Система подготовки обучающихся к ГИА по химии

9
1
Материал опубликован 13 April 2016 в группе

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по химии

 

Единый государственный экзамен является итогом всего школьного курса химии, поэтому подготовка к нему – это задача не 3 месяцев, не последнего года или даже не двух. Такая подготовка должна вестись системно, на протяжении всего процесса обучения химии.

Содержание

Методы, формы, приемы

Период

1

Формирование

Интереса к предмету и мотивации его изучения

Прочных базовых знаний

Умений самостоятельно работать с литературой

Умений работать с тестами различных типов

Лаборатория «Я- исследователь»

Проектная деятельность

Текущие проверочные работы

Контрольные работы в формате ЕГЭ

7 класс

8 класс

2

Профильная ориентация учащихся, формирование профильной группы обучающихся

Предпрофильные курсы «Занимательная химия»,

«Путь к успеху»

8 класс

3

Углубленная подготовка в профильной группе

Элективный курс «Химический практикум»

Проектная деятельность

Групповые консультации

ДКР «СтатГрад»

Знакомство с демоверсией, спецификацией, бланками

ОГЭ по химии

Поэлементный анализ ОГЭ

9 класс

Элективный курс «Органический практикум»

Проектная деятельность

Тренировочные работы «СтатГрад»

Переводной экзамен по химии в формате ЕГЭ

10 класс

4

Непосредственная подготовка к экзамену

Нормативные документы

Информационная поддержка

Изучение материала по темам ЕГЭ

Углубление знаний, умений по особо сложным разделам

Знакомство со структурой КИМ (демоверсия)

Спецификация, бланки.

Стенд «Готовимся к ГИА»

Мини - контрольные по темам

Элективный курс «Химия+»

11 класс

5

Тренировка в формате и по материалам ЕГЭ
 

Групповые консультации

Пробное тестирование ДКР

Поэлементный анализ ДКР

Именно на этапе 8 класса закладываются основные понятия школьного курса химии, происходит формирование как специальных, так и общеучебных интеллектуальных умений и навыков, формируется интерес к предмету и начала профессиональной ориентации.Четко представляя, какие темы школьного курса химии вызывают затруднения выпускников, уже в 8 классе начинаю строить работу с учетом того, что какой-то части его учеников потребуется сдавать ЕГЭ по химии. В систему текущего, итогового контроля знаний, включаются задания в формате ЕГЭ.

Сколько-нибудь глубокое изучение предмета невозможно без интереса к данной области знаний, без внутренней мотивации к такому изучению. Отсюда еще одна важная задача учителя: выявление высокомотивированных учеников, зарождение интереса к своему предмету у тех, кто еще ищет себя. Методы формирования такого интереса могут быть различны: творческая структура уроков химии, внеклассные мероприятия на предметной неделе, олимпиады разного уровня, проектная деятельность учащихся. Особая роль здесь играют предпрофильные курсы. В течение года каждый ученик посещает 8 курсов, в том числе и курс «Занимательная химия», программа которого выстроена таким образом, что позволяет ученикам приобрести личный опыт для выбора дальнейшего профиля обучения, проверить свои способности в естественно-образовательной области.

К концу года формируется достаточно устойчивая группа учащихся (10-15 человек), интересующихся химией, имеющих в ней более глубокие знания, внутренне мотивированных, связывающих определенные жизненные перспективы со сдачей ЕГЭ по химии.

Далее осуществляется к этапам углубленной подготовки к экзамену.

С 9 класса в дополнение к профильному уровню обучения я веду занятия элективных курсов.Мною разработана программа курс «Химический практикум», состоящий из 3 модулей: «Трудная задача?!», « Мир ОВР», «Основы аналитической химии». Темы модулей посвящены более глубокому изучению трудных тем, что является основой для успешного выполнения второй части ЕГЭ.

Лекционные, объяснительно-иллюстративные методы проведения занятий элективного курса обычно малоэффективны. Чтобы за тестами, формулами и уравнениями ученики не потеряли связь с реальными веществами и их свойствами (в последних изменениях КИМ явно прослеживается практическая направленность), я максимально стараюсь использовать экспериментальную групповую и индивидуальную деятельность на занятиях. Для более детального обсуждения- видеозаписи опытов по всем темам курса.

