Урок литературного чтения в 4 классе на тему «С.Т. Аксаков "Аленький цветочек"»
Урок литературного чтения 4 класс
Тема: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Цель: создание условий для знакомства учащихся с биографией и произведением С. Аксакова «Аленький цветочек».
Формирование УУД
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться в изучаемом тексте.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
3. Умение работать в паре.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Сегодня у нас необычный урок.
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Если только улыбнуться.
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза и небеса
Ну- ка взрослые и дети
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлей и теплей!
-Тихонечко присаживайтесь.
2. Актуализация знаний и умений уч-ся.
Сегодня у нас с вами не простой урок, а - волшебный, так как мы побываем в мире, где добро побеждает зло, происходят всякие чудеса.
- А где это происходит? (в сказке)
Сказка - один из основных видов устного народного творчества.
А какие бывают сказки? (о животных, волшебные, бытовые, литературные авторские)
- Какие сказки называются авторскими? (обработанные или пересказанные авторами)
- Назовите фамилии писателей - сказочников и их произведения, которые мы читали?
( А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне», П.П. Ершов «Конек-горбунок», П.П.Бажов «Серебряное копытце», В.М.Гаршин «Жаба и роза»).
- Как отличить русскую народную сказку от литературной? (народную сочинил народ, а литературную - автор)
- Может ли быть такое, что в литературной сказке присутствуют черты народной сказки?(Встает проблема)
-Мы попытались, но не смогли ответить на этот вопрос. В конце урока мы сможем на него ответить.
https://ok.ru/video/1511965528531 песня о цветке (2мин 37с)
Итак, с какой сказкой мы сегодня познакомимся? «Аленький цветочек»
- Произнесём хором название сказки. ("Аленький цветочек")
- Что слышится в названии сказки? (Нежность, красота.)
Эту сказку написал Сергей Тимофеевич Аксаков
Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791, в городе Уфе. Сказку “Аленький цветочек” он услышал в детстве во время своей болезни. Маленький Аксаков страдал бессонницей, которая мешала его выздоровлению. По совету тётушки позвали старую ключницу Пелагею, которая была мастерицей сказывать сказки. Вот она то и рассказала Сереже Аксакову сказку про цветочек аленький. Пелагея каждый день рассказывала мальчику какую-нибудь из своих многочисленных сказок.
С.Т. Аксаков вырос, стал писателем и, работая над книгой “Детские годы Багрова-внука” вспомнил ключницу Пелагею, её замечательную сказку про “Аленький цветочек” и записал её по памяти. Впервые она была напечатана в 1858г. (какой это век?), и с тех пор стала у детей любимой сказкой.
Она не стареет, потому что люди всегда будут верить в ...(добро, любовь). Значит, в душе каждого человека будет цвести аленький цветочек.
Аксаков не только эту сказку написал, а много других произведений, а какие именно вы можете увидеть на нашей выставке. (выставка книг).
Словарная работа:
(Шкатулка)
- Вот сказочная шкатулка, но не каменья драгоценные в ней, а слова устаревшие.
-Сейчас я из шкатулки буду брать устаревшие слова и говорить вам, а ваша задача объяснить значение этих слов, если вы не сможете объяснить, будем объяснять их вместе.
-Пригорок муравчатый - поросший мягкой и сочной травой
-Яства сахарные– еда, кушанья
-Челядь дворовая– слуги, дворовые
Заморский - находящийся за морем. За границей.
Не ведаю - не знаю.
Парча-шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями
Тувалет- стол с зеркалом и всеми принадлежностями
Венец- то же, что венок, драгоценный головной убор, корона
Торная -гладкая ровная.
Чертог- пышное великолепное здание или дворец.
Кармазинное сукно - старинное тонкое сукно красного цвета
Сажень - старая русская мера длины, которая равна 2м.13см.
Мы с вами выяснили значения тех слов, которые встретятся нам при чтении сказки.
