Презентация «Специфика обучения и сопровождения слабоуспевающих детей»
Специфика обучения и сопровождения слабоуспевающих детей Строкова Т.В. МБОУ БГО ООШ №11
От чего зависит успешность ребенка? «Способности - материал, характер - возможность воспользоваться этим материалом. Способности и возможность воспользоваться этими способностями. Сундук и ключи. Что толку от сундука, если ключи к нему не приложены? В этом, в частности, смысл школы и всего образования: природа одаривает сундуком со способностями, школа дает ребенку, дает человеку ключи от него. Пожалуй, об этом можно было бы говорить детям уже в первом классе. Лучше не объяснить, зачем учиться, зачем стараться, зачем ходить в школу» Симон Соловейчик «Последняя книга»
«Основная цель новой школы: дать навык разветвленного взаимодействия с миром, знанием, самим собой, в результате чего рождается смысловая картина мира. Главное условие: ориентация на личный интерес ученика и учителя, на их мотивы, следование формуле: интерес - трамплин для познания» «Манифест гуманистической педагогики»
Данные PISA . Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Исследования проводится раз в три года: https://www.oecd.org/pisa/publications/pisa-2018-results.htm Около 600 тысяч 15-летних обучающихся из 79 стран мира приняли участие в исследовании PISA в 2018 году, в том числе, 7 608 обучающихся из Российской Федерации. Средний балл по читательской грамотности составил 479 баллов (495 в 2015 году); по естественно-научной грамотности 478 баллов (487 в 2015 году); по математической грамотности 488 баллов (494 в 2015 году). По данным исследования 2018 года около 28% школьников не достигают базового уровня функциональной грамотности как минимум в одной области.
Что важно учитывать, работая с любым учащимся? ЗБР = зона ближайшего развития. Обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но способен сделать с небольшой помощью взрослого. ОБУЧАЕМОСТЬ ВОСПИТУЕМОСТЬ РАЗВИВАЕМОСТЬ УАР = уровень актуального развития. Характеризуется тем, какое задание ученик способен выполнить вполне самостоятельно. ОБУЧЕННОСТЬ ВОСПИТАННОСТЬ РАЗВИТОСТЬ
Что важно учитывать, работая с любым учащимся? КАК СООТНОСТИСЯ «ОБУЧЕНИЕ» И «РАЗВИТИЕ» 1. Проблема соотношения развития и обучения 2. Проблема соотношения обучения, воспитания и развития 3. Проблема соотношения интеллектуального и личностного развития в учебном процессе 4. Проблема основных линий и тенденций психического развития в учебном процессе 5. Проблема критериев и показателей уровня интеллектуального развития в учебном процессе 6. Проблема сензитивных периодов в развития
. Показатели обучаемости: Способность к усвоению знаний, восприимчивость к помощи других. Активность ориентировки в новых условиях. Перенос в новые условия. Переключаемость с одного способа учебной работы на другой. Быстрота образования новых понятий и способов действия. Темп, работоспособность, выносливость. Неуспевающий ученик– это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети
Категории, определяющие трудности в обучении и, как следствие, слабую успеваемость . Медицинская - Имеют хронические заболевания внутренних органов; - Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи. Социальная - Живут в асоциальной семье; - Живут в малообеспеченной семье; - Окружающие относятся пренебрежительно или агрессивно. Учебно- педагогическая - Имеют стойкую неуспеваемость; - Прогуливают, пропускают занятия без уважительной причины. Поведенческая - Имеют стойкие нарушения поведения; - Испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями; - Имеют повышенную тревожность.
Методы изучения причин неуспеваемости 1. Целенаправленное наблюдение. 2. Беседы с учащимися, родителями, активом класса по определенной программе. 3. Анализ устных ответов и письменных работ учащихся. 4. Проведение специальных « диагностирующих» работ и сочинений. 5. Ознакомление со школьной документацией / журнал, дневник, мед. карта/. 6. Ведение индивидуальной карты развития ребенка по предмету. 7. Изучение мотивационной сферы ученика.
Как мы можем выстроить работу с неуспевающим учащимся? 1. Запустить процесс сбора первичной информации, зафиксировать данные. - Классный руководитель (характеристика) - Учителя-предметники (обходной лист, яркие примеры работ) - Социальный педагог (семья, темы бесед и т.п., характеристика) - педагог-психолог (результаты диагностик, психолого-педагогическая характеристика) - логопед (представление, заключение) - дефектолог (заключение) - педагоги дополнительного образования
Как мы можем выстроить работу с неуспевающим учащимся? 2. Воспользоваться методом педагогического консилиума для формирования плана сопровождения ребенка. - Сформулировать задачи работы, которая будет проведена - Определить цели и задачи работы каждого специалиста (Скоординированность! Первичные и вторичные причины слабой успеваемости!) - Составить расписание занятий, мероприятий - Встретиться с семьей ребенка, проинформировать, достигнуть договоренностей о поддержке со стороны семьи - Назначить дату промежуточного консилиума - Назначить дату завершающего консилиума
. Что может привнести в поддержку ребенка каждый специалист? Классный руководитель Координация работы Своевременное информирование всех участников образовательного процесса Включение ребенка в социальную жизнь класса, школы Педагог предметник Выявление пробелов в знаниях Контроль по итогу каждой темы Классификация ошибок Индивидуальные задания в ходе урока Консультации после уроков Организация системы помощи между учениками Проектная работа Межпредметные связи Социальный педагог - Поддержка семьи ребенка - Поиск ресурсов внутри и вне школы - Межведомственное взаимодействие - Занятия с ребенком (профилактика) Педагог-психолог Диагностика Корреционно-развивающие занятия Тренинги Работа с семьей Работа с педагогами Педагог дополнительного образования - Поддержка интересов и талантов ребенка Создание ситуации успеха Значимый взрослый