Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Семена Соболя города Ейска
муниципальное образование Ейский район
Классный час:
«Традиции кубанского казачества»
Выполнила
Классный руководитель 9 «А» класса
Еременко Марина Григорьевна
2015 г.
Введение.
В последнее время огромное внимание уделяют возрождению казачества. Проводятся различные мероприятия в городе. В школе изучаются такие предметы как кубановедение, православие, проводятся встречи с казаками. Издается множество книг по истории кубанского казачьего войска, об обычаях и традициях кубанских казаков. И это правильно. Ведь история казачества неразрывно связана с историей нашей малой Родины. Известно, что для казака религия это основа жизни.
Целью данной работы является отражение духовности кубанских казаков в православных праздниках.
Проблема поднятая мною актуальна .Сейчас происходит утрата моральных ценностей, материальные блага стали более значимыми. Мне показался интересен предмет исследования- духовность в жизни казака на Кубани в 19 веке.
В процессе исследования мы решали следующие задачи:
1.Описать и выявить значение наиболее известных праздников;
2.на основе полученной информации определить влияние религии на духовно-нравственную жизнь кубанского казачества.
2.1. Праздники у казаков.
2.1.1 Рождество
Казаки особо готовились к Рождеству. Время перед Рождеством называется Филипповка, начало поста. В этот период нельзя было есть мяса. Его заменяли на рыбу, которую готовили впрок заранее. Обычно в каждой станице было большое разнообразие рыбы (копченой, вяленой), но при нехватке ее приходилось обменивать на пшеницу в Приазовье. Закалывали кабанов, резали гусей, уток, индюков к праздничному столу.
Также приводили в порядок свое жилище. Выносили ковры и коврики на снег, чистили, обметали паутину по углам. Вечером купали детей в 1шаблыках, да и сами не пропускали банных дней. В старину говорили:
« Рождество светится!» Потому что крыши домов, амбаров и заборы украшали блестками. Детям к каждому Рождеству катали новые валенки. Все чувствовали праздник. Особое внимание уделяли иконам «Крещение» и «Вертеп». Святой угол полностью обновляли: стирали 2наброзники, протирали иконы, чистили лампаду, меняли в ней масло. Украшали икону блестками, бусами, игрушками. Рядом ставили елку. И разговоры вели о каждой детали иконы, о ликах на ней изображенных, о библейских событиях, читали Евангелие. Посередине станичных церквей выставляли большую икону « Крещение». Вечером накануне рождества - 24декабря- женщины колядовали, а наутро мужчины христославили:
Рождество твое,
Христе Боже наш
Воссияи мирови свет Разума
В нем бо звездам служащая
И звездою учахуся.
Тебе кланятися, Солнцу правды,
И тебе ведети с высоты Востока
Господи, слава Тебе!
После чего добавляли радостные для любого хозяина строчки:
Где царь ходил-
Там пшеница рожала,
Где царица ходила-
Там жито родило.
Осыпали янтарной пшеницей святой угол, комнату и самих хозяев.
В день Рождества (7 января) все от мала до велика шли в церковь. Звон колоколов раздавался на всю станицу.
После службы начинались праздничные дни. В эти дни не работали, а спешили навестить родственников, ходили по гостям, катали детей на санках.
Главным местом отдыха станичников было, конечно, река. На льду расчищали площадку для игры –«лодыжки», похожей немного на городки, где проверялись глазомер и точность удара. «Инвентарь «готовили заранее.
Когда к празднику готовили холодец из ножек животных, то выбирали лодыжки, сортировали. Если это были овечьи- их называли лодыжки, если телячьи - бучуки, если свиные- кубуси.
В одну из костей заливали свинец, и это была бита. В рассыпанные на льду лодыжки надо было попасть битой. При попадании лодыжка отскакивала и становилась добычей ведущего, если нет ,тот отдавал хозяину лодыжек свою, такую же. Когда лодыжки проигрывали ,то их надо было «выкупать» т.е. обменивать или на вареное яйцо, кусок сала или домашней колбасы, даже на копейки.
Самым захватывающим зрелищем были кулачные бои. Собиралось много любопытных. Бились улица на улицу, один край станицы против другого. Первыми начинали мальчишки. За них заступались парни, потом дело доходило до мужчин. Шли стенка на стенку. Противника старались с силой ударить по плечу, в грудь, в спину, чтобы свалить в снег. Если это удавалось, то лежачего больше не били ,но пострадавший должен был выйти из игры. Старики следили, чтобы казаки не подкладывали медных пятаков в перчатку, чтобы все было по правилам.