Наличие элективного курса не исключает необходимости более индивидуализированной работы с обучающимися разного уровня подготовки. Консультации по подготовке к ГИА делают эту более регулярной и организованной, дифференцированной. Учитель при этом выступает в роли консультанта, советчика.

Структурой курса в УМК Габриеляна О.С., предусмотрено изучение органической химии в 10классе, а в 11-м изучается курс общей химии. Мне представляется, что этот подход более целесообразен, в том числе и в плане подготовки к ЕГЭ по химии. В пользу такого выбора можно привести следующие доводы:

Изучение объемного и во многом специфичного материала «Органической химии» проходит эффективней в 10-м классе, чем 11-м, поскольку последний год загружен подготовкой к итоговой аттестации по различным предметам, психологически и эмоционально более напряжен.

Исходя из вышесказанного, основной учебной целью этапа обучения в 10 классе является формирование прочных знаний курса органической химии для сдачи ЕГЭ.Углублению знаний способствует авторская программа элективного курса «Органический практикум», которая разбита на 2 модуля: «Решение нестандартных задач» позволяет целенаправленно и глубоко заниматься решением задач части высокого уровня.

В ходе проектной деятельностимодуля «Век полимеров» продолжается развитие компетентностей учеников: умений самостоятельно работать с литературой, выполнять эксперимент в домашних или лабораторных условиях. Учебные проекты развивают критическое мышление обучающихся и являются действенным средством подготовки выпускников не только к успешной сдаче ЕГЭ, но и к обучению в вузе, так как в их основе лежит вузовская система работы со студентами.Расширяется кругозор обучающихся и это важно для выполнения заданий по теме «ТБ, химия в жизни человека».

Опыт показывает, что качественных результатов ЕГЭ учащиеся достигают при сдаче экзамена ОГЭ в 9 классе, переводного экзамена в 10 классе. Это глубокая систематизация знаний и своеобразная психологическая подготовка, выработка стратегии выполнения работы.

Разумеется, подготовка к ЕГЭ не должна сводиться только к работе с тестами. Во фронтальной работе используются компьютерные тренажеры, интерактивные тесты и т.п. Большую помощь в самостоятельной работе учеников оказывают электронные пособия и ресурсы Интернета.

Методика использования тестов на уроках.Для успешной работы на ЕГЭ и на других видах контроля в аналогичном формате, ученики должны знать основные виды тестовых заданий, ориентироваться в их структуре, понимать, в какой форме нужно давать свой ответ. Этим обусловлена необходимость использования тестовых заданий на уроках химии, начиная с основной школы. Однако при этом надо помнить, что тесты – только одна из возможных форм контроля знаний, умений, навыков, имеющая при всех своих достоинствах и существенные недостатки. В тесте, особенно коротком, всегда есть возможность получения незаслуженной оценки за счет угадывания, при их использовании не развивается устная и письменная речь ученика.

Чтобы уменьшить влияние этих недостатков, можно использовать такой прием работы с тестами, как «Ответ с комментариями». Ученик, устно или письменно выполняя задание теста, не просто указывает правильный ответ, но и комментирует его, дает мотивировку своего выбора. Такой мотивировкой может служить словесное объяснение с опорой на свойства определенного класса веществ, формулировка определения, правила, закона, составление уравнения реакции, решение расчетной задачи… Понятно, что когда тест включает несколько заданий, комментирование каждого из них может потребовать слишком много времени. Поэтому ученик может получить указание дать комментарий только к одному, определенному заданию. При устной фронтальной работе, каждый ученик комментирует свое задание, и в классе последовательно прозвучат комментарии ко всему тесту, что поможет слабым ученикам лучше ориентироваться в изучаемой теме.

Этот метод может быть использован и в парной работе, при этом ученики поочередно аргументируют ответы на вопросы теста своему партнеру. При групповой работе учащиеся получают тест, самостоятельно распределяют вопросы теста между членами группы, каждый ученик самостоятельно готовит ответы на свои вопросы теста.

Особую важность имеет информационная беседа с учениками и их родителями. Учитель должен рассказать и о той помощи, какую он способен оказать ученикам в их работе (материалы, планирование, консультации).

Комментарии

Информация важная и нужная. Спасибо

15 September 2016