Статья «Создание образных кодов для запоминания исторических дат»
Создание образных кодов и ассоциаций для запоминания исторических дат.
Филиппова Ю.А.,
учитель истории и обществознания
МБОУ “СОШ 2”, г.Новокузнецк
Запоминание - процесс, требующий усилий. На эффективность запоминания влияет объем информации, возраст человека, его задатки и степень развитости умственных способностей. Однако в современных условиях информационной перегруженности даже наиболее способные индивиды так или иначе испытывают потребность увеличивать ресурсы своей памяти. И здесь обращает на себя внимание давно доказанный факт: среднестатистический человек в процессе своей активности использует лишь 3-10% своего мозга. Как же заставить работать на себя остальные 90%? Способы есть. И один из них - ассоциативное мышление.
Если обратиться к собственному опыту, то можно заметить, что имена близких людей, яркие события, достопримечательности, увиденные в путешествии, чаще всего мы вспоминаем в мельчайших подробностях и безо всяких усилий. А вот, к примеру, памятные даты, телефонные номера, серию и номер паспорта - запомнить достаточно сложно, даже путём многократного повторения. При попытке воспроизвести по памяти адреса, регистрационные номера и другие числовые данные проще сверяться с записями в блокноте или смартфоне, чем “брать из головы”, потому что здесь легко допустить ошибку. Такие же сложности возникают у учащихся при попытках запомнить исторические даты. Многие традиционно решают эту проблему простой “зубрёжкой”, но все мы знаем главный недостаток этого метода - данные не останутся в долговременной памяти. Ученик запомнит зазубренный конспект на неделю-месяц, а сразу же после зачёта или экзамена, скорее всего, забудет, как если бы ничего не учил.
Т.Бьюзен и В.Козаренко в ходе исследований природы мышления выяснили, что наилучшее запоминание происходит лишь тогда, когда информация содержит яркие образы. Мы припоминаем часто, не осознавая, что увидели в памяти связанный образ (ассоциацию). Так происходит при попытках, например, объяснить, почему нам нравится то или иное имя, а имя Егор, например, вызывает антипатию. Ведь только сделав над собой усилие, можно обнаружить, что впервые имя Егор появилось в вашей жизни в далёком детстве и связано это имя было с несимпатичным тогда вам мальчиком. Впервые увиденный образ мальчика будет ассоциироваться с этим именем, негативная реакция на имя Егор запомнится и останется в ней до конца жизни, как стереотип. Отсюда, если числовые данные, напротив, не вызывают в вашем воображении никаких ассоциаций, то и запомнить такую информацию без зубрёжки вам вряд ли удастся, поскольку эти числа сами по себе никаких образов в памяти не вызывают. Однако, зубрёжка - точно не тот способ, который стоит использовать в обучении, если вы хотите добиться качественного долговременного запоминания. Так что же делать?
В.Козаренко предлагает придумывать числам образы и затем сознательно соединять их в своём воображении, искусственно создавая ассоциации. Руководствуясь предложенным методом, представляется возможным подвергать кодировке практически любую информацию.
Данная статья содержит примеры кодирования исторических дат в образы и создания на основе полученных образов ассоциаций с историческими событиями. Такая техника запоминания состоит из двух этапов:
1) создание образного кода, или преобразование цифр в картинку (образ);
2) создание ассоциативной связи образного кода с событием, к которому относится историческая дата.
Проанализируем технику запоминания на простых исторических датах.
Используя мнемотехнику, попробуем запомнить хронологическую таблицу из учебника “Всеобщая история” за 8 класс (авторы А.Я. Юдовская, П.А. Баранов - М.: Просвещение, 2020).
Для преобразования чисел в буквенный код, на основе которого будет сформирован образ, используем правила, разработанные В.Козаренко.
Буквенно-цифровой код применяется в мнемотехнике для преобразования двузначных и трехзначных чисел в слова.
Каждой цифре от 0 до 9 соответствуют две согласные буквы русского алфавита.
