12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия Анатольевна17

Создание образных кодов и ассоциаций для запоминания исторических дат.

Филиппова Ю.А., 

учитель истории и обществознания 

МБОУ “СОШ 2”, г.Новокузнецк

Запоминание - процесс, требующий усилий. На эффективность запоминания влияет объем информации, возраст человека, его задатки и степень развитости умственных способностей. Однако в современных условиях информационной перегруженности даже наиболее способные индивиды так или иначе испытывают потребность увеличивать ресурсы своей памяти. И здесь обращает на себя внимание давно доказанный факт: среднестатистический человек в процессе своей активности использует лишь 3-10% своего мозга. Как же заставить работать на себя остальные 90%? Способы есть. И один из них - ассоциативное мышление. 

Если обратиться к собственному опыту, то можно заметить, что имена близких людей, яркие события, достопримечательности, увиденные в путешествии, чаще всего мы вспоминаем в мельчайших подробностях и безо всяких усилий. А вот, к примеру, памятные даты, телефонные номера, серию и номер паспорта - запомнить достаточно сложно, даже путём многократного повторения. При попытке воспроизвести по памяти адреса, регистрационные номера и другие числовые данные проще сверяться с записями в блокноте или смартфоне, чем “брать из головы”, потому что здесь легко допустить ошибку. Такие же сложности возникают у учащихся при попытках запомнить исторические даты. Многие традиционно решают эту проблему простой “зубрёжкой”, но все мы знаем главный недостаток этого метода - данные не останутся в долговременной памяти. Ученик запомнит зазубренный конспект на неделю-месяц, а сразу же после зачёта или экзамена, скорее всего, забудет, как если бы ничего не учил.

Т.Бьюзен и В.Козаренко в ходе исследований природы мышления выяснили, что наилучшее запоминание происходит лишь тогда, когда информация содержит яркие образы. Мы припоминаем часто, не осознавая, что увидели в памяти связанный образ (ассоциацию). Так происходит при попытках, например, объяснить, почему нам нравится то или иное имя, а имя Егор, например, вызывает антипатию. Ведь только сделав над собой усилие, можно обнаружить, что впервые имя Егор появилось в вашей жизни в далёком детстве и связано это имя было с несимпатичным тогда вам мальчиком.  Впервые увиденный образ мальчика будет ассоциироваться с этим именем, негативная реакция на имя Егор запомнится и останется в ней до конца жизни, как стереотип. Отсюда, если числовые данные, напротив, не вызывают в вашем воображении никаких ассоциаций, то и запомнить такую информацию без зубрёжки вам вряд ли удастся, поскольку эти числа сами по себе никаких образов в памяти не вызывают. Однако, зубрёжка - точно не тот способ, который стоит использовать в обучении, если вы хотите добиться качественного долговременного запоминания. Так что же делать? 

В.Козаренко предлагает придумывать числам образы и затем сознательно соединять их в своём воображении, искусственно создавая ассоциации. Руководствуясь предложенным методом, представляется возможным подвергать кодировке практически любую информацию.

Данная статья содержит примеры кодирования исторических дат в образы и создания на основе полученных образов ассоциаций с историческими событиями. Такая техника запоминания состоит из двух этапов:

1) создание образного кода, или преобразование цифр в картинку (образ);

2) создание ассоциативной связи образного кода с событием, к которому относится историческая дата. 

Проанализируем технику запоминания на простых исторических датах.
      Используя мнемотехнику, попробуем запомнить хронологическую таблицу из учебника “Всеобщая история” за 8 класс (авторы А.Я. Юдовская, П.А. Баранов - М.: Просвещение, 2020).

Для преобразования чисел в буквенный код, на основе которого будет сформирован образ, используем правила, разработанные В.Козаренко.

Буквенно-цифровой код применяется в мнемотехнике для преобразования двузначных и трехзначных чисел в слова.

Каждой цифре от 0 до 9 соответствуют две согласные буквы русского алфавита.