Следует отметить, что кулачные бои не несли особой агрессивности к сопернику. После окончания боя обычно устраивалось совместное застолье, во время которого участники обсуждали ход боя, приемы ведения схватки, характеризовали бойцов по проявленным способностям. Это способствовало уяснению отдельных моментов и разбору всего коллективного поединка. Обсуждали замеченные недостатки и тактические удачи. Итак, после гулянья на Рождество обычно за стол усаживались всей семьей. Стол старались делать обильным, Обязательно готовилась кутья - рассыпчатая каша из пшеницы или риса с сухофруктами; под миску подстилали солому, чтобы был хороший урожай.
Кутья - поминальная еда - появлялась в Крещенский сочельник не случайно. Таким образом ,словно бы поминали уходящий, умирающий год и умерших предков. Считалось, что если в поворотные моменты года души умерших предков как следует задобрить, то они помогут в наступающем году обеспечить хороший урожай и благополучие семьи…
Уже на исходе праздников на реке появлялись 3мажары и 4шарабаны, дно которых выстлано соломой. Их нагружали пиленым и колотым льдом и отвозили в подвалы-холодильники ,готовили для мороженого. Так заканчивались праздники и начинались будни.
2.1.2Великая пасха.
С особым чувством казаки относились к одному дереву, которое украшало их улицу или переулок. Впрочем, ивы были природной точкой отсчета времени в казачьем быту. Когда люди в день Вербного воскресенья несли ивовые прутики, то они знали: начинается преддверие Пасхи, дни великих забот и стараний.
Все готовились к этому празднику. Мужчины наводили порядок во дворах и конюшнях. Вывозили навоз на поля, готовили конскую упряжь и сельхозорудия для пахоты, чистили и мыли лошадей. Женщины торопились навести порядок дома. Собрать паутину по углам ,снять занавески с окон и русской печи и постирать их. Затем разводили известь или белую глину и белили хату изнутри и снаружи. Потом доставали одежду из сундуков, выветривали ее, выглаживали.
Портные в это время были также нарасхват. Со своими принадлежностями спешили они от одного дома к другому, обшивая и обувая казачьи семьи от мала до велика.
Глава семьи отправлялся на мельницу за мешком нулевки - специальной муки для Пасхи. Его бережно заносили в хату, развязывали, брали муку щепоткой и пробовали языком, решая надо ли добавить простой муки. Потом бабушка ставит опару и объявляет невесткам: «Завтра пасхи печем».
В Великую пятницу детвору отправляли на целый день из хаты, мужчины работали во дворе. В комнатах не было ни суеты, ни ссор, ни грубого слова. Так как «грех ругаться на Пасху. Хлеб поставили в печь!» С утра во всех уголках хаты пахло ванилью, сушеными фруктами, изюмом, вареньем.
Печь хорошо протапливали овечьими кизяками. Тогда только ставили сырое тесто в формочках и закрывали большой заслонкой. Все выходили из комнаты и только бабушка изредка заходила и заглядывала в печь.
Девчонки в это время готовили гоголь- моголь, чтобы украсить пасхи: размазывали его гусиным пером по верхушкам, а потом посыпали сверху крашеным пшеном. Когда пасхи были готовы, начинали готовить пироги, пирожки, красили яйца.
Вечером, когда семья в сборе бабушка поднимала марлю и всем демонстрировала пасхи, напоминающие купола церквей, румяные пирожки и пироги с плетенками посередине.
Все домашние кланялись хлебу, крестились благодарили Бога за щедрые дары. Затем поворачивались к святому углу и молились иконе Матери Божьей Кормилицы со снопом.
Во все предпасхальные дни у икон горела лампада, стояла плащаничка- эмалированный поднос, на котором была пророщенная пшеница, а в центре стояла свеча и три красных яичка.
Впереди были всенощная служба в церкви, освящение куличей, разговенье на рассвете, праздничное гулянье, катанье на тачанках. Богатые казаки развозили по станице угощение бедным семьям: хлеб, сало, окорок, яйца.
Завершалась Пасха Красной Горкой, или Проводами, через неделю после пасхального воскресенья. Это был "родительский день", поминовение усопших.Отношение к предкам - показатель нравственного состояния общества, людей, На Кубани к предкам всегда относились с глубоким почтением. В этот день всей станицей шли на кладбище, вязали на крестах платки и полотенца, устраивали поминальную тризну, раздавали "на помин" еду и сладости.
Казакам присущи щедрость, честность, бескорыстие, постоянство в дружбе, любовь к свободе, уважение к старшим, простота, гостеприимство.