0 - НМ 1 - ГЖ 2 - ДТ 3 - КХ 4 - ЧЩ
5 - ПБ 6 - ШЛ 7 - СЗ 8 - ВФ 9 - РЦ
Число 25 кодируется следующим образом: 25 - ДТ ПБ.
Число 390 кодируется следующим сочетанием букв: КХ РЦ НМ.
Так как одной цифре соответствует две согласные буквы, то возможно 4 комбинации букв при кодировании двузначного числа и 8 сочетаний букв при кодировании трехзначного числа:
25 = ДП = ТП = ДБ = ТБ
350 = КПН = ХПН = КБН = КПМ = ХБМ = КБМ = ХПМ = ХБН
По согласным буквам подбираются слова, обозначающие зрительные образы, удобные для запоминания.
Например: 35 = КБ = КуБ.
Итак, для чисел В.Козаренко предлагает уже готовые коды, можно воспользоваться ими, можно придумать свои. Я воспользуюсь готовой библиотекой с сайта mnemonikon.ru.
Задача 1. Запомнить первую строчку хронологической таблицы:
В период с 1700 по 1721 годы происходила Великая Северная война.
Решение. Из каждой даты выделим значимые части информационного сообщения, подлежащие переводу в образную форму:
700 721 СЕВЕРная ВОЙНА
Возьмём из библиотеки mnemonikon.ru соответствующие образные коды:
700 - оСьМиНог; 721 - СТоГ.
Используем приём символизации. Подберём образы-символы, которые легко запомнить. “Север” будет обозначать стрелка компаса, направленная вверх, “война” - пушки, которые начали массово отливать при Петре 1 для нужд Северной войны, поэтому символом войны будет пушка.
Война длилась с 1700 по 1721 годы. Соединяем образы воедино.
Получим ассоциацию:
Северная война (1700-1721 гг.)
Таким образом мы создали ассоциативную связь в своём воображении и запомнили событие и дату.
Задача 2. Запомнить информацию: в 1709 году состоялась Полтавская битва.
Решение.
ПОЛТавская БИТва
709 - СМоРодина.
Здесь преобразовывать будем с помощью привязки к знакомой информации по созвучию. Для визуализации подойдут образы монеты ПОЛТинника и бейсбольной БИТы. Используем их.
Полтавская битва (1709 г.)
При запоминании информации “В 1701 году было провозглашено королевство Пруссия” снова воспользуемся приёмом символизации. “Провозглашение” символизирует образ рупора, символ королевства - корона, а Пруссию символизирует общенародная прусская награда “Железный крест”. Кодируем дату:
701 - СНеЖинка.
Соединив все 4 кода, получим:
Провозглашение королевства Пруссия (1701г).
С 1701 по 1714 годы - шла война за испанское наследство.
Подбираем коды чисел:
701 - СНеЖинка; 714 - СГуЩёнка.
Война за испанское наследство (1701-1714 гг)
Пушка символизирует войну, испанский флаг - символ Испании. А образ “След” подобран сюда по созвучию со словом “наСЛЕДство”.
Кодируем информационное сообщение “В 1707 году был подписан “Акт единения” между Шотландией и Англией. Это означало создание Великобритании.”
Код числа 707 - ЗаМаЗка. Слову “создание” подберём образ здания (по созвучию).
Получим:
Создание Великобритании (1707 г.)
Аналогично способом, описанным выше, мы можем визуализировать и легко запомнить всю хронологическую таблицу со с.249 учебника “Всеобщая история” за 8 класс, а также любую другую хронологическую таблицу.
Таким образом, для эффективного запоминания исторических дат вовсе не обязательно заучивать наизусть или создавать объёмный конспект по истории. Подключите воображение и посвятите немного времени развитию вашего ассоциативного мышления, и привычка мыслить ассоциациями сможет стать для вас занятием не только полезным, но и увлекательным.
Данная статья может быть использована при разработке методических материалов для проведения занятий внеурочной деятельностью в средней школе.