Аналитическая справка по результатам обследования уровня готовности детей к школьному обучению
Новосибирской области Рагулина Любовь Давыдовна
Аналитическая справка
по результатам обследования уровня готовности детей
к школьному обучению
от 18 мая 2013 года
Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике психологической готовности к школьному обучению. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Главная функция диагностики - выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение и должны быть направлены усилия педагогов в первом классе. Предметом внимания педагогов и родителей является
работоспособность будущего первоклассника,
умение взаимодействовать и подчиняться правилам,
успешность усвоения программных знаний и
необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций,
что позволяет говорить о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе.
Наибольшее значение имеют
когнитивная готовность – сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять необходимую первокласснику умственную учебную деятельность;
мотивационная готовность – сформированность внутренней позиции школьника;
волевая готовность – сформированность произвольности психологических процессов, способности к саморегуляции, самоконтролю.
В связи с этим готовность ребенка к школьному обучению определяется обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом методик, направленных на выявление:
1) уровня психического и волевого развития;
2) наличия необходимых навыков и умений;
3) состояния мотивационного отношения к школьному обучению.
По плану работы ШМППК в мае 2013 года была проведена диагностика дошкольников, с целью выявления уровня психологической готовности детей к обучению в школе. В обследовании принимали участие 12 детей.
Для определения уровня школьной зрелости были использованы следующие методики для психолого-педагогического исследования особенностей познавательной деятельности ребенка:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ |
МЕТОДИКА. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА. |
Осведомленность. Кругозор |
Тест для будущих первоклассников |
Мышление |
АЛМ: (из методических рекомендаций Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) - Последовательные картинки, - Аналогия, НДМ: -Четвертый лишний |
Произвольное внимание Моторика руки |
Срисовывание группы точек (тест Керна-Йирасека), Срисовывание фразы (тест Керна-Йирасека), Методика. Тест «Шифровка». |
Произвольная память |
Методика. Диагностика уровня развития произвольного внимания и произвольной памяти, Оперативная зрительная: 10 картинок (из методических рекомендаций Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) |
Эмоционально-волевая сфера |
Эмоциональное отношение к деятельности, волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности, настойчивость, склонность к завершению деятельности, работоспособность, темп деятельности. |
Школьная мотивация |
Методика. «Экспериментальная беседа - Мотивационная готовность к школе» |
Учитывались такие показатели как:
осведомленность, умение ориентироваться в окружающем мире, запас знаний;
состояние зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций;
умение удерживать в процессе деятельности количество условий при восприятии задания на слух;
сформированность произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности;
уровень умственного и речевого развития, словарного запаса;
сформированности причинно - следственных, пространственно-временных, логических связей, уровень развития монологической речи (умение построить связный последовательный рассказ);
сформированности способности делать умозаключения по аналогииумение, классифицировать предметы, находить логическое основание для обобщения;
объем и скорость слухоречевого и зрительного запоминания;
уровень волевой регуляции, мотивационной сферы личности ребенка.
ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
2013 – 2014 УЧЕБНОМ ГОДУ
ТАБЛИЦА №1
УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ |
УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кол-во детей Ф.И. |
Осведомленность |
Моторика руки |
Произвольное внимание |
Умственное и речевое развитие |
Память |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ |
МОТИВАЦИОН НАЯ |
ВОЛЕВАЯ |
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ |
||||||||||||||||||||||||||
Зрительная |
Вербально-слуховая |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
КРИТЕРИИ УРОВЕНЬ / БАЛЛ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Готов |
7-8 |
8-10 |
4-5 |
11-12 |
7-10 |
5 |
41-50 |
7 |
достаточный/ недостаточный |
49-57 |
|||||||||||||||||||||||||
Условно |
4-6 |
5-7 |
2-3 |
5-10 |
5-6 |
3-4 |
23-32 |
4-6 |
38-48 |
||||||||||||||||||||||||||
Не готов |
0-3 |
0-4 |
0-1 |
0-4 |
0-4 |
0-2 |
0-18 |
0-3 |
0-37 |
||||||||||||||||||||||||||
БАЛЛ / УРОВЕНЬ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
6/усл |
6/усл |
3/усл |
8/ усл |
9/ г |
1/не г |
33/усл |
5/усл |
достаточный |
38 / условно |
||||||||||||||||||||||||||
8/ г |
10/г |
4/г |
8/ усл |
5/усл |
4/ усл |
40/усл |
4/усл |
достаточный |
44 / условно |
||||||||||||||||||||||||||
3/не г |
7/усл |
2/усл |
3/не г |
7/г |
0/не г |
21/не г |
7/г |
недостаточный |
28 / не готов |
||||||||||||||||||||||||||
6/усл |
9/г |
5/г |
10/усл |
6/усл |
4/усл |
40/усл |
7/г |
достаточный |
47 / условно |
||||||||||||||||||||||||||
5/усл |
8/г |
4/г |
7/усл |
5/усл |
1/не г |
30/не г |
4/усл |
недостаточный |
34 / не готов |
||||||||||||||||||||||||||
6/усл |
7/усл |
4/г |
9/усл |
5/усл |
1/не г |
32/усл |
3/не г |
недостаточный |
35 / не готов |
||||||||||||||||||||||||||
6/усл |
6/усл |
1/не г |
9/усл |
6/усл |
1/не г |
29/не г |
6/усл |
недостаточный |
35 / не готов |
||||||||||||||||||||||||||
8/ г |
7/усл |
5/г |
11/г |
6/усл |
4/усл |
41/усл |
6/усл |
достаточный |
47 / условно |
