12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зайцева Наталья Александровна15
1

Создание положительного климата в детском коллективе специальной коррекционной школы – интернат.



Создание положительного климата в детском коллективе специальной коррекционной школы – интернат.

Специальная коррекционная школа в своей работе руководствуется теми же целями и принципами, что и массовая, поэтому в организации и воспитании положительного микроклимата в ученическом коллективе она использует те же пути и средства, но по-иному.

В специальной коррекционной школе мы имеем дело с детьми, отличающимися чрезвычайно пестрой картиной дефектов и индивидуальных различий. Если в массовой школе по преимуществу используется педагогика параллельного действия, то олигофренопедагогика является в основном «педагогикой прямого действия». В массовой школе умственно отсталые дети, общаясь со сверстниками или детьми более младшего возраста, попадают, в подчиненное положение, они не проявляют самостоятельности и инициативы, а лишь выполняют то, что им предлагают товарищи. Поэтому, попадая в специальную (коррекционную) школу, ученик оказывается в детском коллективе, в котором он может проявить себя и занять определенное место. При организации совместной деятельности детей у них пробуждается потребность в общении, что оказывает влияние на развитие поведения детей, воспитывает его коллективную направленность. У ребенка формируются связи с окружающими, он вступает в определенные с ними отношения.

Главная роль в создании микроклимата принадлежит учителю. Следует сказать , что один учитель без совместной работы с воспитателями, дефектологами, психологами, логопедами, соц.педагогами не достиг бы тех результатов о которых мы сегодня будем говорить.

На первом организационном этапе группа учащихся не представляет собой коллектив в полном смысле слова. И первый этап работы характеризуется социально-психологической адаптацией, т. е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения.

С чего начать? Чаще всего дети, приходящие к нам в 1 класс это ребята,не посещавшие дошкольного учреждения. Это дети,находившиеся с мамой или бабушкой в стенах дома, имеющие ограниченный круг общения.

Хочу сказать, что работа в данном направлении проводится совместно со всеми субъектами образовательного процесса: ( о них я говорила выше), в том числе и медицинскими работниками школы. Изучалась информация об  учащихся класса. Это в первую очередь диагноз, характер поведения, уровень физического и умственного развития и т.д. В течение учебного года провожу наблюдение, беседы с целью установления характеристик психоэмоционального состояния, степени психологической комфортности школьников.

Крылатое выражение гласит: «Тот, кто воспитывает, сам должен быть воспитан». Значит, начинаем с себя. Каждый рабочий день мы начинаем с приветствия: «Доброе утро, добрый день, …» И нередко приходится слышать искаженное пожелание здоровья – «здрасьте». Может быть мелочь. Но приветствие – наш показатель уважения к окружающим- говорит учитель.» Я рада вас видеть. Будьте здоровы. Здравствуйте!» Это первое правило, которое прививается первоклассникам.

Со страхом вспоминаю детей, пришедших в мой первый класс.Это были дети, которые не могли спокойно играть, при этом часто их игра сводилась к дракам, оскорблениям друг друга, они постоянно жаловались, плакали, не уступали друг другу.

В ходе наблюдения было выявлено, что ребята класса очень любят играть в разные сюжетно-ролевые игры такие как «Школа», «Больница», «Семья», «Магазин» и другие. Моя задача состояла, прежде всего, в том, чтобы научить их понимать правила поведения в игре, применять их сознательно. Наблюдая за играми детей, старалась отвести их от конфликтов, а также корректировать неправильные действия в игре. На начальных этапах ребят приходилось просто удалять из игры. Они не слышали учителя. Предлагалось им сесть на стульчике и посмотреть на игру со стороны.

Например, возьмем игру «Семья»: в этой игре дети показывали то, что видели у себя дома, в своей семье – скандалы, драки, пьяных родителей. Моя задача рассказать и показать, а какие же отношения должны быть в семье. Учить вежливо относиться друг к другу. Уступать в споре, разговаривать, не крича в ответ, а спокойно разъясняя им это.

 Очередное правило в моем классе, которому мы стараемся следовать –обращаемся только по именам. Свою фамилию дети услышат только в том случае, если ребенок серьезно нарушил правила (обидел кого-то или не реагирует на замечания со стороны детей или взрослого.) Обращение по имени исключает надменное общение между собой. 

