Урок истории в 6 классе «Борьба русского государства с западными завоевателями»
Борьба русского государства с западными завоевателями.
Цель: познакомить учащихся с нашествием на Русь западных завоевателей.
Задачи: сформировать у учащихся представление о борьбе с Западом в XIII веке,
продолжить формирование умения работать с текстом учебника и в группах, продолжить формирование способности творчески мыслить и находить нестандартные решения проблемы, поднятие духа патриотизма и гордости за русский народ.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор.
История Древнего мира: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Данилов, Л.Г. Косулина - М. ;Просвещение. - 2009.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания.
Работа со следующими событиями: битва на реке Калке, вторжение в Рязанскую землю, разгром Владимирского княжества, поход на Новгород, нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.
Проверочная работа «Кто есть кто?» : Чингисхан, Батый, Всеволод, Фёдор, Евпраксия, Евпатий Коловрат, Филипп Нянька, Пётр Ослядюкович, Ярослав Всеволодович, Александр, Дмитрий.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Одновременно с восточным нашествием Руси пришлось отбивать ещё и нашествие с Запада. А как это было, мы и разберем сегодня на уроке.
Класс делится на 5 групп.
Задание первой группе: рассказать от имени шведов про их походы на Русь, также о том, все ли они являлись удачным.
Задание второй группе: рассказать про походы крестоносцев от их имени и про орден, который они создали.
Задание третьей группе: описать Александра Всеволодовича от имени его ближайшего родственника.
Задание четвертой группе: от имени летописца поведать о Невской битве.
Задание пятой группе: рассказать о Ледовом побоище от имени летописца.
При ответе можно пользоваться тетрадью, предварительно записав туда план своего ответа. На выполнение задания даётся 15 минут.
По истечении времени с каждой группы вызывается по одному ученику. Они выступают со своим рассказом, после этого ученики задают вопросы на уточнение и понимание.
Ответ первой группы: Мы, шведы, давно хотели получить земли Великого Новгорода, что на Руси находятся. Именно эти земли нам наиболее симпатичны, так как через них проходят важные торговые пути. И вот, в середине XII века, мы подошли к берегам Финского залива.
В 1164 году мы вторглись в Новгородскую землю, но эта попытка оказалась неудачной. На этом разочарования не закончились: в 1187 году на наш крупный город Сигтуну напали новгородцы и разорили его.
После этого мы решили пойти в новый поход только в XIII веке. Но в 1227 году были разбиты Ярославом Всеволодовичем.
Неожиданно мы узнали, что Русь ослаблена восточным нашествием и решили этим воспользоваться. Нас поддержали католические священники.
Ответ второй группы: в конце XII века был объявлен Папой Крестовый поход против «язычников» - жителей прибалтийских земель. Мы, немецкие феодалы, сразу же откликнулись на это.
В 1200 году наши отряды крестоносцев высадились в устье Западной Двины. Через год заложили крепость Ригу.
Мы объединяемся в Орден меченосцев (по-другому – Ливонский орден). Ливонией же стали называть земли, которые мы завоёвывали.
Ещё позже мы захватываем земли пруссов и создаем на них Тевтонский орден.
В 1219 году на земле эстов высадились датские рыцари, построившие там крепость Ревель.
Мы начинаем обращать людей в католичество. Но в 1234 году под Юрьевом мы проиграли Руси, Ярославу Всеволодовичу. В другой раз мы проиграли литовцам.
Для увеличения шансов на победу Тевтонский орден соединился с Ливонским.
Ответ третьей группы: Александр рано научился писать и читать, любил читать русские летописи.
В 16 лет он стал новгородским князем. В это время на Русь идет Батый. Александр начал быстро готовиться к сражению. Неожиданно монголы повернули на юг, не дойдя 100 верст до Новгорода.
Также Александр укрепил и западные рубежи Руси от нашествия.
Ответ четвертой группы: В 1240 году шведы вошли в устье реки Невы. Часть их войск осталась на левом берегу реки и разбила лагерь, а остальные остались на кораблях. Командующий послал весть Александру: «Я уже здесь и пленяю землю твою».
Александр решил быстрее на них напасть. Русские войны перешли к устью Невы.
15 июля 1240 года русские напали на шведов. Конница ударила в центр шведской армии. Ополчение же отрезало их лагерь от кораблей.
В этой битве были примеры героизма. Дружинник Гаврило Олексич ворвался на шведский корабль и убил воеводу и епископа. Ополченцы уничтожили 3 корабля. Ополченец Савва подрубил шатер предводителя шведов. Сам Александр ранил шведского военачальника.
Таким образом, Александр и его войско победило на реке Неве шведов. За это его прозвали Невским.
Ответ пятой группы: Летом 1240 года датчане и немцы захватили русскую крепость Изборск, затем город Псков. Рыцари появляются и возле Новгорода.
В 1241-1242 годах Александр освободил Псков, выгнал крестоносцев за пределы Руси. Ярослав Всеволодович прислал ему на помощь дружину.
Александр решает хитростью заманить врагов на лед Чудского озера.
5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло сражение. Рыцари построили войска в виде «свиньи» (клином). В центре располагалась пехота, а на флангах – тяжёлая конница.
Александр знал их построение. Поэтому на флангах у него была конница, а впереди менее подготовленные ополченцы. Как только немцы двинулись на ополченцев, они стали отступать. затем бросились справа и слева на немцев.
Часть рыцарей была убита, часть взята в плен, а часть провалились под лед. Остальные же бежали.
Эта битва получила название Ледового побоища.
Учитель: Молодцы! каждой группе я поставила оценку за работу на уроке.
Таким образом, Русь отстояла территорию от западных завоевателей.
IV. Закрепление изученного материала.
С кем на Западе была вынуждена воевать Русь в XIII веке? В каком году была Невская битва? А Ледовое побоище? Как была построена армия неприятеля? Как построил свою армию Александр и почему?
V. Домашнее задание: параграф «Борьба Руси с Западными завоевателями пересказ; подумайте, почему русская армия победила западные войска.