Предварительный просмотр презентации
Создание проблемных ситуаций на уроках математики Учитель I квалификационной категории МБОУ СОШ №180 г. Новосибирска Лобанова Светлана Владимировна
«…чем больше ученики стремятся в ходе своей работы попасть на тот путь, по которому идет исследователь, тем лучше достигаемые результаты» (В. Оконь «Основы проблемного обучения»)
Этапы проблемного обучения: 1. Осознание общей проблемной ситуации 2. Анализ, формулировка конкретной проблемы 3. Решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка) 4. Проверка правильности решения проблемы
К основным понятиям проблемного обучения относятся: «проблемная ситуация», «проблемная задача», «проблема», «проблемность» («уровни проблемности», «принципы проблемности» и др.), «проблематизация»
Функции проблемного обучения: развитие творческих компетенций и формирование структур творческой деятельности; творческое усвоение знаний и способа деятельности; творческое овладение методами современной науки
Недостатки проблемного обучения: вызывает затруднение у ученика в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении; требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени
Примеры создания проблемных ситуаций на уроках математики
Подведение к проблеме и нахождение способа ее решения Тема: «Простые с составные числа» Задание: Найди «лишнее» число: 2, 3, 5, 7, 9, 13, 17 (сформулировать определение простых и составных чисел). Тема: «Решение простейших тригонометрических уравнений с помощью числовой окружности» Задание на дом: Решить уравнения: а)cos x = 1; б) cos x = −1; в) cos x = 0; г) cos x =1/2 ; д) cos x = − 1/2 ; е) cos x =2/3 ; ж) cos x = − 2/3 . (на уроке вводится понятие arccos)
Практические противоречия деятельности Тема: «Построение треугольника по трем элементам с помощью циркуля и линейки. Неравенство треугольника» Задание: Построить треугольник по трем сторонам с помощью циркуля и линейки: а) 5см; 8 см; 11 см; б) 3 см; 4 см; 5 см; в) 3 см; 4 см; 10 см. (сформулировать неравенство треугольника)
Умение делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты, ставить конкретные вопросы ( на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения) слайд 10.docx
Проблемные теоретические и практические задания (исследовательские) слайд 11.docx
Проблемные задачи с недостаточными или избыточными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения слайд 12.docx