Урок ИЗО в 5 классе «Народный костюм семейской красавицы»

2
0
Материал опубликован 20 February 2020 в группе

Батурина Лариса Григорьевна

Учитель технологии и изобразительного искусства, первая квалификационная категория.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Бичурская средняя общеобразовательная школа №1».

Республика Бурятия, село Бичура.


Технологическая карта урока по изобразительному искусству в пятом классе на тему «Народный костюм».

Учитель: Батурина Л.Г.

Предмет: Изобразительное искусство.

Класс 5.

Тема: « Народный костюм семейской красавицы».

Цель: познакомить учащихся с народным женским костюмом старообрядцев юга Бурятии, используя единый шаблон, выполнить эскиз женской фигуры в народном костюме.

Задачи:

Воспитательные:

воспитание уважения к русской культуре, формирование интереса к народному искусству как  к  художественной ценности, источнику творческого вдохновения, национальному богатству.

Развивающие:

формирование знаний об условно-символическом языке народного искусства;

развитие творческого мышления у детей;

развитие эмоционального восприятия красоты русского народного творчества, его самобытности.

Обучающие:

формирование знаний и представлений об основных элементах костюма семейских женщин, его художественной ценности;

обучение изобразительной грамоте, формирование навыков по созданию эскизов графическими материалами.

Планируемые результаты:

В познавательной сфере:

давать определение изученных понятий:

костюм, рубаха – стан, сарафан, запон, юбка, кушак, бисерная поднизь, подзатыльник, бумажка, кичка, расшивка, строчевая вышивка, монисто ;

описывать элементы народного костюма.

В ценностно-ориентационной сфере:

анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма.

УУД:

Личностные:

понимание красоты народных изделий, их места в современной жизни;

чувство гордости за культуру старообрядцев.

Регулятивные:

ставить цель и анализировать условия достижения цели;

прогнозировать ситуацию будущих событий.

Познавательные:

осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;

устанавливать причинно-следственные связи;

давать определения понятиям.

Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами;

умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Формы работы:

Индивидуальная работа над эскизом народного костюма старообрядцев (женский).

Основные понятия: костюм, рубаха – стан, сарафан, запон, юбка, бисерная поднизь, подзатыльник, кичка, кушак, расшивка, строчевая вышивка, монисто.

Ресурсы: манекен в национальном костюме, репродукция В.Сурикова «Боярыня Морозова», рабочая тетрадь, презентация, разработанная учителем, рисунки с изображением русских народных костюмов, таблицы.



Технологическая карта изучения темы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационый момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть на нашем уроке. А вы?

Красиво встали, подравнялись. Молодцы! А теперь присаживайтесь тихонько на свои места.

Приветствуют учителя.

Самоопределение.

2.Актуализация знаний.

Отмечает присутствующих. Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.

Ребята, а кто мне скажет, над какой большой темой мы с вами работаем в этой четверти? Кто подзабыл – посмотрите на доску (таблица с темой).

С какими видами декоративно-прикладного искусства мы с вами знакомились на прошлых уроках, изучая материальную культуру семейских.?

Посмотрите на правильное название (таблица).

Я рада, что вы много знаете и ваши знания достаточно прочные. Давайте продолжим наше путешествие в мир яркого народного искусства, но прежде обратимся к рабочей тетради. Выполните, пожалуйста, задание 1.

Активно слушают,

отвечают на вопросы, оценивают свои знания.

Умение пользоваться полученной информацией.

3. Знакомство с новым материалом.

Кружева над окошками –

Пропильная резьба,

Золотые кокошники –

Обереги для баб.


Запона с лентой розовой

У девчат, молодух,

От Федосьи Морозовай

Несгибаемый дух.


Сарафаны их радуют

Наш придирчивый глаз,

Пояса, словно радуга,

Кашемир да атлас.


Сохранили обычаи 

От истоков Руси. Что противно приличию,

Боже, не допусти.


И мужчины, и женщины

Не впадают во грех,

Сохранилась семейщина, Как цветок в янтаре.

(Ф.Ф. Болонев)


Особенности культуры какого этноса показаны в этом стихотворении?

Какие особенности можно выделить?

Нам встретилось имя Федосьи Морозовой. Кто может что-то о ней рассказать?

Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое.

Ребята, рассмотрите картину.

События, изображенные на картине, произошли в конце ноября 1671 года. Царь Алексей Михайлович не очень-то приветствовал веру, основным принципом которой была сохранение православного богослужения. Федосья Морозова – дворянка того времени – одна из тех, кто выступал против царя, за что она и была арестована и заточена в Пафнутьево-Боровском монастыре. Она погибла там от голода. Теперь Федосья Морозова почитается российскими старообрядцами, как святая. А тогда, в 17 веке, российская церковь раскололась на два лагеря. Василий Суриков изобразил эту эпоху на гигантском холсте почти 3х6 метров.

Посмотрите на манекен. Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить?

Познакомимся с народным костюмом семейской красавицы.

