Урок ИЗО в 5 классе «Народный костюм семейской красавицы»
Батурина Лариса Григорьевна
Учитель технологии и изобразительного искусства, первая квалификационная категория.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Бичурская средняя общеобразовательная школа №1».
Республика Бурятия, село Бичура.
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в пятом классе на тему «Народный костюм».
Учитель: Батурина Л.Г.
Предмет: Изобразительное искусство.
Класс 5.
Тема: « Народный костюм семейской красавицы».
Цель: познакомить учащихся с народным женским костюмом старообрядцев юга Бурятии, используя единый шаблон, выполнить эскиз женской фигуры в народном костюме.
Задачи:
Воспитательные:
– воспитание уважения к русской культуре, формирование интереса к народному искусству как к художественной ценности, источнику творческого вдохновения, национальному богатству.
Развивающие:
– формирование знаний об условно-символическом языке народного искусства;
– развитие творческого мышления у детей;
– развитие эмоционального восприятия красоты русского народного творчества, его самобытности.
Обучающие:
– формирование знаний и представлений об основных элементах костюма семейских женщин, его художественной ценности;
– обучение изобразительной грамоте, формирование навыков по созданию эскизов графическими материалами.
Планируемые результаты:
В познавательной сфере:
– давать определение изученных понятий:
костюм, рубаха – стан, сарафан, запон, юбка, кушак, бисерная поднизь, подзатыльник, бумажка, кичка, расшивка, строчевая вышивка, монисто ;
– описывать элементы народного костюма.
В ценностно-ориентационной сфере:
– анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма.
УУД:
Личностные:
– понимание красоты народных изделий, их места в современной жизни;
– чувство гордости за культуру старообрядцев.
Регулятивные:
– ставить цель и анализировать условия достижения цели;
– прогнозировать ситуацию будущих событий.
Познавательные:
– осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– давать определения понятиям.
Коммуникативные:
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами;
– умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Формы работы:
Индивидуальная работа над эскизом народного костюма старообрядцев (женский).
Основные понятия: костюм, рубаха – стан, сарафан, запон, юбка, бисерная поднизь, подзатыльник, кичка, кушак, расшивка, строчевая вышивка, монисто.
Ресурсы: манекен в национальном костюме, репродукция В.Сурикова «Боярыня Морозова», рабочая тетрадь, презентация, разработанная учителем, рисунки с изображением русских народных костюмов, таблицы.
Технологическая карта изучения темы
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |
1.Организационый момент. | – Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть на нашем уроке. А вы? – Красиво встали, подравнялись. Молодцы! А теперь присаживайтесь тихонько на свои места. | Приветствуют учителя. | Самоопределение. |
2.Актуализация знаний. | Отмечает присутствующих. Выбор эффективных способов организации рабочего пространства. – Ребята, а кто мне скажет, над какой большой темой мы с вами работаем в этой четверти? Кто подзабыл – посмотрите на доску (таблица с темой). – С какими видами декоративно-прикладного искусства мы с вами знакомились на прошлых уроках, изучая материальную культуру семейских.? – Посмотрите на правильное название (таблица). – Я рада, что вы много знаете и ваши знания достаточно прочные. Давайте продолжим наше путешествие в мир яркого народного искусства, но прежде обратимся к рабочей тетради. Выполните, пожалуйста, задание 1. | Активно слушают, отвечают на вопросы, оценивают свои знания. | Умение пользоваться полученной информацией. |
3. Знакомство с новым материалом. | Кружева над окошками – Пропильная резьба, Золотые кокошники – Обереги для баб. Запона с лентой розовой У девчат, молодух, От Федосьи Морозовай Несгибаемый дух. Сарафаны их радуют Наш придирчивый глаз, Пояса, словно радуга, Кашемир да атлас. Сохранили обычаи От истоков Руси. Что противно приличию, Боже, не допусти. И мужчины, и женщины Не впадают во грех, Сохранилась семейщина, Как цветок в янтаре. (Ф.Ф. Болонев) – Особенности культуры какого этноса показаны в этом стихотворении? – Какие особенности можно выделить? – Нам встретилось имя Федосьи Морозовой. Кто может что-то о ней рассказать? Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое. – Ребята, рассмотрите картину. События, изображенные на картине, произошли в конце ноября 1671 года. Царь Алексей Михайлович не очень-то приветствовал веру, основным принципом которой была сохранение православного богослужения. Федосья Морозова – дворянка того времени – одна из тех, кто выступал против царя, за что она и была арестована и заточена в Пафнутьево-Боровском монастыре. Она погибла там от голода. Теперь Федосья Морозова почитается российскими старообрядцами, как святая. А тогда, в 17 веке, российская церковь раскололась на два лагеря. Василий Суриков изобразил эту эпоху на гигантском холсте почти 3х6 метров. – Посмотрите на манекен. Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить? Познакомимся с народным костюмом семейской красавицы. Выполним эскиз женской фигурки в народном костюме. – нам поможет настроиться на нужное настроение народная музыка. – Итак, как вы думаете, какую женщину называют красавицей? – Посмотрите внимательно на рисунки, из чего состоит женский народный костюм? – В течение нескольких веков складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. – Давайте рассмотрим элементы костюма. – Сначала женщина надевала рубаху-стан. Она одноцветная, яркая. Воротничок, рукава по низу и окату украшены строчевой вышивкой. Рукав соединен с рубахой с помощью расшивки, она характерна для семейских Юга Бурятии. – На рубаху надевался сарафан. Обычно сарафан был насыщенного цвета с крупным цветочным рисунком. Посмотрите на рисунки, где располагается орнамент на сарафане? Орнамент располагался внизу. На подол настрачивались ленты. У молодух было по две ярких ленты. Кушаком опоясывали талию. Запон надевали поверх сарафана. Подол запона молодух украшался парой ярких лент. – В будние и праздничные дни голову женщин украшал головной убор – кичка, покрывающий волосы. Он был обязателен для замужних женщин. Кичку украшали бисерной поднизью, сзади был подзатыльник, чтобы скрыть волосы. – Ребята, какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы узнать каков народный костюм семейской красавицы? | Наблюдают, анализируют, аргументируют свое мнение, под руководством учителя или самостоятельно определяют особенности композиции.