Пасха - это и время общения живых и умерших. Для последних на стол во время разговления ставили пасочку, яйцо, специальный прибор, приглашали (по именам) к разговлению. В отдельных станицах на первый день Пасхи практиковалось посещение могилок, с "христосованьем" с умершими, катанием на могилке или закапыванием в неё пасхальных яиц. В других станицах наоборот соблюдался запрет на посещение кладбищ, т.к. считалось, что "родители в это время находятся дома", среди живых.
2.1.3 День ТроицыЭтот день называли Большим Праздником. Его всегда особенно ждали -пятидесятый день от Пасхи, время на грани весны и лета.
За день –два до Великого дня кто-нибудь из мужчин запрягал лошадь в дрожки и отправлялся за травой. Ехал чаще всего на 5кордон, реже на какую-нибудь поляну, где сохранились нераспаханная земля и разнотравье. Возвращался казак после полудня. У калитки или на завалинке у хаты его ждала детвора, которая, с удовольствием, рассядется на сене. Взрослые, подходя к дрожкам, выдергивают клок травы, нюхают и возвращают обратно.
Привезенную траву дома разбрасывали по полу ровным слоем, цветы-ромашку, цикорий, чабрец- связывали и прикрепляли к спинкам кроватей, а веточки вербы и цветущих вишен- на иконы или над входными дверьми.
Заканчивалась работа в доме- не спешили уходить. Собирались в горнице, рассаживались по полатям вдоль стен ,молча ожидая, как бабушка оценит их усердие. Бабушка, входя в комнату и крестясь, славила праздник Троицы, читала молитву и за ней все крестились, потом расходились по своим делам.
До праздника все, от мала до велика, старались побывать в бане, чтобы в церковь войти чистыми и пригожими.
После церковной службы возвращались домой, брали еду, домашнего вина и с детьми отправлялись в поле- хлеба смотреть. Мужчины спешили к посевам пшеницы, пробовали их упругость, терли в руках, жевали молочные зерна.
Женщины тем временем расстилали скатерти на траве, выставляли различные кушанья, квас, первую зелень.
Затем все садились кружком, и начиналась трапеза. Говорили об уборке урожая, о том, как придется убирать: своими силами или нанимать кого со стороны, какова плата за труд.
Вечером семья собирается ,но не домой ,а на кордон- любимое место отдыха казаков.
2.2 Вера в жизни казака.
Большим праздником для станичников были дни, когда из далекого известного монастыря привозили чудотворную икону. Ей устраивали пышную встречу. От вокзала до церкви с двух сторон выстраивалась вся станица. Когда икону проносили мимо ,то люди опускались на коленки, кланялись ей до земли, крестились. В церкви, где икону устанавливали для поклонения, не иссякал живой поток казаков.
Великим уважением окружали в станице тех, кто отправлялся в святые места,- паломников. В церкви торжественно оглашали их фамилии, служили в честь этого события молебен ,желали удачи и счастливого пути. Дорога к святым местам: Киево-Печерской Лавре, Новому Афону - была долгой, порой опасной, потому паломники чаще всего присоединялись к купеческим обозам или 6чумакам.
То, что паломники приносили по возвращении было самым ценным, дорогим подарком: нательные крестики, Евангелие, иконы и иконки.
Казачьи семьи радушно принимали паломников из далеких мест: через Кубань в Новороссийск проходил путь в Иерусалим. Их оставляли на ночлег, щедро угощали, жадно слушали рассказы о святых местах.
Каждая казачья семья считала долгом одну из дочерей в возрасте 12-13лет отправить на целый год к монашкам, которые жили недалеко от церкви. Казаки уважали их и преклонялись перед их праведной отшельнической жизнью. Именно христовым невестам казаки доверяли судьбу одной из дочерей. Девочка должна была во время пребывания в их доме учиться смирению, почтению к старшим, тихой любви к Богу. Ей полагалось ходить в церковь, участвовать в церковной службе, крепко запоминать слова, советы, пожелания как в мирской жизни претворять заповеди Всевышнего. Одновременно девочку учили свободно читать Библию ( а значит, предполагалось владение церковнославянским языком), разъясняли Евангелие. В самом начале девочку испытывали. Перевернутое сито укрывали 7кашемировым платком, а сверху клали Евангелие. При этом говорили : «Прочтешь до конца Евангелие ,то платок твой»,- и оставляли одну в комнате. А сами тем временем подглядывали: внимательно ли она читает. Затем следовала беседа по содержанию. И только после этого принималось окончательное решение: останется она у монашек или возвратиться домой.
Девочек, прошедших такое обучение, называли в станице воспитанницами монашек. Ими гордились родители, так как теперь был в доме человек придирчиво следивший за всем, что касалось глубины веры, правильного служения Богу; а в случае если в семье кто-то умирал- было кому его отпевать, соблюдая давние традиции предков.