Важным условием в процессе создания и развития положительного климата коллектива является постоянный состав детей. Но в условиях, например, нашей школы-интерната не всегда получается соблюдение данного условия и на это есть свои причины:

Во-первых, очень часто прибывают или убывают дети в классах;Во-вторых, есть причины с размещением детей класса по комнатам ( то есть не всегда получается так, что ученики одного класса живут тем же составом и в группе).А мы знаем, что вновь прибывший ребенок в коллектив –показатель новой формы организации коллектива детей.

Слайд 6

Но урок был и остается основным элементом образовательного и воспитательного процесса.

Основой для благоприятного микроклимата на уроке могут стать:

создание комфортной атмосферы за счет вовлечения в деятельность всех учащихся классов — и сильных и слабых;

создание нестандартных ситуаций на уроке;

предоставление возможности каждому учащемуся проявить себя;

демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке;

умение хвалить любого учащегося на каждом уроке даже за малые достижения и успехи.

Очень часто на уроках я хвалю своих детей словами: «молодец», «умница», «очень хорошо», а еще чаще использую : мимику, жесты, улыбку, поглаживание по голове.Часто похвалу обычно выражаю в жетонах, картинках (например, изображения улыбающегося грибочка, солнышка и т.д.))..

Свою работу на уроке строю так, чтобы ребята не боялись высказывать свое мнение, даже если оно ошибочное. Часто задаю вопрос : «А кто думает по другому? Кто согласен? ».Иди к доске и докажи, что твой ответ правилен.»Во время этой работы дети учатся правильно говорить, доказывать, отстаивать свое мнение, повышать свой словарный запас. А главное не боятся давать ответы. В моем классе есть дети, которые знают ответ, но сформулировать его вслух не могут. Естественно они понимают, что отличаются от других, поэтому они малоразговорчивы, имеют трудности в обучении. Задача учителя — разговорить их, не дать им замкнуться в себе. Я стараюсь поощрять таких детей, если они высказывают свое мнение, и строго пресекаются все попытки невоспитанных ребят смеяться над ними или передразнивать их. Я говорю детям , что каждый из нас имеет право на ошибку. Мы и пришли с вами в школу, чтобы научиться». В конце концов, дети привыкают к тому, что они могут высказаться, не боясь, не стесняясь своего дефекта,не боятся ответить неправильно, попросить помощи и получить ее либо от учителя, либо от детей.В результате к 4 классе сами ребята класса говорят о том, Роман в начале года читал плохо, а сейчас у него получается лучше, что Валя получала плохие оценки по математике за таблицу умножения, а сейчас она пишет ее на 4.А ведь вначале изучения это было2, затем3, А сейчас уже 4. Еще два месяца и результат станет еще выше. Что таже Валя раньше очень часто жаловалась на детей, «ябедничала» как они говорят, а сейчас уже многому научилась,и дети стали доверять ей свои маленькие тайны.

СЛАЙД 7

Чтобы помочь ученикам почувствовать себя более уверенно, я использую элементы программы «Как научить детей сотрудничать»немецкого психолога и психотерапевта Клауса Фопеля В данной программе представлены игры и упражнения «Рисование себя» Упр. «Доброта» «Волшебная рука» «Ах, какой ты молодец-раз!»ит.д» а также упражнения и игры, направленные на повышение самооценки для робких, застенчивых детей. Этиигры используют в своей практике и мои коллеги , и знаю, что они им тоже хорошо помогают. В 1 классе это проводится на динамическом часе психологом и классным руководителем, 2-4 классах на классных часах.

В своей работе использую элементы авторской методической разработки по коррекции эмоционально- личностной сферы «Учись владеть собой», соавтором которой я являюсь. Материалы классных часов, используемых из данной программы по темам: «Прикоснись ко мне добротой», «Я учусь управлять настроением», «Почему мы ссоримся», «Хорошо, что мы такие разные» ит.д. дают свои положительные результаты.

В каждом классе складываются ситуации, которые могут иметь как дисциплинарные отклонения, так и нравственные. Чтение морали учителем в таких случаях утомительно и бесперспективно. Мне на помощь приходит книга Александры Александровны Лопатиной, Марии Владимировны Скребцовой «Начала мудрости» Через притчу, авторскую сказку, через творческие рисунки и задания мудрость жизни беседует с детьми со страниц книги. Это гораздо понятнее и убедительнее, чем самые правильные слова. Ребята осмысливают услышанное, примеривают к ситуации, что называется «мотают на ус». 

