Урок биологии в 8-9 классе «Значение культуры в формировании личности человека»
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока - традиционная
Технология - проблемного обучения
Изучение нового материала
Значение культуры в формировании личности человека
Рассматривая человека как высшую ступень эволюции животного мира на Земле, нам необходимо помнить, что человек — существо общественное, которое отличается от животных высокоразвитым сознанием и членораздельной речью. Если поведение животных определяется инстинктами — реакциями на Окружающую среду, то поведение человека определяется мышлением. Личность человека формируется в определенных общественных условиях, и в процессе эволюционного развития у него сформировались специфические черты сознание, духовная жизнь, способность использовать разнообразные орудия труда. Поскольку человек — существо общественное, то он является продуктом развития всего человечества, способным усваивать и перерабатывать его опыт.
Развиваясь в общественной социальной среде, личность человека усваивает определенную форму общественного сознания, в которой закрепляются эстетические качества социальной действительности — благо, добро, справедливость и т. д., формируются такие качества личности, как мораль и нравственность, представляющие совокупность правил, норм общения и поведения людей, их обязанностей и отношения друг к другу и обществу. И главное, мораль в формируемой личности человека выступает не только как система правил и норм поведения, но и как характерная особенность духовного облика человека. Рассматривая поведение людей, мы можем судить о нем как о нравственном или моральном, когда его отличает добро и справедливость, и о безнравственном и аморальном, когда отличительными чертами бывает зло и несправедливость, вредные привычки и патологические потребности благе людей, их всестороннем; развитии и о создании благоприятных для человека условий общественной жизни,
В процессе развития определенной социальной системы формируется и культурный уровень.
Культуру можно рассматривать как совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, применения и передачи, которую сотворило человечество в процессе своего общественно-исторического развития. Следует разделять материальную культуру: техника, производственный опыт, который накопило человечество, и другие материальные ценности и духовную культуру — это достижения в области науки, искусства и литературы, философии, просвещения и т. д.
Большое значение в формировании духовной и культурной личности человека имеет самовоспитание.
Академик Д. С. Лихачев считает: «Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и... у самого себя».
Первое условие самовоспитания — познание самого себя. Необходимо трезво оценить свой характер, свои поступки, возможности. У И. Ильфа и Ё. Петрова есть фраза «...Дышите глубже, вы взволнованы». В этой шуточной формуле заключается определенный физиологический смысл. Когда человек взволнован, то наступает спазм сосудов, он бледнеет, меньше крови поступает к сосудам головного мозга. Глубокое дыхание усиливает кровообращение, улучшается кровоснабжение головного мозга. Так что глубоко дышать действительно полезно.
Интересно, что люди, любящие шутку, не только реже болеют, чем хмурые меланхолики, но и быстрее избавляются от недуга.
В каждом человеке есть определенная жизненная сила, которая постоянно действует на его благо, и первый великий принцип ее - самосохранение: он проявляется повсюду, где есть жизнь, поскольку лежит в основе поведения животного и человека.
Задание. Приведите примеры самосохранения в мире животных. Обоснуйте их природу. Приведите примеры самосохранения в природе человека. Чем оно отличается от самосохранения в мире животных? Обоснуйте свой ответ.
Глинка С. Ю. "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
Влияние искусства на нравственность человека
Литература и ее роль в жизни человека. Духовная роль в жизни человека.
Искусство и дети
Что такое культура: определение понятия
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html