Разработка уроков информатики «Создание веб-сайта» в форме квест-экскурсии
«Создание веб-сайта» в форме квест-экскурсии.
DOCX / 102.84 Кб
Разработка уроков информатики
«Создание веб-сайта» в форме квест-экскурсии.
Ежегодно, в рамках внеклассной работы, школьники посещают различные музей, выставки, экспозиции. Экскурсии — особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора учащихся. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика.
Нет сомнений, что любой исторический артефакт или произведение искусства лучше всего увидеть воочию, но не всегда и не у всех есть возможность путешествовать не только по миру, но и по родному городу. Сегодня, в современную цифровую эпоху, появилась возможность посещать ряд известнейших музеев мира, не выходя из собственного дома, имея компьютер и подключение к сети Интернет. К сожалению, такую возможность предоставляют только крупные музеи мира, но в каждом городе есть интересные места, о которых хочется рассказать.
Почему бы не совместить приятное с полезным и, посещая музей, не только самим получить массу новой и полезной информации, но и поделиться ею с другими?
Отличная идея - организовать музейный урок информатики, что позволит «оживить» учебный процесс, увлечь и заинтересовать учащихся, расширить их кругозор, активизировать познавательные способности.
Сегодняшнее поколение детей активно и участвует в различных квестах. Поэтому однозначно с радостью и интересом отреагируют на предложение провести урок информатики в форме «квест-экскурсии». На «квест-экскурсиях» ребята занимаются поиском информации, учатся работать с информационными ресурсами, находить полезную информацию и уметь применять ее на практике.
В программу обучения учащихся 8-9 классов на уроках информатики входит изучение разметки HTML и создание веб-сайтов. В рамках уроков рассматриваются следующие вопросы:
Структура HTML документа;
Форматирование текста;
Создание таблиц и списков;
Вставка изображений, создание гиперссылок.
Итогом изучения темы может быть создание веб-сайта об одной из городских достопримечательностей. При создании сайта основным источником информации для учащихся является не только рассказ специалиста, но и подлинные памятники истории и культуры.
Такую работу лучше организовывать в группах, так как индивидуально за короткий период времени собрать и обработать достаточно много информации очень сложно. Один из возможных вариантов такой деятельности предполагает создание веб-страниц, которые в итоге будут собраны в один сайт. Заранее ребята должны обговорить дизайн сайта, чтобы итоговый продукт имел единый стиль.
Цель работы, в первую очередь, - закрепление умений работать с языком HTML, создавать простейшие веб-страницы, а так же:
формирование навыков проектирования собственных информационных ресурсов;
отработка навыков редактирования веб-страниц в кодах HTML;
развитие логических приемов: анализа, синтеза, обобщения;
формирование и развитие приемов умственного труда;
получение новых знаний;
воспитание бережного отношения к результатам информационной деятельности человека;
формирование целостного восприятия окружающего мира;
формирование собственного мнения, инициативы, умения работать в команде.
Тип занятия: практическое применение знаний и умений в форме «квест-экскурсии».
Оборудование: ноутбук (стационарный компьютер) на каждую группу, подключенный к сети Интернет, планшеты или телефоны со встроенной фотокамерой для каждого участника квеста, экран и проектор (для демонстрации итогового продукта).
Основные этапы групповой работы:
Обсуждение темы, структуры сайта, дизайна.
Общая цель – создание сайта о музее (или об одном из отделов, если музей большой).
Сбор информации, создание веб-страницы, за которую отвечает группа.
Сбор веб-страниц в веб-сайт посредством оформления гиперссылок.
Презентация работы.
