Урок биологии в 8-9 классе «Значение культуры в формировании личности человека»

1
0
Материал опубликован 17 November 2017 в группе

Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цели:

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма урока - традиционная

Технология - проблемного обучения

Изучение нового материала

Значение культуры в формировании личности человека

Рассматривая человека как высшую ступень эволюции живот­ного мира на Земле, нам необходимо помнить, что человек — существо общественное, которое отличается от животных высокоразвитым со­знанием и членораздельной речью. Если поведение животных опре­деляется инстинктами — реакциями на Окружающую среду, то поведение человека определяется мышлением. Личность человека формируется в определенных общественных условиях, и в процессе эволюционного развития у него сформировались специфические чер­ты сознание, духовная жизнь, способность использовать разнооб­разные орудия труда. Поскольку человек — существо общественное, то он является продуктом развития всего человечества, способным усваивать и перерабатывать его опыт.

Развиваясь в общественной социальной среде, личность чело­века усваивает определенную форму общественного сознания, в которой закрепляются эстетические качества социальной действи­тельности — благо, добро, справедливость и т. д., формируются такие качества личности, как мораль и нравственность, представ­ляющие совокупность правил, норм общения и поведения людей, их обязанностей и отношения друг к другу и обществу. И главное, мораль в формируемой личности человека выступает не только как система правил и норм поведения, но и как характерная осо­бенность духовного облика человека. Рассматривая поведение лю­дей, мы можем судить о нем как о нравственном или моральном, когда его отличает добро и справедливость, и о безнравственном и аморальном, когда отличительными чертами бывает зло и неспра­ведливость, вредные привычки и патологические потребности благе людей, их всестороннем; развитии и о создании благопри­ятных для человека условий общественной жизни,

В процессе развития определенной социальной системы фор­мируется и культурный уровень.

Культуру можно рассматри­вать как совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, применения и передачи, которую сотворило человечество в процессе своего общественно-истори­ческого развития. Следует разделять материальную культуру: техника, производственный опыт, который накопило человечест­во, и другие материальные ценности и духовную культуру — это достижения в области науки, искусства и литературы, фи­лософии, просвещения и т. д.

Большое значение в формировании духовной и культурной личности человека имеет самовоспитание.

Академик Д. С. Лихачев считает: «Получить хорошее воспи­тание можно не только в своей семье или в школе, но и... у само­го себя».

Первое условие самовоспитания — познание самого себя. Необходимо трезво оценить свой характер, свои поступки, воз­можности. У И. Ильфа и Ё. Петрова есть фраза «...Дышите глуб­же, вы взволнованы». В этой шуточной формуле заключается определенный физиологический смысл. Когда человек взволно­ван, то наступает спазм сосудов, он бледнеет, меньше крови поступает к сосудам головного мозга. Глубокое дыхание усили­вает кровообращение, улучшается кровоснабжение головного мозга. Так что глубоко дышать действительно полезно.

Интересно, что люди, любящие шутку, не только реже болеют, чем хмурые меланхолики, но и быстрее избавляются от недуга.

В каждом человеке есть определенная жизненная сила, кото­рая постоянно действует на его благо, и первый великий принцип ее - самосохранение: он проявляется повсюду, где есть жизнь, поскольку лежит в основе поведения животного и человека.

Задание. Приведите примеры самосохранения в мире животных. Обос­нуйте их природу. Приведите примеры самосохранения в природе человека. Чем оно отличается от самосохранения в мире животных? Обоснуйте свой ответ.

Глинка С. Ю. "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

 

 

 

Влияние искусства на нравственность человека

 

 

 

Литература и ее роль в жизни человека. Духовная роль в жизни человека.

 

 

 

Искусство и дети

 

 

 

Что такое культура: определение понятия

 

 

Ресурсы:

Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с

Сайт YouTube: https://www.youtube.com/

Хостинг презентаций

-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации