Статья «Экологические традиции казачества «Жить согласно природе!»
Статья. Экологические традиции казачества «Жить согласно природе!»
Как неповторим и интересен окружающий нас мир! И частью этого мира является мой родной Динской район. Любимый, дорогой, уникальный, прекрасный …. Много можно подобрать красочных эпитетов, передающих красоту здешних мест. Но как выразить свою любовь к родной земле? Как и чем помочь ей, чтобы она с каждым годом становилась все красивее? Как уберечь ее от бездушной силы, имя которой – цивилизация? К сожалению, в районе сложилась не простая экологическая ситуация из – за неразумной деятельности человека, я это узнала, когда готовила сообщение на урок биологии на тему «Экологическая ситуация в Динском районе». В поисках информации я нашла отчет Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Краевой информационно-аналитический центр экологического мониторинга», где дана была обобщенная оценка состояния окружающей среды на территории муниципального образования Динской район и проведен детальный анализ отдельных индикаторов. Это позволило выявить и ранжировать экологические проблемы в Динском районе по степени значимости: 1. Загрязнение окружающей среды промышленными и бытовыми отходами. 2. Загрязнение атмосферного воздуха. 3. Загрязнение водных объектов. 4. Загрязнение окружающей среды пестицидами. Эта информация меня очень расстроила, и я стала анализировать отношение к природе нынешнее поколение и наших предков – казаков.
Моя станица Динская была основана в 1794 году как куренное селение Черноморского казачьего войска. Удачное месторасположение, хорошие климатические условия, близость к Екатеринодару – центру кубанского казачества – привлекали в Динскую переселенцев. К 1875 году здесь жило уже около 3,5 тысячи человек, а к началу 20 века - более 8 тысяч. Сейчас численность населения станицы Динской составляет 34 132 человека, очень много казаков.
Моя жизнь тесно связана с казачеством, седьмой год я учусь в классе казачьей направленности. Вся работа нашего отряда строится на заветах и традициях кубанского казачества, а казачье наследие - это то, чем мы можем гордиться по праву. Как известно, казаки всегда были защитниками природы! «Жить согласно природе!» – это был девиз казаков. Вековечной традицией казаков было боготворение природы, почтительное отношение к ней. Поэтому, я считаю, ярким примером слияния природы, культуры и этноса было и остаётся казачество. На мой взгляд, в полной мере природа растворялась именно в душах и сердцах казаков, этого уникального этноса, относившегося к природе с заботой и любовью. Культура, цивилизация и природа в жизни казачества очень тесно переплетены. Культура не возможна без цивилизации, цивилизация – без культуры, а культура - без природы. Природа была естественной средой обитания казачества, а цивилизация – искусственной. Но без той и без другой равно не возможна жизнь человека, его физический и душевный комфорт.
Посещая районный музей, мы узнали, что самым простым жилищем казаков была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Стены казаки плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была камышовая, с отверстием для выхода дыма. Казаки экономно и рационально использовали землю. Позади куреня выращивали овощи. Площадь, которую занимал двор казака, была очень мала. Дома были расположены очень компактно, расстояние между соседними домами несколько метров. Не менее важной застройкой являлся колодец «журавль» – название напрямую связано с птицей журавль, так как внешний вид колодца напоминает эту птицу, стоящую на одной ноге и пьющую воду. Ближе ста сажень от колодца запрещалось поить коней и прогонять скотину, дорогу можно было проложить только в 300 саженях от колодца.
К воде казаки относились как к святыне, без которой не была бы возможна их жизнь. В районной библиотеке я узнала, что, казаки реки и пруды чистили всей станицей, а за полторы версты не допускалась распашка земель по берегам рек. Высшим грехом считалось у казаков плюнуть в реку, уважительное отношение воспитывалось с ранних лет.
Все подворья казаков огорожены заборами, которые назывались «плетни» – от слова плести. Казаки сами плели эти заборы из лозы, которую заготавливали ранней весной. Также предметы быта казаков были созданы из того природного материала, который окружал их.
Устройство казачьего куреня, позволяло казаку чувствовать себя дома комфортно, как летом, так и зимой; грамотное устройство подворья позволяло активно заниматься хозяйственной деятельностью в течение года. Иметь свежее мясо, молоко, рыбу круглый год, даже не имея современной техники. На это, несомненно, повлияли природный ум, смекалка, умение жить в гармонии с природой.
В мировоззрении казаков существовал культ дерева. Возникнув в глубочайшей древности, этот культ продолжает существовать до настоящего времени. У казаков было особое отношение к растениям, таким как груша, ива, калина, чабрец, берёза, дуб, степные тюльпаны. Это говорит, как о сложном пути формирования казачьего этноса, так и его единения с окружающей природой.
Я узнала, что во время военных сборов часть казаков, по решению станичного атамана, направлялась на охрану окружающих станицу лесов от пожара и вырубки. Самое лучшее средство для восстановления леса - это его заповедь. Для заповедания леса призывался священник и с пением «Слава в вышних богу» обходили заповедуемый лес. Обойдя его, батюшка читал молитву и объявлял, что лес заповедан. После такой заповеди даже прутик сломить в этом лесу считалось тяжким грехом, и поэтому оставалось охранять лес только от скота.
Таким образом, у казаков было особое отношение к рекам, рыбным богатствам, к лесу. К нерадивым же казакам применялись и жёсткие меры.
Конечно, как известно, были проблемы во взаимоотношениях казачества и природы и в «дореволюционное время». Право свободного занятия пустующих земель, право беспошлинно заниматься «звериными промыслами», земледелие, мельничный промысел, бортничество, производство селитры, прокладывание грунтовых дорог, строительство мостов и паромов, вырубка просек в лесах, возникновение кирпичных, кожевенных, медно-расковочных и мыловаренных предприятий, солеварение – всё это не могло не сказаться на состоянии природной окружающей среды. Но эти изменения были несравнимы с теми, которым сейчас подвергается природа. Бережное, трепетное отношение к родной природе наших предков позволило нам, живущим в XXI веке, любоваться рассветами и закатами, насладиться отдыхом на речном берегу в летний зной.
В настоящее время происходит возрождение казачьих культурных традиций, а изучение истории и самобытной культуры своего народа будет способствовать возрождению многих забытых традиций и обычаев, воспитывающих бережное отношение к природе, развивать гражданскую ответственность и потребность в сохранении исторических, культурных, памятных и заповедных мест Динского района и Краснодарского края.
Что же делать? Сегодня решение экологических проблем становится одним из главных критериев гуманности общества. А что каждый из нас может сделать для сохранения природы? Мы, юные казаки, тоже стремимся знать законы, по которым живёт природа, умеем организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда окружающему миру. Участвуем в акциях «Бумажный бум», «Сохраним леса Кубани», «Чистый берег», «Птицы Кубани», в конкурсе экологических плакатов и мн.др.
Я уверена, что Большая экология начинается с маленьких поступков: пересесть с автомобиля на велосипед, перестать использовать средства и продукты, производство которых наносит максимальный вред природе, выйти и прибраться на территории возле своего дома, тогда и станица наша преобразиться! Да, в конце концов, посадить дерево, а лучше не одно. Если возьмемся все вместе и прямо сейчас, то обязательно всё получится!