Именно эти девочки и подсказывали выбор иконок- миниатюрных, со спичечный коробок изображений Иисуса Христа, Богоматери, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, ангелов-хранителей.
Маленькие иконки были очень распространены среди казаков. Ими пользовались постоянно. Отправляясь на ярмарку казак непременно возьмет с собой в нагрудный карман иконку с Николаем Святым; чтобы не было скандала в доме- поможет Гурий , Самон, Явив; чтобы дома все были здоровы- просили целителя Пантелеймона, собираясь на военную службу – обращались к Георгию Победоносцу.
2.3 Святой угол.
В любой станице не было хаты без святого угла. Если заходили гости, первым делом крестились возле икон. Возводить жилище начинали с восточной стороны , где впоследствии располагался 8домашний иконостас. За несколько дней до новоселья обязательно приглашали священника, чтобы тот осветил помещение. Заказывали специальный стол-угольник, где на накидке располагались книги: Библия, Евангелие, молитвенники. По давнему обычаю, когда подходил срок службы , отец с матерью снимали из святого угла икону: образ Сына Божьего Иисуса Христа или Николая Угодника и благословляли ею молодого воина. На шею вешали медальон с изображением Георгия Победоносца или зашивали в одежду маленькую иконку, чтобы та оберегала их сына от смерти, от вражеской пули.Молодые воины направлялись в церковь, где священник служил напутственный молебен.
Когда казак возвращался , в доме был настоящий праздник. Родители спешили переодеться в нарядную одежду, и выходили с иконой к калитке встречать его. Благодарили Бога за спасение сына, поздравляли возмужавшего воина с возвращением. Икону возвращали на прежнее место, а рядом с ней теперь висел казачий медальон.
Святой угол иногда называли и царским.(Вероятно, потому, что там хранились портреты царя и его семьи, а ,возможно, по названию иконы с изображением Иисуса Христа- Царь Славы).
Позже в этом углу появится красивая шкатулка с наградами и походной иконкой, побывавшей с казаком на службе. Походную иконку отца получал сын, отравляясь на службу.
Так святой угол простой казачьей хаты становился началом истории рода, семьи, где жизнь казака переплеталась с историей страны.
Заключение.
Православие играет большую роль в жизни кубанского казачества.
Следуя первой заповеди, казаки строго чтили свою веру, стараясь в различных ситуациях поступать в соответствии с христианскими нормами: все дела начинались с молитвы, оказывали помощь нуждающимся. Православие регламентировало ритм жизни казака. Будни чередовались с христианскими праздниками, в дни которых не работали. Весь жизненный круг человека, от рождения до смерти, был сопряжен с православием и его святынями: благословение иконой, обязательный молебен при уходе на службу и войну и т.п.
Календарь (праздники и обряды годового круга) имеет христианскую основу.
В каждой станице отмечались храмовые престольные праздники, посвященные покровителям станицы чье имя (название)церкви носила церковь. Как и молебен ,так и коллективный обед « в складчину» был составной частью этого праздника. На такие праздники съезжались жители из соседних станиц и хуторов.
Известно, что на Кубани церковные и войсковые праздники были связаны. А воинские казачьи подразделения имели своих покровителей –святых Например, покровителем 7-го конного полка считался Николай Чудотворец, а 6-го пешего (пластунского) батальона –святой Александр Невский.
Православие ,его нормы, моральные ценности составляли основу казачьего быта, во многом определяли характер и содержание культуры, проявляясь как в повседневной жизни, так и в праздниках, обрядах кубанских казаков.
Список использованной литературы:
1.Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества.-Краснодар,2003.
2.Бондарь Н.И. Святой угол..//Народное творчество.1998.№2.
3.Бондарь Н.И. , Жиганова С.А. Фольклор и этнография Кубани. Краснодар: издательство Традиция,2009
4.Маслов А.В.Кубанская старина. Жизнь и быт казаков. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования»,2008.
5.Матвеев О.В.Слово о кубанском казачестве.- Краснодар
Приложение
1. шаблыках - большая бочка, разрезанная пополам, предназначенная для купания.
2. наброзники - праздничные занавески для икон.
3. мажары- двуконная телега с бортами.
4. шарабаны- легкая двухколесная телега.
5. кордон- кордон, место, где находился сторожевой (пограничный )отряд.
6. чумакам- извозчики на волах, которые возили хлеб, рыбу и соль.
7. кашемировым платком-дорогой платок из тонкой шерсти.
8. домашний иконостас –место в святом углу казачьей хаты, где размещалось несколько икон.