| Смыслообразование. Умение наблюдать, делать выводы, умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать. |
4. Педагогический показ. | – Итак, сегодня мы с вами научимся рисовать эскиз женской фигуры в народном костюме. Сейчас я вам покажу с чего начинать работу и как ее выполнить. – Как мы уже сказали, рубаха у женщин была яркая, поэтому ее мы закрашиваем, и позже нарисуем на рукавах и воротничке красивые орнаменты строчевой вышивки. По окату рукавов нарисуем расшивку в форме кубиков разного цвета. – Начинаем с сарафана. Он должен быть у нас насыщенного цвета: красного, синего, бордового, зеленого и т.д. с крупными цветками контрастного цвета. Итак, я возьму красный цвет. Нам нужно сделать наш сарафан цветным, закрашиваю его. – Придадим яркости нашему запону, сделаю его синим цветом. – Кичку разрисуем бордовым. – Теперь, когда одежда нашей красавицы приобрела цвета, можно переходит к орнаменту. Он будет геометрическим. Беру тонкую кисть. Нарисую на рукавах рубахи красивый и интересный орнамент, имитируя строчевую вышивку. Украсим также и воротничок. – Не хватает украшений на сарафане и запоне. Добавляю орнаменты и по две ленты на сарафан и запон. На груди нарисую янтарные монисты. Готово! | Наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы. | Умение наблюдать, делать выводы; умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать. |
5. Постановка творческой задачи. | – Я показала вам, как нарисовать женский семейский костюм. Приготовьте кисточки и насыщенные краски. – Откройте рабочую тетрадь, задание под номером 2. Сейчас ваша задача, выполнить эту работу самостоятельно. Вы можете использовать разные цвета, но чтобы это было гармонично. Включайте свое воображение и творите. После завершения работы, мы с вами устроим выставку, каждый из вас покажет свою работу, а мы все вместе будем оценивать. | Принимают задачу. | Умение воспринимать задание, формирование ответственного творческого отношения к работе. |
6. Практическая работа. | Улыбнитесь, помните, что хорошее настроение – это залог успеха. Удачи вам в работе. Приступайте к выполнению задания. | Самостоятельно выполняют задание. | Умение мобильно выполнять работу. |
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Итак, ребята. Завершаем работу! – Дорогие мои, что нового узнали вы на сегодняшнем занятии? – Какие элементы присутствуют в женском костюме? – Чем украшается сарафан, рубаха, запон, кичка? – Каких целей мы достигли к окончанию нашего занятия? – Молодцы! А сейчас, давайте сделаем выставку, посмотрим и оценим работы ваших одноклассников. Рядом с работами прикрепите смайлик, который соответствует вашему настроению. – Полюбуйтесь, какие замечательные красавицы получились у каждого из вас! Великолепные работы, молодцы! | | |
9. Домашнее задание. | Задаёт и комментирует домашнее задание. В рабочей тетради выполнить задание 3. Найти материал о русских народных праздниках и обрядах. 1 уровень: просто найти: 2 уровень: представить в письменной форме; 3 уровень: представить в письменной форме с презентацией – Всем спасибо за интересный урок! До свидания! | Записывают в дневник. | Умение запоминать и удерживать в памяти задание. |
Список использованной литературы
УМК: Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. — М.: Просвещение.
Болонев Ф.Ф. Потомки Аввакума. Сборник стихов. [Текст] /Ф.Ф. Болонев. — Новосибирск: Изд-во «Любава», 2007. — 144 с.
Приложение 1.