Дистанционный курс «Подготовка к ГИА по информатике»
Пояснительная записка
Программа курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Содержание курса представляет самостоятельный модуль, изучаемый в режиме интенсива. Планирование рассчитано на аудиторные занятия в интенсивном режиме, при этом тренинговые занятия учащиеся проводят в режиме индивидуальных консультаций с преподавателем, и после каждого занятия предполагается самостоятельная отработка учащимися материалов по каждой теме курса в объеме временных рамок изучения темы. При необходимости возможны индивидуальные консультации с преподавателем в дистанционном режиме.
Цель курса
Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Задачи дистанционного курса:
выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;
положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
сформировать: представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
сформировать умения эффективно распределять время и рациональное выполнение заданий различных типов;
правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.
Количество часов в неделю: 1 час в неделю в течении года, всего 34 учебных часа.
Форма обучения – заочная (дистанционная)
Дистанционное обучение – это модернизированное заочное обучение, плюс общение с преподавателем через Интернет. В процессе обучения вы получаете учебные материалы и задания на свой компьютер, выполняете тесты и контрольные работы и отправляете их преподавателю. Вы знаете своего преподавателя, можете задавать ему вопросы и своевременно получаете на них ответы.
Предлагаемые электронные учебные материалы оформлены в виде “коротких” уроков, ориентированных на изучение конкретной задачи, получение конкретных навыков. Как правило, электронные версии курсов дополняются интерактивными и мультимедийными приложениями, анимацией, видео, презентациями – и телеконференциями. Всё это делает материал более наглядным и лёгким для усвоения.
Технические вопросы дистанционного обучения: необходимым фактором для дистанционного обучения является наличие ПК и доступ к Интернету. При дистанционном обучении не требуется постоянное подключение к Интернету. Большинство материалов Вы можете прочитывать порциями, сохраняя на свой компьютер и отключаться от сети. В то же время для прохождения on-line тестов Вам будет необходимо подключение к Интернету на время выполнения теста. Нет необходимости работать с компьютером в одно и то же определённое время каждый день. Вы выполняете все домашние задания самостоятельно и подключаетесь к сети только для того чтобы переслать или наоборот, получить нужные материалы.
Как обучаться дистанционно: традиционное дистанционное обучение подразумевает, что Вы получаете учебные материалы (печатные или электронные) и изучаете их самостоятельно в удобном для Вас режиме. В конференции Вы общаетесь с преподавателем, задаете ему вопросы, высылаете выполненные задания. Также можно лично задать учителю интересующие Вас вопросы.
Для дистанционного обучения по информатике учеников школ предусмотрены разделы: теория, задачи, контрольные работы, лабораторные работы, практические работы, тесты, вопросы – ответы, презентации, видео.
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.
Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и обучаемым. В процессе проведения обучения в дистанционном режиме в школе используются все основные типы информационных услуг: электронная почта; пересылка данных (FTR- серверы); гипертекстовые среды (WWW – серверы); ресурсы мировой сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы), Skype.
С помощью каждого из этих типов взаимодействия ученика и учителя решаются специфические и дидактические задачи.
С помощью электронной почты налажено общение между преподавателем и учащимся: рассылка учебных заданий, вопросы преподавателя и к преподавателю. Электронная почта намного облегчает учителю массовую рассылку материала. Позволяет отслеживать историю переписки с учащимся.
Услуги FTR-серверов используются при пересылки данных (файлов), в том числе больших размеров. FTR-серверы располагают удобными функциям для организации и контроля таких пересылок.
На WWW-серверах преподаватель размещает учебные материалы. Эти материалы организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию.
Ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал.
Преподаватель с помощью поисковых систем, справочников по ресурсам Интернет готовит набор ссылок на WWW-страницах, содержащие интересный с его точки зрения материал по изучаемым темам, и сообщать эти ссылки обучаемым. Если они имеют выход в Интернет, то смогут воспользоваться этим материалом.
Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам предлагаются: компьютерные обучающие программы; электронные учебные пособия; компьютерные системы тестирования и контроля знаний; электронные справочники; учебные аудио и видеоматериалы; информационные материалы.
Перечисленные средства безусловно способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.
В дистанционном режиме есть возможность осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей используются системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом применяются и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.
Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащимся представляется возможность оперативной связи, а преподавателю – возможность оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и корректировать его работу.
Для комментариев также можно использовать программу Skype (скачать с Интернета бесплатно на компьютер ученика и учителя). В Skype можно общаться как по телефону, бесплатно, но в рамках выбранного тарифа оплаты за Интернет. Если в компьютере нет встроенного микрофона, то необходимо приобрести гарнитуру (микрофон и наушники), в случае необходимости можно также приобрести Web-камеру для видеозвонков. В Skype можно работать не только вдвоем, но и с группой участников в режиме Конференция. Есть возможность работать над одним документом на рабочем столе учителя или ученика, если выбрать опцию «показать экран».
Формы контроля: тренинги по тематическим блокам, он-лайн тестирование, самостоятельные работы по каждому занятию, практикум, варианты ГИА
Структура курса представляет собой четыре логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся.
Введение. Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ГИА по информатике
Задания первой части ГИА
Задания второй части ГИА
Задания третьей части ГИА
Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса.
Дистанционный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ГИА и самостоятельным выполнением заданий учащимися.
Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с лекцией, примерами решенных заданий, тестовыми заданиями в формате ГИА в электронном виде.
Дистанционные занятия состоят из лекции, практикума и самостоятельной работы по решению задач в формате ГИА. Продолжительность занятия 1 часа. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения.
Тематическое планирование (34 ч)
Раздел 1: Основные подходы к разработке контрольно – измерительных материалов ГИА по информатике (1 ч)
1. Принципы отбора содержания контрольных измерительных материалов (КИМ) по информатике
Отражение специфики содержания и структуры учебного предмета «Информатика и ИКТ» в контрольных измерительных материалах.
Комплект контрольных измерительных материалов по информатике (кодификатор, спецификация экзаменационной работы, демонстрационная версия экзаменационной работы, экзаменационная работа с инструкцией для учащихся, ключи, инструкции по проверке и оценке заданий со свободным развернутым ответом).
2. Типы заданий. Распределение заданий экзаменационной работы по уровням усвоения учебного содержания курса
Раздел 2: Задания первой части ГИА (10 ч)
Количественные параметры информационных объектов. Логические выражения. Формальное описание реальных объектов и процессов. Файловая система организации данных. Графические модели (графы). Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд.
Раздел 3: Задания второй части ГИА (16 ч)
Кодирование и декодирование информации. Линейный алгоритм. Циклический алгоритм. Циклический алгоритм обработки массива чисел. Анализирование схем. Поиск информации в БД. Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации. Запись линейного алгоритма. Скорость передачи информации. Информационно-коммуникационные технологии. Поиск информации в Интернете.
Раздел 4: Задания третьей части ГИА (7 ч)
Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или БД. Алгоритмизация и программирование.
В результате прохождения программы дистанционного курса учащиеся должны:
знать:
процедуру контроля в формате ГИА;
структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;
назначение заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом).
уметь:
работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
Состав учебно-методического комплекса:
Учебник - Готовимся к ГИА по информатике. Элективный курс : учебное пособие / Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 298 с.
Кодификатор элементов содержания по информатике для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) ГИА 2011 г, 2012 г, 2013 г, 2014 г
Спецификация экзаменационной работы по информатике единого государственного экзамена 2011 г, 2012 г, 2013 г, 2014 г
Приложение к спецификации
Демонстрационный вариант 2011 г
Демонстрационный вариант 2012 г
Демонстрационный вариант 2013 г
Демонстрационный вариант 2014 г
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Тип занятия |
Дата |
Раздел 1: Основные подходы к разработке контрольно – измерительных материалов ГИА по информатике (1 ч) |
|||
1 |
Принципы отбора содержания контрольных измерительных материалов (КИМ) по информатике Отражение специфики содержания и структуры учебного предмета «Информатика и ИКТ» в контрольных измерительных материалах. Комплект контрольных измерительных материалов по информатике (кодификатор, спецификация экзаменационной работы, демонстрационная версия экзаменационной работы, экзаменационная работа с инструкцией для учащихся, ключи, инструкции по проверке и оценке заданий со свободным развернутым ответом). |
Лекция |
|
Раздел 2: Задания первой части ГИА (10 ч) |
|||
2 |
А1. Умение оценивать количественные параметры информационных объектов. |
Блок: лекция, практикум, задания для самостоятельного решения |
|
3 |
А2. Умение определять значение логического выражения. |
Блок: лекция, практикум, задания для самостоятельного решения |
|
4 |