Технологическая карта:
*Данная разработка рассчитана на 2-3 академических часа, это зависит от количества учащихся, участвующих в работе, и объема обрабатываемой информации.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
Подготовительный этап. 15-20 минут. |
Информирует о проведении практических занятий в формате «квест-экскурсии»; знакомит учащихся с формой работы «квест-экскурсия»; информирует о месте проведения занятий; знакомит с техникой безопасности; информирует о подготовке необходимых средств для работы (смартфонов, планшетов). |
обдумывают стиль и дизайн общей итоговой работы; распределяются на творческие группы; |
Данный этап работы уместно провести на последнем уроке по изучению темы, тем самым сэкономить время на практическую работу и замотивировать ребят на предстоящую деятельность. |
Организационная часть. В полном объеме присутствует только на 1 занятии, 15-20 минут. |
озвучивает цель, задачи практической работы; обсуждает с ребятами важность проводимой работы, её практическую значимость; знакомит с основными вопросами и объектами экскурсии; напоминает о технике безопасности. Если доставка до музея осуществляется на экскурсионном автобусе, то эту часть занятия можно провести в пути и сэкономить время для основного этапа. |
проходят по музею, распределяя по группам залы музея; каждая группа обсуждает план работ на текущий день; распределяют обязанности (поиск и сбор информации, сбор фото и видео-материалов, оформление страницы); создают заготовку для будущей веб-страницы; |
В каждой группе должно быть не более 5-6 человек, таким образом, внутри классного коллектива одновременно работают 5-6 групп. Каждая группа создает веб-страницу, посвященную одному из залов музея. |
Экскурсионная часть. Является основным этапом на 1-2 занятиях, 25 - 30 минут на 1 занятии, 45 минут на 2 занятии. |
наблюдает за деятельностью учащихся; консультирует; корректирует процесс выполнения задания. |
осуществляют сбор информации (через интервьюирование работников музея, работу с информационными носителями: стендами, стеллажами, вывесками и т.п.); проводят фото и видеосъемку; обсуждают полученную информацию; переносят собранную информацию на компьютер; размещают информацию на странице; тестируют работу веб-страницы;
|
У каждого учащегося в наличии должен быть гаджет: смартфон или планшет, который используется для сбора информации, в процессе работы вся собранная информация переносится на основной компьютер (ноутбук), на котором происходит сборка страницы. |
Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Осуществляется на 3 занятии,25 минут. |
наблюдает за деятельностью учащихся; консультирует; корректирует процесс; интересуется мнением учащихся о проделанной работе; |
анализируют итоговый продукт (веб-страницу) внутри творческой группы; тестируют работу веб-страницы; осуществляют объединение страниц в сайт посредством гиперссылок; тестируют итоговый продукт; делятся своим мнением, впечатлениями о проведенной работе; |
На данном этапе учащиеся корректируют результат своей деятельности, вносят, при необходимости, изменения. Для создания итогового продукта (веб-сайта), объединяются по 1 представителю от каждой творческой группы и осуществляют сборку страниц в сайт. |
Подведение итогов. Осуществляется на 3 занятии, 20 минут. Лучше провести непосредственно в музее, пригласив экскурсоводов и смотрителей для ознакомления с итоговым продуктом. Если время работы в музее ограничено, то данный этап работы осуществляется в школе, в рамках следующего урока. |
анализирует итоговый продукт; высказывает своё мнение; делает выводы по результатам проведенной работы; интересуется мнением учащихся об итоговом продукте; обсуждает с учащимися варианты использования получившегося веб-сайта на практике; предоставляет слово работникам музея. |
демонстрируют итоговый продукт; высказывают свои мнения о получившемся сайте; анализируют работу каждой творческой группы; оценивают форму работы «квест-экскурсия»; слушают мнение независимых экспертов (служителей музея). |
На данном этапе необходимо наличие проектора и экрана для демонстрации сайта. Компьютер, через который проходит показ сайта, должен быть подключен к сети интернет. |
Каждая творческая группа, за отведенное на работу время, должна обработать достаточное количество информации, которое позволит раскрыть уникальность того отдела музея о котором будет рассказывать создаваемая страница. При этом ребята должны помнить о едином дизайне и стиле всего сайта, суметь правильно расставить приоритеты между используемыми видами информации (не перенасыщать страницу текстом, уместно и в нужном количестве использовать фото и видеоматериалы).
Используя идею данной разработки можно осуществить любое образовательное путешествие, используя в качестве базы для активной деятельности любой объект городской и сельской инфраструктуры.