12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Паршина Ирина Алексеевна23
Учитель высшей квалификационнной категории.Победитель муниципального конкурса "Учительгода -2016".Победительмуниципального конкурса "Человек года".Стаж -25лет
Россия, Оренбургская обл., Сорочинск

Урок литературного чтения 4 класс

Тема: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Цель: создание условий для знакомства учащихся с биографией и произведением С. Аксакова «Аленький цветочек».

Формирование УУД

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться в изучаемом тексте.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

3. Умение работать в паре.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

Ход урока

1.Организационный момент.

-Сегодня у нас необычный урок.

Прозвенел звонок,
Начинается урок!

Если только улыбнуться.
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза и небеса
Ну- ка взрослые и дети
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлей и теплей!

-Тихонечко присаживайтесь.

2. Актуализация знаний и умений уч-ся.

Сегодня у нас с вами не простой урок, а - волшебный, так как мы побываем в мире, где добро побеждает зло, происходят всякие чудеса.

- А где это происходит? (в сказке)

Сказка - один из основных видов устного народного творчества.

А какие бывают сказки? (о животных, волшебные, бытовые, литературные авторские)

- Какие сказки называются авторскими? (обработанные или пересказанные авторами)

- Назовите фамилии писателей - сказочников и их произведения, которые мы читали?

( А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне», П.П. Ершов «Конек-горбунок», П.П.Бажов «Серебряное копытце», В.М.Гаршин «Жаба и роза»).

- Как отличить русскую народную сказку от литературной? (народную сочинил народ, а литературную - автор)

- Может ли быть такое, что в литературной сказке присутствуют черты народной сказки?(Встает проблема)

-Мы попытались, но не смогли ответить на этот вопрос. В конце урока мы сможем на него ответить.

https://ok.ru/video/1511965528531 песня о цветке (2мин 37с)

Итак, с какой сказкой мы сегодня познакомимся? «Аленький цветочек»

- Произнесём хором название сказки. ("Аленький цветочек")

- Что слышится в названии сказки? (Нежность, красота.)

Эту сказку написал Сергей Тимофеевич Аксаков

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791, в городе Уфе. Сказку “Аленький цветочек” он услышал в детстве во время своей болезни. Маленький Аксаков страдал бессонницей, которая мешала его выздоровлению. По совету тётушки позвали старую ключницу Пелагею, которая была мастерицей сказывать сказки. Вот она то и рассказала Сереже Аксакову сказку про цветочек аленький. Пелагея каждый день рассказывала мальчику какую-нибудь из своих многочисленных сказок.

С.Т. Аксаков вырос, стал писателем и, работая над книгой “Детские годы Багрова-внука” вспомнил ключницу Пелагею, её замечательную сказку про “Аленький цветочек” и записал её по памяти. Впервые она была напечатана в 1858г. (какой это век?), и с тех пор стала у детей любимой сказкой.

Она не стареет, потому что люди всегда будут верить в ...(добро, любовь). Значит, в душе каждого человека будет цвести аленький цветочек.

Аксаков не только эту сказку написал, а много других произведений, а какие именно вы можете увидеть на нашей выставке. (выставка книг).

Словарная работа:

(Шкатулка)

- Вот сказочная шкатулка, но не каменья драгоценные в ней, а слова устаревшие.

-Сейчас я из шкатулки буду брать устаревшие слова и говорить вам, а ваша задача объяснить значение этих слов, если вы не сможете объяснить, будем объяснять их вместе.

-Пригорок муравчатый - поросший мягкой и сочной травой

-Яства сахарные– еда, кушанья

-Челядь дворовая– слуги, дворовые

Заморский - находящийся за морем. За границей.

Не ведаю - не знаю.

Парча-шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями 

Тувалет- стол с зеркалом и всеми принадлежностями

Венец- то же, что венок, драгоценный головной убор, корона

Торная -гладкая ровная.

Чертог- пышное великолепное здание или дворец.

Кармазинное сукно - старинное тонкое сукно красного цвета

Сажень - старая русская мера длины, которая равна 2м.13см.