Любой коллектив всегда имеет свои традиции. У моих воспитанников они тоже есть. Большинство детей даже в 4-м классе в свой день рождения обязательно угощают ребят конфетами. Мы водим хоровод, Одноклассники говорят в этот день имениннику много хороших слов, пожеланий отмечают его положительные качества, делают искренние комплименты. Я вижу, как все от души радуются в такие моменты, как похожи на большую дружную семью.

 СЛАЙД 8

Одной из распространенных форм работы, способных в полной мере раскрыть способности детей, является коллективное творческое дело.  В процессе КТД учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника.  

Мощным фактором формирования потребности в общении и создания устойчивой системы коллективных отношений между учащимися является труд во всех его формах,практикующихся в школе: хозяйственно-бытовой, учебно-производственный на пришкольных участках, самообслуживание. Участие в выполнении общего задания, особенно если оно служит общественно полезной цели, сама организация трудовой деятельности, основанная на разделении функций и коллективном сотрудничестве, ставит учащихся в такие отношения и связи, которые формируют у них коллективные переживания, заботу об общем деле, стремление к взаимопомощи, внимание друг к другу, чувство коллективной ответственности. Так во время генеральной уборки класса командир класса распределяют обязанности: кто-то моет стаканы, кто-то удаляет пыль с мебели, подоконников, кто-то поливает и удаляет пыль с комнатных растений, кто-то подметае пол. Не всегда у ребят получается распределить обязанности равномерно, поэтому, если возникает необходимость, наша задача помочь им в этом. Во время генеральной уборки действия учителя заключаются также в трудовой деятельности, так как личный пример должен присутствовать всюду.

В 4 классах нашей школы я стараюсь каждому из ребят дать задания направленных на проявление своих способностей по оформлению в участии класса первый выпуск ребят- картины техникой «торцевания», сейчас мы готовим на память классу картины из пластилина , используя разные техники.

СЛАЙД 9.

Весьма важную роль в создании коллектива играет различные коллективные выезды. Выходы в экоцентр, музей ст. Полтавской, посещение детской библиотеки, коллективные игры на игровых площадках станицы, посещение вечного огня и т.д.Масса впечатлений, полученных сообща, и общение вне школы также формируют классный монолит.

СЛАЙД 10.

Применяя разнообразные методы воспитания — приучение, упражнение, разъяснение, пример, учим детей правильному отношению друг к другу, к родителям, к учителю, к учению, к труду. Надо показать школьникам-олигофренам, как вести себя на уроке, на перемене, во время работы, вне школы. Для этого можно использовать правила для учащихся. Приучая детей к соблюдению правил, необходимо, чтобы эти правила стали потребностью. Для этого важно ставить школьников в такие жизненные ситуации, которые действительно рождали бы эту потребность. Так, в начале создания коллектива нашей группы, мной было предложено ребятам обсудить и утвердить «Правила поведения в коллективе». Каждый из пунктов данных правил мы совместно обсудили, приняли и постоянно контролируем соблюдение пунктов данных «Правил» в нашей повседневной жизни. Так, например, если кто-то из ребят ябедничает на кого-то, прошу его посмотреть пункт №7 наших «Правил», а он гласит: «Не ябедничай взрослым! Попробуй сам объяснить и донести свою точку зрения товарищу». Если у ребенка не получается, на помощь приходят остальные дети и воспитатель.

Конечно, любой классный руководитель имеет в своем арсенале множество различных приемов и педагогических хитростей. Цель едина у всех учителей. Но достичь ее быстро не получится. Наша профессия часто не предполагает быстрого результата. Альберт Эйнштейн советовал: «Хочешь сразу видеть плоды своего труда – иди в сапожники!» Бывает, что судить о своей работе мы можем, когда встречаем своих бывших повзрослевших учеников на улице. И если они рады нас с Вами видеть, значит, можем себе мысленно поставить пятерку и понять окончательно, что мы на своем месте. Я желаю вам, дорогие коллеги,чтобы Ваш журнал профессионального роста был заполнен только пятерками!











Опубликовано


Комментарии (1)

Спицына Любовь Ивановна, 17.01.20 в 05:18 0Ответить Пожаловаться
В тексте публикации есть ссылки на слайды, которых нет в качестве приложения.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.