12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лия32


Чекмарева Лия Анверовна


Эссе

«Создаем настоящее, думая о будущем»


«Благодарю, душа моя, что в шахматы учишься.

Это непременно нужно во всяком

благоустроенном семействе»

(из письма А.С. Пушкина к жене Н.Н. Пушкиной (Гончаровой))


«Стоит только попристальнее вглядеться

в настоящее, будущее вдруг

выступит само собою»

(Н. Гоголь)


Жить «здесь и сейчас» или устремлённым в будущее? – ответ на этот вопрос определяет педагогическую позицию в образовательной стратегии каждого педагога и лично меня.

Почему педагог, тренер, наставник всегда устремлен в будущее? Поставленный вопрос может показаться несколько странным – мы так часто слышим о том, что жить нужно «здесь и сейчас». И это хорошая концепция, ведь она побуждает нас быть решительнее, не откладывать наши намерения в долгий ящик. Однако грань между настоящим и будущим столь призрачна... порой мы не успеваем оглянуться, а настоящее уже оказывается прошлым, а будущее – настоящим. Именно из-за такой изменчивости времени в человеческой жизни столь большое значение имеет Педагог. Позвольте развить эту мысль, рассказав об огромной части моей жизни – о шахматах.

В мою жизнь шахматы вошли почти двадцать лет назад и – немного ошеломили. В голове семилетнего человека с трудом строилась картинка шахмат, их особый внутренний уклад. Это и строгие лаконичные правила, неизменные уже века, и блестящие партии легендарных игроков, и свои первые партии, и победы. Но когда было время отвлечься ненадолго от доски перед собой – пока думает соперник, мой взгляд привлекали портреты чемпионов и чемпионок мира, украшавшие стены Шахматного клуба. Стремясь постичь искусство шахматной игры, мы, шахматисты, изучаем партии наших корифеев, пытаемся повторить идеи из их партий в своих собственных.

История шахмат знавала разные эпохи – от романтизма девятнадцатого века до компьютерной революции конца двадцатого века. Каждый юный шахматист прикасается к ней: будь то зачитывание биографией любимого из чемпионов мира или анализ партий в учебнике. Подумать только: мы можем изучать анализы партий, сделанные корифеями, читать учебник великого Х.Р. Капабланки – третьего чемпиона мира и смотреть сейчас в режиме реального времени партии современной элиты шахмат. Итальянские мастера шахмат, могучая советская школа и компьютерная эра шахмат – такие значимые события и личности оказали большое влияние на методы обучения шахматам.

За чуть больше, чем сто лет, шахматы фактически стали наукообразны – оказалось написано огромное количество литературы, как учебной, так и специализированной. И, разумеется, шахматные тренеры продолжают переиздавать книги, актуализируя их, выпускают новые серии книг. Как шахматного педагога, меня радует такое изобилие информации от опытнейших тренеров гроссмейстерских школ, на занятиях которых мне удалось побывать. Изучая шахматную литературу, анализируя свою работу и результаты учащихся – шлифуя свои умения и знания, педагог сохраняет актуальность своих профессиональных компетенций.

Шахматы остаются актуальными в любое время. Шахматисты всегда найдут, что изучать и пробовать в партиях. Этот процесс захватывает воображение. Наши размышления за доской порой калейдоскопичны, ведь мы пытаемся ответить сразу на множество вопросов и связать все наши мысли воедино. Сомневаемся, верно ли поступили пару ходов назад, стараемся выбрать лучший ход сейчас, пытаясь найти контуры позиции в будущем. Чтобы подробно рассказать о сыгранной партии, может уйти не один час – так много вариантов остается за кулисами сражения. Научить разбираться в столь сложной системе – в этом и есть задача тренера по шахматам.

Мы стараемся углублять свои собственные знания, ищем новые способы объяснения, анализируем партии своих учеников. В такой работе Педагогу крайне важно видеть, какие плоды принесет работа с юными шахматистами в будущем, необходимо учитывать массу нюансов и особенностей каждого из них. Пожалуй, это одно из самых сложных, но важнейших требований педагога, в первую очередь, к самому себе. Что говорить, если подготовка к важным соревнованиям может начаться за год до их начала – это ли не взгляд учителя в будущее?!

Понимание важности шахмат в становлении личности привело к появлению шахматного объединения и уроков шахмат в школе. Открытие шахматных школ и центров происходит повсеместно. Популяризаторами шахмат является живая легенда шахмат Анатолий Карпов и один из сильнейших шахматистов современности Сергей Карякин.

Человек учится всю жизнь. Большим ограничением и огорчением может быть отсутствие этой мотивации в жизни взрослого человека. Современное общество требует от человека быстрого, но обдуманного принятия взвешенного решения в профессиональной и личной сфере, грамотного определения цели и осмысления инструментов её достижения, умения творчески решать поставленные задачи во взаимодействии и диалоге другими. Все эти компетенции человека XXI века эффективно развиваются в шахматах, обеспечивая тем самым успех человека в будущем. И стремление помочь своему ученику развить личностный потенциал и реализовать свои таланты, совершенствовать свои умения – одна из основополагающих задач Педагога. Звучит несколько торжественно и театрально, но педагог таким образом прилагает свою руку к течению времени – и порой даже более, чем он сам думает.

Успех человека складывается из разных достижений и маленьких побед. Для детей фигура Педагога безмерно важна – причем иногда он может этого и не осознавать. И также значимы для Педагога его Воспитанники, ведь во многом он смотрит на них и видит будто через призму времени.

Я уверена, что мои слова об обучении детей игре в шахматы применимы и к педагогике в целом. Потому наша работа столь трудна, важна и, конечно же, интересна – познавательная деятельность для педагога неисчерпаема.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.