Воспитательная работа классного руководителя по повышению познавательной активности обучающихмся
Воспитательная работа
классного руководителя Третьяковой М.М. в 8 классе
по повышению познавательной активности учащихся, улучшению успеваемости и профилактике пропусков учебных занятий.
Одним из основных направлений моей деятельности является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности: в преодолении проблем, связанных с учебой, в организации взаимопомощи, в решении конфликтов с педагогами и сверстниками.
В целях изучения познавательных интересов и склонностей у обучающихся 8 класса, в начале учебного года я провела анкетирование, познакомилась с читательскими формулярами учеников, с их кругом чтения, и проанализировала собранный материал.
Для выявления познавательных и практических умений в течение 1 и2 четвертей учебного года в процессе подготовки различных мероприятий, новогоднего вечера и. т. д. я старалась дать возможность каждому ученику проявить себя в определенном виде деятельности. Кроме того, с классом провела: внеклассное мероприятие «Культура умственного труда», цель которого - развитие познавательных интересов учащихся, ы беседа «Зачем нужно учиться» о недопустимости пропусков учебных занятий без уважительных причин и по повышению успеваемости в классе.
Я считаю, что формировать индивидуальные познавательные интересы обучающихся необходимо по всем направлениям — в процессе обучения, внеклассной работы, индивидуальной работы с учеником. Так, в процессе проведения индивидуальной работой с учащимися я решаю задачи:
1. Выявление познавательных интересов и склонностей у отдельных учащихся. 2. Целенаправленное воздействие на их укрепление, развитие и углубление.
Решение этих задач должно протекать и последовательно и одновременно.
Важным направлением работы по формированию познавательных интересов учащихся является работа с родителями. Здесь также ставятся две взаимосвязанные задачи:
1. Пополнение данных об интересах детей.
2. Создание в семье условий для активного формирования этих интересов.
В классе было проведено родительское собрание на тему «Как помочь ребёнку преодолеть затруднения в учёбе?», где рассмотрены вопросы успеваемости и посещаемости учащихся 8 класса.
Для изучения интересов подростков в семье родителям были даны рекомендации:
• провести недельный хронометраж использования свободного от учебной работы времени;
• проводить беседы, выявляющие круг интересов (любимые книги, занятия, отношение к учебным предметам и др.);
• записывать в течение 3 месяцев книги, прочитанные детьми, и проводить с ними беседы по содержанию прочитанного.
Для развития познавательных интересов с помощью семьи я рекомендовала родителям:
• беседовать по интересующим учащихся вопросам;
• побуждать учащихся задавать вопросы из интересующей их области;
• проводить познавательные игры;
• рекомендовать книги с целью углубления познаний школьников в интересующей их области;
• беседовать с детьми о событиях дня (происшедших в школе, освещенных в газетах, журналах);
• помогать ставить опыты;
• побуждать подростков к творческой работе в семье, интересоваться их успехами в избранной области.
Как контролировать главную деятельность ребенка в школе – его учебу? Что еще может делать для этого классный руководитель, кроме привычного просматривания классного журнала и бесед с учителями-предметниками по поводу успеваемости и дисциплины учеников и последующих за этим “серьезных разговоров” с учениками и их родителями?
Классный руководитель не может быть репетитором по всем предметам, но он может добиться того, чтобы ребенок сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Для этого я стараюсь повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста. Также я выясняю самооценку успешности каждого учащегося, его оценку своей значимости в коллективе и качество взаимоотношений с учителем и одноклассниками.
Ведь показатель успеваемости хуже в тех классах, где:
• дети не чувствуют свою значимость;
• с мнением детей, с их стремлением к уважению со стороны учителя не считаются;
• детей не устраивают отношения с учителем и/или с одноклассниками.
Успех обучения во многом зависит от личностных взаимоотношений учителя и ученика: учатся с желанием у того, кого любят. Поэтому я стараюсь выяснить, каковы взаимоотношения учителей-предметников и учеников моего класса.
При проведении работы с классом по повышению познавательной активности обучающихся я предполагаю достижение следующих результатов:
• активность учащихся;
• “слабые” ученики должны почувствовать уверенность в своих силах;
• “сильные” ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;
• умение взять ответственность на себя,
• умение детей самостоятельно решать небольшие, но все же проблемы, самостоятельно исследовать их,
• стремление аргументировать свои решения;
• более легкое и прочное усвоение программного материала;
• доброжелательное отношение друг к другу;
• тщательность и добросовестность в выполнении работы;
• умение работать с разными источниками информации;
• умение организовать не только свою работу, но и работу других. Данная работа показала, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, т.е. очень важную роль играет классный руководитель в повышении качества обучения школьников.
Классный руководитель 8 класса Третьякова М.М.