||||||||||||||||||||||||||
5/усл |
6/усл |
1/не г |
4/не г |
6/усл |
0/не г |
22/не г |
5/усл |
недостаточный |
27 / не готов |
||||||||||||||||||||||||||
7/ г |
7/усл |
3/усл |
9/усл |
6/усл |
2/не г |
34/усл |
6/усл |
недостаточный |
40 / условно |
||||||||||||||||||||||||||
6/усл |
7/усл |
2/усл |
10/усл |
7/г |
0/не г |
32/усл |
6/усл |
недостаточный |
38 / условно |
||||||||||||||||||||||||||
8/ г |
8/ г |
5/ г |
11/ г |
6/усл |
4/усл |
42/г |
5/усл |
достаточный |
47 / условно |
||||||||||||||||||||||||||
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ |
КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ / ( % ) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Готов / высокий |
4-33% |
4-33% |
6-50% |
2-17% |
3-25% |
0-0% |
1-8% |
2-17% |
5-42% достаточный ур |
Готов 0-0% |
|||||||||||||||||||||||||
Условно / средний |
6-59% |
8-67% |
4-33% |
8-66% |
9-75% |
4-33% |
9-64% |
9-64% |
условно-7-58% |
||||||||||||||||||||||||||
Не готов / низкий |
1-8% |
0-0% |
2-17% |
2-17% |
0-0% |
8-67% |
4-33% |
1-8% |
7-58% недостаточн ур |
не готов-5-42%% |
1. Результаты ШППК обследования детей следующие:
0%(0) – детей готовы к школьному обучению;
58 %(7) – условно готовы;
42%(5) – не готовы
ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №1
2. Изучение уровня интеллектуальной готовности свидетельствует:
72% детей имеют достаточный уровень развития состояния зрительного восприятия, тонких движений руки и зрительно-моторных координаций, осведомленности, умения ориентироваться в окружающем мире, запаса знаний;
из них 50% детей показали высокий уровень сформированности произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности;
у 67% детей выявлен низкий уровень слухоречевого запоминания, умения удержать в процессе деятельности несколько инструкций при восприятии задания на слух;
ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №2
ДИАГРАММА №3
3. Исследование умственного и речевого развития выявило следующие результаты сформированности логических операций:
83% детей имеют достаточный уровень развития словесно-логического и наглядно-действенного мышления: осуществлять сравнения, классифицировать предметы, находить логическое обоснование для обобщения;
у 17% - низкий уровень вербально-логического мышления, не сформирована способность определять причинно-следственные и пространственно-временные отношения, строить связный последовательный рассказ, выделять существенные признаки предметов, проводить аналогию понятий, выполнять умозаключения
ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №4
4.Результаты изучения уровня волевой готовности показали:
42% детей имеют достаточный уровень развития умения управлять своим поведением, умственной деятельностью, способности напряженно трудиться, выполнять школьный режим жизни;
у 58% детей волевая готовность к школе находится на низком уровне: слабо развито умение слушать, удерживать в памяти словесную инструкцию, строить свои действия согласно этой инструкции, самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, целенаправленность деятельности, поведенческая регуляция
ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №5
5. Тестовая беседа по определению уровня развития школьной мотивации выявила следующие результаты:
у 92% детей на достаточном уровне сформирована внутренняя позиция, психосоциальная зрелость, личностная готовность: принятие новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей;
из них высокий уровень формирования положительного отношения к школе, чувство необходимости в учении выявился у 17% детей;
8% - имеют низкий уровень формирования произвольности деятельности, волевых усилий, учебной мотивации; преобладает игровая мотивация
ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №6
ВЫВОДЫ:
Диагностическая работа позволила
Определить уровень школьной зрелости каждого дошкольника, определить его сильные и слабые стороны в развитии психических функций;
Выделить детей «группы риска»: у 42% дошкольников выражена психологическая неготовность к обучению, усвоению знаний, познавательному развитию, выполнения школьных требований, адаптации учебной нагрузки. Основные показатели неготовности - недостаточная произвольность деятельности, волевых усилий, невнимательность, незрелость мышления, слухоречевого запоминания, снижена целенаправленность деятельности, неосознанность «внутренней школьной позиции»;
Выявить причины неготовности организма ребенка к систематическим школьным нагрузкам, новому режиму, которые объясняются низким уровнем развития отдельных функций или групп функций:
органические причины —
различные недостатки в психофизиологическом развитии; снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций (вербально-логического мышления: причинно-следственные связи, аналогия; слухового восприятия, общей осведомленности, произвольного внимания и произвольной памяти);
не сформированности волевых качеств, произвольности деятельности, словарного запаса, речи
причины воспитательного характера, связанные с
неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в дошкольном возрасте,
соц. пед. запущенностью в неблагополучных семьях.
Цель психолого-педагогического сопровождения будущих первоклассников –
повышение уровня готовности к школьному обучению, школьно – значимых функций детей «группы риска»:
- интеллектуальной зрелости - аналитическое мышление, концентрация внимания; возможность вербально-логического запоминания;
- эмоционально-волевой зрелости - осознанного восприятия к выполнению инструкции произвольность психологических процессов: умение ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия;
- личностной зрелости - принятие новой социальной позиции - положение школьника, потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения, формирование позитивного отношения к своему «Я»,
воспитание адаптивных способностей детей