12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лихина Елена Викторовна8646
Учитель истории и обществознания, высшая категория. Увлекаюсь вышивкой бисером.
Россия, Красноярский край, Железногорск
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

1. Русская православная церковь перед Куликовской битвой:

  1. Не поддержала московского князя, опасаясь, что ордынцы заставят церковь платить дань
  2. Заняла нейтральную позицию, но в тайне надеялась на победу русских войск
  3. Оказала большую моральную поддержку московскому ополчению, благославив Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом

2. Кто такие Пересвет и Ослябя?

  1. Дружинники Дмитрия Донского, отличившиеся в Куликовской битве
  2. Монахи-богатыри, отправленные Сергием Радонежским на битву с Мамаем
  3. Русские князья-союзники Мамая

3. В своем завещании Дмитрий Донской:

  1. Наказал сыновьям слушаться хана Тохтамыша как отца своего
  2. Разделил московское княжество поровну между сыновьями
  3. Завещал Владимирский престол старшему сыну Василию

4. Едигей организовал поход на Русь в 1408 году, чтобы:

  1. Заставить Василия I уплачивать дань Орде
  2. Помочь Василию I утвердиться на Московском престоле
  3. Помочь Тимуру завоевать Русь

5. Внуком великого литовского князя Витовта был:

  1. Василий Темный
  2. Василий Косой
  3. Дмитрий Шемяка

6. В усобице между московскими князьями РПЦ:

  1. Заняла выжидательную позицию
  2. Встала на сторону Василия II
  3. Поддержала Дмитрия Шемяку

7. Конец зависимости Руси от Золотой Орды связан с:

  1. Куликовской битвой
  2. Битвой на реке Вожже
  3. Стоянием на реке Угре
  4. Битвой на реке Шелони

8. В конце XV века Иван III создал общегосударственную печать. На ней впервые соединяются и сохраняются в течение нескольких последующих столетий два изображения:

  1. Всадник, поражающий копьем дракона
  2. Лев в короне, стоящий на задних лапах и держащий серебряный крест
  3. Лев, терзающий змею
  4. Двуглавый орел с короной на голове

9. В чье царствование был принят «Судебник»-первый свод законов единого Русского государства?

  1. Дмитрия Донского
  2. Ивана III
  3. Александра Невского
  4. Василия III

10. Как назывался высший орган государственного управления в России XV- XVI века

  1. Боярская Дума
  2. Сенат
  3. Дворец

11. Как назывался существовавший в России с XV века порядок назначения должностных лиц с учетом их происхождения?

  1. Кормление
  2. Опричнина
  3. Местничество
  4. Земство

12. В период раздробленности боярские республики существовали в

  1. Пскове и Новгороде
  2. Новгороде и Киеве
  3. Владимире и Киеве
  4. Новгороде и Чернигове

13. Родовые владения бояр на Руси назывались:

  1. Вотчинами
  2. Уделами
  3. Уездами
  4. Слободами

14. Время перехода крестьян от одного владельца к другому, согласно Судебнику 1497 г., носило название:

  1. Отходничества
  2. Юрьева дня
  3. Урочных лет

15. Современниками были:

  1. Дмитрий Донской и Пересвет
  2. Хан Ахмат и Владимир Святославич
  3. Чингисхан и Иван Калита

 

Практическая часть.

1. Соотнесите группы русского общества и причины их заинтересованности в появлении единого государства. (2 б.)

Группы общества

Причины

А) Крестьяне

Существовал запрет на покупку земли в соседних княжествах

Б) Ремесленники

Бесконечные усобицы подрывали хозяйство городов и сел

В) Купцы

При переезде из одного княжества в другое необходимо было платить пошлины

Г) Бояре

В княжествах существовали различные деньги, меры весов и длины

 

Существовали постоянные угрозы ордынских набегов

 

Необходимость платить ордынский выкуп

2. О ком идет речь в отрывке? (2 б.)

«Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и Псков, за все великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру».

  1. Андрей Боголюбский
  2. Даниил Галицкий
  3. Александр Невский
  4. Владимир Мономах

3. О ком идет речь в отрывке? (3 б.)

«За время своего правления он в три с половиной раза расширил рпеделы Русского государства. Он присоединил к Москве Новгород и Тверь- две наиболее крупные русские области, еще не вошедшие в состав Московского государства…Наконец после знаменитого «стояния» двух войск на Угре, без битвы, благодаря дальновидности и упорству своей политики, «перестоял» хана Ахмата…порвав тем самым последние остатки зависимости русских княжеств от Орды».

4. Соотнесите понятие и его признак: (3б.)

Понятие

Признак

А)Вотчина

Условное земельное держание

Б)Поместье

Безусловное земельное держание

 

Давалось на время несения службы

 

Нельзя продать, подарить, завещать

 

Передавалось по наследству

 

Можно продать, подарить, обменять, разделить между наследниками

 

Великий князь мог отоюрать землю

5. Соотнесите князей и их дела: (3 б.)

А)Даниил Александрович (1276-1303)

Отвоевал у Рязани Коломну

Б)Юрий Данилович (1303-1325)

Женился на сестре хана Узбека Кончаке

В)Иван Данилович (1325-1340)

Присоединил Переяславское княжество

 

Уговорил митрополита Петра переехать в Москву

 

Первым вступил в борьбу с тверским князем за Владимирский престол

 

Подавил восстание в Твери

 

Отвоевал у Смоленского княжества Можайск

 

Получил право сбора дани для Орды со всех русских земель

 

Присоединил Ростов, Галич, Белоозеро, Углич

6. Запишите под буквой А причины победы русских войск на Куликовом поле, под буквой Б - значение Куликовской битвы, под буквой В – следствие победы русских войск. (4 б.)

  1. Полководческое мастерство Дмитрия Ивановича
  2. Ускорила распад Золотой Орды
  3. Русские воины были воодушвлены благославением Сергия Радонежского
  4. Героизм русских воинов
  5. Восстановила веру русских людей в свои силы
  6. Москва стала центром освободительной борьбы против Орды
  7. Под знаменем Москвы сражались дружины и ополчения большинства русских земель
  8. Ослабление Орды в результате усобиц
  9. Первая крупная победа Руси над Ордой
  10. Стало ясно, что только при объединении русских земель можно избавиться от ордынского владычества
  11. Дальнейшее усиление Москв
Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.