А3. Умение анализировать формальные описания реальных объектов и процессов. |
Блок: лекция, практикум, задания для самостоятельного решения |
|
5 |
А4. Знание о файловой системе организации данных. |
Блок: лекция, практикум, задания для самостоятельного решения |
|
6 |
А5. Умение представлять формульную зависимость в графическом виде. |
Блок: лекция, практикум, задания для самостоятельного решения |
|
7 |
А6. Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд. |
Блок: лекция, практикум, задания для самостоятельного решения |
|
8 |
Задания части 1 из ДЕМО варианта ГИА - 2011 |
Тестирование |
|
9 |
Задания части 1 из ДЕМО варианта ГИА – 2012 |
Тестирование |
|
10 |
Задания части 1 из ДЕМО варианта ГИА – 2013 |
Тестирование |
|
11 |
Задания части 1 из ДЕМО варианта ГИА – 2014 |
Тестирование |
|
Раздел 3: Задания второй части ГИА (16 ч) |
|||
12 |
В7. Умение кодировать и декодировать информацию. |
Блок: лекция, практикум, задания для самостоятельного решения |
|
13 |
В8. Умение исполнить линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке. |
Блок: лекция, практикум, задания для самостоятельного решения |
|
14 |
В9. Умение исполнить простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке. |
Блок: лекция, практикум, задания для самостоятельного решения |
|
15 |
В10. Умение исполнить циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке. |
Блок: лекция, практикум, задания для самостоятельного решения |
|
16 |
В11. Умение анализировать информацию, представленную в виде схем. |
Блок: лекция, практикум, задания для самостоятельного решения |
|
17 |
В12. Поиск информации в базе данных по сформулированному условию. |
Блок: лекция, практикум, задания для самостоятельного решения |
|
18 |
В13. Знание о дискретной форме представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации. |
Блок: лекция, практикум, задания для самостоятельного решения |
|
19 |
В14. Запись простого линейного алгоритма для формального исполнителя. |
Блок: лекция, практикум, задания для самостоятельного решения |
|
20 |
В15. Умение определять скорость передачи информации. |
Блок: лекция, практикум, задания для самостоятельного решения |
|
21 |
В16. Исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки. |
Блок: лекция, практикум, задания для самостоятельного решения |
|
22 |
В17. Умение использовать информационно-коммуникационные технологии. |
Блок: лекция, практикум, задания для самостоятельного решения |
|
23 |
В18. Умение осуществлять поиск информации в Интернете. |
Блок: лекция, практикум, задания для самостоятельного решения |
|
24 |
Задания части 2 из ДЕМО варианта ГИА - 2011 |
Тестирование |
|
25 |
Задания части 2 из ДЕМО варианта ГИА – 2012 |
Тестирование |
|
26 |
Задания части 2 из ДЕМО варианта ГИА – 2013 |
Тестирование |
|
27 |
Задания части 2 из ДЕМО варианта ГИА – 2014 |
Тестирование |
|
Раздел 4: Задания третьей части ГИА (7 ч) |
|||
28 |
С19. Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных |
Блок: лекция, практикум, задания для самостоятельного решения |
|
29 |
С20. Умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя (вариант задания 20.1) или на языке программирования (вариант задания 20.2) |
Блок: лекция, практикум, задания для самостоятельного решения |
|
30 |
Задания части 3 из ДЕМО варианта ГИА - 2011 |
Тестирование |
|
31 |
Задания части 3 из ДЕМО варианта ГИА – 2012 |
Тестирование |
|
32 |
Задания части 3 из ДЕМО варианта ГИА – 2013 |
Тестирование |
|
33 |
Задания части 3 из ДЕМО варианта ГИА – 2014 |
Тестирование |
|
34 |
Реальные варианты ГИА - 2013 |
Тестирование |
Данные учащихся 9 классов
№ п/п |
ФИО |
Класс |
Электронный ящик |
Skype |
1 |
||||
2 |
||||
3 |
||||
4 |
||||
5 |
||||
6 |
||||
7 |
||||
8 |
||||
9 |
||||
10 |
||||
11 |
||||
12 |
||||
13 |
||||
14 |
||||
15 |
||||
16 |
||||
17 |
||||
18 |
||||
19 |
||||
20 |
||||
21 |
||||
22 |
||||
23 |
||||
24 |
||||
25 |
||||
26 |
||||
27 |
ЖУРНАЛ
№ п/п |
ФИО |
Занятие 1 |
Занятие 2 |
Занятие 3 |
Занятие 4 |
Занятие 5 |
Занятие 6 |
Занятие 7 |
Занятие 8 |
Занятие 9 |
Занятие 10 |
Занятие 11 |
Занятие 12 |
Занятие 13 |
Занятие 14 |
Занятие 15 |
Занятие 16 |
Занятие 17 |
Занятие 18 |
Занятие 19 |
Занятие 20 |
Занятие 21 |
Занятие 22 |
Занятие 23 |
Занятие 24 |
Занятие 25 |
||||||||||
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Занятие 25 |
Занятие 26 |
Занятие 27 |
Занятие 28 |
Занятие 29 |
Занятие 30 |
Занятие 31 |
Занятие 32 |
Занятие 33 |
Занятие 34 |
Итоговая оценка |
||||||||||||||||||||||||||