3. Изучение нового материала
А теперь сядьте правильно и послушайте отрывок сказки «Аленький цветочек»
Аудиосказка (7мин 20с) слайд с записью
Что вы узнали, прослушав отрывок?Как вы думаете, что будет дальше?
Чтение сказки учащимися со слов…Поехал он в путь дороженьку.. стр 196 до слов подал золотой перстень купцу стр 200
Что произошло с купцом?
Что нашел на острове он?
Кто был хозяином аленького цветочка?
Почему чудище отпустило купца?
Как вы думаете, что произойдет дальше?
Физминутка
Просмотр фрагмента м/ф «Аленький цветочек» (5 мин)
Что сделала младшая дочь купца?
Что вы можете сказать про чудище? Какой он?
4. Первичное закрепление изученного материала.
- Как вы думаете, есть ли в ней следы народной сказки? А чтобы ответить на этот вопрос, вы поработаете в парах самостоятельно. Признаки народной сказки расположены на листочке у вас на партах. Ваша задача посовещаться в паре и ответить на вопрос «если ли в ней следы народной сказки?»
Построение: зачин, присказка, концовка
Например:
(Зачин – «В тридесятом царстве…» Присказка – «много ли мало времени прошло…», «скоро сказка сказывается, да не скоро делается…»
Концовка: «тут и сказке конец, а кто слушал молодец»)
Устойчивые выражения
Например:
(как среди бела дня, ни в сказке сказать, ни пером описать, за тридевять земель).
Волшебные предметы:
Например:
(аленький цветочек, золотой перстень)
Герои делятся на положительных и отрицательных
Например:
(Положительные герои – купец, младшая дочь, чудище лесное). (Отрицательные – колдунья, сестры).
Добро побеждает зло- +
-Закончили самостоятельную работу в парах, теперь все вместе проверяем.
(ОЦЕНИТЬ)
-Ну и в заключении давайте вернемся к вопросу. «Есть ли в данной сказке следы народной?»
Вывод: В этой сказке много особенностей, характерных народным сказкам.
«Аленький цветочек» - сказка литературная. Её автором является известный русский сказочник Сергей Тимофеевич Аксаков. Придумал он ее не сам, а услышал когда-то в далеком детстве от ключницы Пелагеи.
5. Рефлексия.
У вас на столах лежат лепесточки. На лепестках напишите по 1-му слову: чему научила вас сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» .
(Лепесточки прикрепляются на доске). Выходим по рядам.
-Вот как красивый получился у вас цветочек.
6. Домашнее задание
-Сегодня домашнее задание у вас будет на выбор. Прочитать всю сказку стр 193-203.
1: Предлагаю и вам поучаствовать в создании сказки - придумайте начало истории, ведь мы не знаем, по какой причине злая волшебница прогневалась на королевича. Напишите небольшое сочинение на тему: "Почему появилось на свет чудище?"( оценка «5»)
2:иллюстрации к понравившемуся эпизоду (оценка «4»)
работа в паре
Построение: зачин, присказка, концовка Например: Устойчивые выражения Например: Волшебные предметы: Например: Герои делятся на положительных и отрицательных Например: Добро побеждает зло - + | Работа в паре 1. Построение: зачин, присказка, концовка Например: 2. Устойчивые выражения Например: 3. Волшебные предметы: Например: 4. Герои делятся на положительных и отрицательных Например: 5. Добро побеждает зло - + |
Работа в паре 1. Построение: зачин, присказка, концовка Например: 2. Устойчивые выражения Например: 3. Волшебные предметы: Например: 4. Герои делятся на положительных и отрицательных Например: 5. Добро побеждает зло - + . | Работа в паре 1. Построение: зачин, присказка, концовка Например: 2. Устойчивые выражения Например: 3. Волшебные предметы: Например: 4. Герои делятся на положительных и отрицательных Например: 5. Добро побеждает зло - + |