Выполним эскиз женской фигурки в народном костюме.

нам поможет настроиться на нужное настроение народная музыка.

Итак, как вы думаете, какую женщину называют красавицей?

Посмотрите внимательно на рисунки, из чего состоит женский народный костюм?

В течение нескольких веков складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

Давайте рассмотрим элементы костюма.

Сначала женщина надевала рубаху-стан. Она одноцветная, яркая. Воротничок, рукава по низу и окату украшены строчевой вышивкой. Рукав соединен с рубахой с помощью расшивки, она характерна для семейских Юга Бурятии.

На рубаху надевался сарафан. Обычно сарафан был насыщенного цвета с крупным цветочным рисунком. Посмотрите на рисунки, где располагается орнамент на сарафане? Орнамент располагался внизу. На подол настрачивались ленты. У молодух было по две ярких ленты. Кушаком опоясывали талию. Запон надевали поверх сарафана. Подол запона молодух украшался парой ярких лент.

В будние и праздничные дни голову женщин украшал головной убор – кичка, покрывающий волосы. Он был обязателен для замужних женщин.

Кичку украшали бисерной поднизью, сзади был подзатыльник, чтобы скрыть волосы.

Ребята, какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы узнать каков народный костюм семейской красавицы?

Наблюдают, анализируют, аргументируют свое мнение,

под руководством учителя или самостоятельно определяют особенности композиции.







































Смыслообразование.

Умение наблюдать, делать выводы,

умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать.

4. Педагогический показ.

Итак, сегодня мы с вами научимся рисовать эскиз женской фигуры в народном костюме. Сейчас я вам покажу с чего начинать работу и как ее выполнить.

Как мы уже сказали, рубаха у женщин была яркая, поэтому ее мы закрашиваем, и позже нарисуем на рукавах и воротничке красивые орнаменты строчевой вышивки. По окату рукавов нарисуем расшивку в форме кубиков разного цвета.

Начинаем с сарафана. Он должен быть у нас насыщенного цвета: красного, синего, бордового, зеленого и т.д. с крупными цветками контрастного цвета. Итак, я возьму красный цвет. Нам нужно сделать наш сарафан цветным, закрашиваю его.

Придадим яркости нашему запону, сделаю его синим цветом.

Кичку разрисуем бордовым.

Теперь, когда одежда нашей красавицы приобрела цвета, можно переходит к орнаменту. Он будет геометрическим. Беру тонкую кисть. Нарисую на рукавах рубахи красивый и интересный орнамент, имитируя строчевую вышивку. Украсим также и воротничок.

Не хватает украшений на сарафане и запоне. Добавляю орнаменты и по две ленты на сарафан и запон. На груди нарисую янтарные монисты. Готово!

Наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы.

Умение наблюдать, делать выводы;

умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать.

5. Постановка творческой задачи.

Я показала вам, как нарисовать женский семейский костюм. Приготовьте кисточки и насыщенные краски.

Откройте рабочую тетрадь, задание под номером 2.

Сейчас ваша задача, выполнить эту работу самостоятельно. Вы можете использовать разные цвета, но чтобы это было гармонично. Включайте свое воображение и творите. После завершения работы, мы с вами устроим выставку, каждый из вас покажет свою работу, а мы все вместе будем оценивать.

Принимают задачу.

Умение воспринимать задание,

формирование ответственного творческого 

отношения к работе.

6. Практическая работа.

Улыбнитесь, помните, что хорошее настроение – это залог успеха. Удачи вам в работе. Приступайте к выполнению задания.

Самостоятельно выполняют задание.

Умение мобильно выполнять

работу.


7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Итак, ребята. Завершаем работу!

Дорогие мои, что нового узнали вы на сегодняшнем занятии?

Какие элементы присутствуют в женском костюме?

Чем украшается сарафан, рубаха, запон, кичка?

Каких целей мы достигли к окончанию нашего занятия?

Молодцы! А сейчас, давайте сделаем выставку, посмотрим и оценим работы ваших одноклассников. Рядом с работами прикрепите смайлик, который соответствует вашему настроению.

Полюбуйтесь, какие замечательные красавицы получились у каждого из вас! Великолепные работы, молодцы!




9. Домашнее задание.

Задаёт и комментирует домашнее задание.

В рабочей тетради выполнить задание 3.

Найти материал о русских народных праздниках и обрядах.

1 уровень: просто найти:

2 уровень: представить в письменной форме;

3 уровень: представить в письменной форме с презентацией

Всем спасибо за интересный урок! До свидания!

Записывают в дневник.

Умение запоминать и удерживать в памяти задание.





Список использованной литературы



УМК: Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. — М.: Просвещение.

Болонев Ф.Ф. Потомки Аввакума. Сборник стихов. [Текст] /Ф.Ф. Болонев. — Новосибирск: Изд-во «Любава», 2007. — 144 с.

Приложение 1.

t1582178496aa.jpg



t1582178496ab.png



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.