0 - НМ 1 - ГЖ 2 - ДТ 3 - КХ 4 - ЧЩ
5 - ПБ 6 - ШЛ 7 - СЗ 8 - ВФ 9 - РЦ

Число 25 кодируется следующим образом: 25 - ДТ ПБ.

Число 390 кодируется следующим сочетанием букв: КХ РЦ НМ.

Так как одной цифре соответствует две согласные буквы, то возможно 4 комбинации букв при кодировании двузначного числа и 8 сочетаний букв при кодировании трехзначного числа:

25 = ДП = ТП = ДБ = ТБ

350 = КПН = ХПН = КБН = КПМ = ХБМ = КБМ = ХПМ = ХБН

По согласным буквам подбираются слова, обозначающие зрительные образы, удобные для запоминания.

Например: 35 = КБ = КуБ. 

Итак, для чисел В.Козаренко предлагает уже готовые коды, можно воспользоваться ими, можно придумать свои. Я воспользуюсь готовой библиотекой с сайта mnemonikon.ru.

Задача 1. Запомнить первую строчку хронологической таблицы:

В период с 1700 по 1721 годы происходила Великая Северная война. 

Решение. Из каждой даты выделим значимые части информационного сообщения, подлежащие переводу в образную форму:
700 721 СЕВЕРная ВОЙНА

Возьмём из библиотеки mnemonikon.ru соответствующие образные коды:

700 - оСьМиНог; 721 - СТоГ.

Используем приём символизации. Подберём образы-символы, которые легко запомнить. “Север” будет обозначать стрелка компаса, направленная вверх, “война” - пушки, которые начали массово отливать при Петре 1 для нужд Северной войны, поэтому символом войны будет пушка. 

Война длилась с 1700 по 1721 годы. Соединяем образы воедино.

Получим ассоциацию:

Северная война (1700-1721 гг.) 

Таким образом мы создали ассоциативную связь в своём воображении и запомнили событие и дату.

Задача 2. Запомнить информацию: в 1709 году состоялась Полтавская битва.

Решение. 

ПОЛТавская БИТва 

709 - СМоРодина.

Здесь преобразовывать будем с помощью привязки к знакомой информации по созвучию. Для визуализации подойдут образы монеты ПОЛТинника и бейсбольной БИТы. Используем их.

Полтавская битва (1709 г.)

При запоминании информации “В 1701 году было провозглашено королевство Пруссия” снова воспользуемся приёмом символизации. “Провозглашение” символизирует образ рупора, символ королевства - корона, а Пруссию символизирует общенародная прусская награда “Железный крест”. Кодируем дату:

 701 - СНеЖинка.

Соединив все 4 кода, получим:

  Провозглашение королевства Пруссия (1701г).

С 1701 по 1714 годы - шла война за испанское наследство.

Подбираем коды чисел:

701 - СНеЖинка; 714 - СГуЩёнка.

Война за испанское наследство (1701-1714 гг)

Пушка символизирует войну, испанский флаг - символ Испании. А образ “След” подобран сюда по созвучию со словом “наСЛЕДство”.

Кодируем информационное сообщение “В 1707 году был подписан “Акт единения” между Шотландией и Англией. Это означало создание Великобритании.”

Код числа 707 - ЗаМаЗка. Слову “создание” подберём образ здания (по созвучию).

Получим:

Создание Великобритании (1707 г.)

Аналогично способом, описанным выше, мы можем визуализировать и легко запомнить всю хронологическую таблицу со с.249 учебника “Всеобщая история” за 8 класс, а также любую другую хронологическую таблицу. 

Таким образом, для эффективного запоминания исторических дат вовсе не обязательно заучивать наизусть или создавать объёмный конспект по истории. Подключите воображение и посвятите немного времени развитию вашего ассоциативного мышления, и привычка мыслить ассоциациями сможет стать для вас занятием не только полезным, но и увлекательным.

Данная статья может быть использована при разработке методических материалов для проведения занятий внеурочной деятельностью в средней школе.

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.