Мы с вами выяснили значения тех слов, которые встретятся нам при чтении сказки.

3. Изучение нового материала

А теперь сядьте правильно и послушайте отрывок сказки «Аленький цветочек»

Аудиосказка (7мин 20с) слайд с записью

Что вы узнали, прослушав отрывок?Как вы думаете, что будет дальше?

Чтение сказки учащимися со слов…Поехал он в путь дороженьку.. стр 196 до слов подал золотой перстень купцу стр 200

Что произошло с купцом?

Что нашел на острове он?

Кто был хозяином аленького цветочка?

Почему чудище отпустило купца?

Как вы думаете, что произойдет дальше?

Физминутка

Просмотр фрагмента м/ф «Аленький цветочек» (5 мин)

Что сделала младшая дочь купца?

Что вы можете сказать про чудище? Какой он?

4. Первичное закрепление изученного материала.

- Как вы думаете, есть ли в ней следы народной сказки? А чтобы ответить на этот вопрос, вы поработаете в парах самостоятельно. Признаки народной сказки расположены на листочке у вас на партах. Ваша задача посовещаться в паре и ответить на вопрос «если ли в ней следы народной сказки?»

Построение: зачин, присказка, концовка

Например:

(Зачин – «В тридесятом царстве…» Присказка – «много ли мало времени прошло…», «скоро сказка сказывается, да не скоро делается…»

Концовка: «тут и сказке конец, а кто слушал молодец»)

Устойчивые выражения

Например:

(как среди бела дня, ни в сказке сказать, ни пером описать, за тридевять земель).

Волшебные предметы:

Например:

(аленький цветочек, золотой перстень)

Герои делятся на положительных и отрицательных

Например:

(Положительные герои – купец, младшая дочь, чудище лесное). (Отрицательные – колдунья, сестры).

Добро побеждает зло- +

-Закончили самостоятельную работу в парах, теперь все вместе проверяем.

(ОЦЕНИТЬ)

-Ну и в заключении давайте вернемся к вопросу. «Есть ли в данной сказке следы народной?»

Вывод: В этой сказке много особенностей, характерных народным сказкам.

«Аленький цветочек» - сказка литературная. Её автором является известный русский сказочник Сергей Тимофеевич Аксаков. Придумал он ее не сам, а услышал когда-то в далеком детстве от ключницы Пелагеи.

5. Рефлексия.

У вас на столах лежат лепесточки. На лепестках напишите по 1-му слову: чему научила вас сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» .

(Лепесточки прикрепляются на доске). Выходим по рядам.

-Вот как красивый получился у вас цветочек.

6. Домашнее задание

-Сегодня домашнее задание у вас будет на выбор. Прочитать всю сказку стр 193-203.

1: Предлагаю и вам поучаствовать в создании сказки - придумайте начало истории, ведь мы не знаем, по какой причине злая волшебница прогневалась на королевича. Напишите небольшое сочинение на тему: "Почему появилось на свет чудище?"( оценка «5»)

2:иллюстрации к понравившемуся эпизоду (оценка «4»)


​​​​​​​ работа в паре


Построение: зачин, присказка, концовка

Например:




Устойчивые выражения

Например:



Волшебные предметы:

Например:




Герои делятся на положительных и отрицательных

Например:




Добро побеждает зло - +




Работа в паре


1. Построение: зачин, присказка, концовка

Например:




2. Устойчивые выражения

Например:



3. Волшебные предметы:

Например:




4. Герои делятся на положительных и отрицательных

Например:




5. Добро побеждает зло - +



Работа в паре


1. Построение: зачин, присказка, концовка

Например:




2. Устойчивые выражения

Например:



3. Волшебные предметы:

Например:




4. Герои делятся на положительных и отрицательных

Например:



5. Добро побеждает зло - +


.


Работа в паре


1. Построение: зачин, присказка, концовка

Например:




2. Устойчивые выражения

Например:



3. Волшебные предметы:

Например:




4. Герои делятся на положительных и отрицательных

Например:



5. Добро побеждает зло - +





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.