12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Власенко Екатерина Александровна32
Я искушать судьбу свою не стала, Престижный сердцем выбирая ВУЗ - ЮФУ. Всё потому, что с детства уже знала, Что в педагоги точно я пробьюсь!
Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин
2

Статья «Специфика организации коррекционной работы по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с системными речевыми нарушениями»

Власенко Екатерина Александровна,

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад «Изюминка»,

г.Красный Сулин,

Ростовская область, Россия.

 

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С СИСТЕМНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация. В статье представлена специфика коррекционной работы по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с системными речевыми нарушениями. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, зависит от речевой практики, нормального речевого окружения, а также от воспитания и обучения. Раскрыты цель, задачи, условия, технологии и этапы коррекционной работы по социально-коммуникативному развитию детей с ОНР.

Ключевые слова: дети, старший дошкольный возраст, системные речевые нарушения, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, социально-коммуникативные навыки, коммуникативные способности.

 

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Развитие умения ориентироваться в окружающем мире исследователи связывают с обогащением содержания речи. Задачи речевого воспитания детей основываются на психологических исследованиях, устанавливающих закономерности развития речи ребенка (М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, Е.И. Радина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина, их последователи и ученики) [5, с. 22].

Знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо для того, чтобы правильно построить коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.

Задачи обучения, воспитания и развития речи детей включают в себя формирование их языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции.

Дошкольный возраст – период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести коммуникативные и речевые умения и навыки.

Развитие речевых и коммуникативных способностей – важнейшая задача развивающего образования, воспитания культуры личности [5, с. 59].

Под коммуникативными способностями понимают умения легко вступать в контакты с другими людьми и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения.

В целом уровень культуры речи человека прямо и непосредственно определяется уровнем его коммуникативной компетенции, поэтому повышение ее уровня, начиная с дошкольного возраста, является основной задачей дошкольного образования.

Для исследования уровней социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста c ОНР мной были использованы следующие методики, предложенные О. В. Дыбиной по педагогической диагностике компетентностей дошкольников: «Отражение чувств», «Зеркало настроений», «Интервью»; методика изучения уровня речевого развития М.А. Поваляевой и др. [1].

Результаты исследования свидетельствуют о том, что у детей с ОНР преобладает низкий уровень сформированности социально-коммуникативных навыков.

Таким образом, анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволяет сделать следующие выводы: дети испытывают выраженные затруднения при построении связных высказываний; у них снижена потребность в общении; наблюдается незаинтересованность в контактах: дошкольники редко проявляют первые инициативу вступления в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками; общения дошкольников носит эпизодический характер; дети с ОНР редко берут инициативу в организации какой-либо деятельности; при выполнении совместных заданий не наблюдается сотрудничества между детьми; личностные особенности детей усугубляют проблему коммуникативного взаимодействия; нередко среди детей наблюдаются проявления агрессии; особенности общения детей значительно затрудняют развитие всех психических процессов, а так же личности в целом; низкий уровень коммуникативной компетентности детей значительно затрудняет их социализацию [3, 5].

Указанные проблемы в развитии социально-коммуникативных навыков самостоятельно не преодолеваются, они требуют специально организованной работы по их коррекции. Поскольку дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи, необходимых, для успешной адаптации в социуме, дети должны овладеть набором компетенций, в сфере общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Целью формирующего этапа эксперимента являлась разработка содержания коррекционной работы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей подготовительной группы с ОНР III уровня.

На формирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Разработать содержание и методы работы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

2. Подобрать игры, упражнения, различные ситуации для формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОНР;

3. Разработать систему коррекционных занятий для повышения уровня социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В ходе коррекционно-развивающей работы мной была использована целостная технология социально-эмоционального развития детей от 3 до 10 лет, которая построена на единых подходах и принципах:

- непрерывности и преемственности педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований;

- интеграции программных областей знаний, которая позволяет ребенку осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира, накапливать социальный опыт;

- развивающем характере обучения, основанном на детской активности в решении проблемных ситуаций;

- рациональном сочетании разных видов детской деятельности (адекватном возрасту балансе интеллектуального, двигательного и социально-эмоционального содержания образования);

- обеспечении психологического комфорта и повышенного внимания к здоровью детей;

- уважении личности ребенка, ориентации на его интересы, социально-эмоциональную и мотивационную сферы;

- предоставлении детям самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с их индивидуальными способностями и интересами;

- сотрудничестве между детьми, педагогами и родителями [2].

Коррекционно-развивающая работа по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с системными речевыми нарушениями состояла из трех основных этапов, различающихся по своим задачам и продолжительности.

Первый этап - ориентировочный, включал в себя 3 занятия, в процессе которых снижается психоэмоциональное напряжение, создается положительный эмоциональный настрой, происходит сплочение детского коллектива; введение в искусство.

Второй этап - формирующий, основной этап, который состоял из 15 занятий, направленных на формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

На третьем этапе (2 занятия) происходило закрепление новых способов взаимодействия и общения.

Коррекционная работа проводилась в форме групповых занятий. Занятия проводились в первой половине дня 2-3 раза в неделю, продолжительностью по 25-30 минут, в течение двух месяцев. Это обусловлено психическими особенностями и возможностями выбранной категорией детей. Всего было проведено 20 занятий.

В процессе работы использовались следующие методы: наглядные (показ, подражание, совместное действие, образец, наблюдение); практические (упражнения, театрализованные, дидактические игры); словесные (стихи, потешки, рассказы, сказки).

В результате опытно-экспериментальной работы было выявлено, что высокий уровень социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР повысился с 30% до 50%. Средний уровень также повысился с 30% до 40%. Низкий уровень снизился с 40% до 10%.

В ходе исследования мной была доказана гипотеза о том, что коррекционно-логопедическая работа по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективна при следующих условиях:

- создании коммуникативных ситуаций во всех сферах жизнедеятельности ребенка;

использовании в процессе коррекционной работы комплекса занятий с элементами игровых упражнений, сюжетно-ролевых, дидактических, режиссерских игр, игр-драматизаций;

комплексном взаимодействии всех педагогов дошкольного образовательного учреждения (логопеда, воспитателей и др. специалистов), а также тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.

 

 

 

Литература

Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Пособие для воспитателей и учителей начальных классов. Для работы с детьми 5-7 лет. Правообладатель: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Маханева М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями – целый мир (социально-эмоциональное развитие детей 7-10 лет). – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. М.: Экономика, 2007. 304 с.

Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: Академия, 2005.

Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.