
4 | Освоение нового материала | Решение ТРИЗ познавательных заданий 1.Как вы можете объяснить; длина тонкого кишечника 5-7 м, а поверхность равна поверхности футбольного поля. 2. Желудочный сок переваривает белки в желудке, но не переваривает стенки желудка, состоящие из белка. | 3 мин | |
5 | Первичное закрепление | Для того, чтобы быть здоровой и красивой, необходимо правильно питаться. Все, что мы едим, отражается на нашем лице. Основным принципом здорового питания является снижение потребления животных жиров и увеличение содержания фруктов и овощей в ежедневном рационе. -Установи этапы пищеварения , -Функции пищеварительной системы -Отделы пищеварительной системы | 7мин | |
6 | Контроль усвоения | Проверка задания «Этапы пищеварения», https://learningapps.org/2631658 «Пищеварительные ферменты», коррекция ошибок и оценивание, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. http://LearningApps.org/1323385 Учащиеся анализируют график | 3 мин | |
7 | Рефлексия | Оцените свои достижения на уроке при помощи фраз: Я запомнил… Я научился… Я узнал… Я удивился… | 3 мин | |
8 | Домашнее задание | Записано на доске или слайде презентации | 1 мин |
2. Дифференцированное домашнее задание в конце урока
-Записывают в дневник д/з параграф 36 Задание в рабочей тетради № 1-3 (обязательное для всех. -(Время подготовки20 мин. минимальный уровень, письменный выборочный опрос на уроке)
При подаче домашнего задания может быть проведена дифференциация с учетом интересов учащихся. Какой вид домашнего задания по теме тебе захотелось выполнить?
- Задания с использованием информационных технологий и интернет ресурсов
Кроссворд ЭОР (Фабрика кроссвордов)
(15 мин высокий уровень, индивидуальное представление работы)
http://puzzlecup.com/?edit=E9B036D898F18A37&pin=9EDD5273
http://puzzlecup.com/?guess=E9B036D898F18A37
http://puzzlecup.com/?edit=3C18570CAC173A87&pin=564557BC
http:/letopisi.org/index.php/
- Задания креативного типа ( 15 мин высокий уровень, индивидуальное представление работы )
Один день из жизни желудка.
В редакцию «Продолговатого мозга» пришел сигал от Желудка, требующего срочного принятия мер по данному вопросу. А именно просветить Человека, познакомить с народной мудрость на примере пословиц и поговорок. Т.к. на сигналы Желудка, такие как; изжога, тяжесть, боли он не реагирует. Может хоть вековая мудрость образумит Человека. Вот обращение Желудка.
Необходимо продолжить рассказ желудка и вставить в текст подходящие по смыслу пословицы или поговорки.
«Вчера, как и всегда, пришлось работать в авральном режиме: без завтрака и обеда , с очень- преочень плотным ужином. А ведь брюхо не мешок: в запас не поешь (русская). Я могу вместить 1,5 л и растянуться до 2, ну 3 литров. Брюхо свой предел знает (русская). Но то, сколько поместили в меня вечером, было значительно больше. Справиться с таким объемом, просто не было ни какой возможности. От этого был плохой сон ночью и брожение. Полному желудку кошмары снятся (ассирийская)…
- Задания когнитивного типа ( 15 мин высокий уровень, дискуссия)
Рассмотрите с научной точки зрения проблемы анорексии и ожирения.
-Организация работы для детей на домашнем обучении, пропустивших занятия, и для повторения. По желанию см. Задание на Letohisi. Ru , обязательно для детей пропустивших занятие и на домашнем обучении ( авторская разработка)
(20 мин, средний уровень, дистанционный зачетный отчет)