Экологический КВН по теме «Жить в ладу с природой», посвящённый охране Донской природы и Дню защиты животных
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ им. Н,И,ФИЛОНЕНКО г.САЛЬСКА
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВН
Тема: «Жить в ладу с природой»,
посвящённый охране Донской природы и Дню защиты животных
Разработал:
Артюшина Наталья Николаевна,
методист дополнительного
образования МБУ ДО ДПШ
им.Н.И.Филоненко г. Сальска
2019 год
Возраст: 11-12 лет
Цель — экологическое воспитание учащихся.
Задачи:
1. Систематизировать и расширять имеющихся у детей знаний о флоре и фауне Донского края. 2. Формировать у детей созидательное отношение к окружающей природе. 3. Развивать наблюдательность, фантазию, творческие способности. 4. Учить детей беречь и любить родную природу.
Форма проведения: экологический КВН Материал и оборудование:
осенние листья (декоративные и настоящие для оформления);
силуэты птиц (для оформления);
костюм Лесовичка;
птичка из природного материала, набор природного материала для работы;
ножницы – 2 шт.;
подарки-сюрпризы ( 10 шт);
листы бумаги, фломастеры – 2 набора;
цветик — семицветик;
столы – 4 шт.; стулья – 10 шт.;
технологические карты – 2 шт.
Музыкальное оформление:
«Вальс цветов» П.И.Чайковского; музыка со звуками леса; музыка со звуками эмитирующими неопознанное животное.
Средства ТСО:
компьютер, медиопроектор, демонстрационный экран;
видеослайды.
Методы:
словесные;
практические;
наглядные;
игровые;
проблемно-поисковые;
метод моделирование и репродукции;
стимулирования и поощрения.
ХОД
I часть: Организационная часть
Зал оформлен осенними листьями, улетающими птицами (гуси). Звучит спокойная музыка с птичьими голосами. Педагог приглашает ребят зайти в аудиторию.
Педагог: - Ребята, я рада, что вы пришли сегодня на экологический КВН. А поздороваться с вами я хочу так, как здороваются настоящие друзья природы (все становятся в большой круг и вместе со словами выполняют движения - эмитации).
Нетрадиционная форма общение с детьми: «Здравствуй, солнце золотое»:
- Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй легкий ветерок,
Здравствуй, маленький цветок.
Здравствуй, друг или подруга –
Мы приветствуем друг друга!»
Педагог: - Теперь мы с вами друзья и я приглашаю вас прогуляться со мной по чудесному осеннему парку.
(демонстрация фото - слайдов с изображением картин осени через компьютер)
Парк очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною и сердце не болит,
Когда над головою ветвями он шумит.
- Вы обратили внимание на этот чудесный парк, с таким большим разнообразием деревьев, на газоны и клумбы, где деревья, кустарники, цветы благодарно кивают вам своими головками. Жители этого парка необычные. Они все говорят на человеческом языке. И ребята, которые здесь трудятся со своими педагогами, знают это. Ведь именно их труд делает этот парк ухоженным, любимым.
- А чтобы узнать все тайны нашего парка, я приглашаю вас, дорогие ребята на осенний Конкурс Веселых и Находчивых - сокращённо «КВН». Вы готовы? (все дети делятся на 2 команды с помощью осенних листьев 2-х видов)
II часть: ИГРОВАЯ
Педагог: - А чтобы наше увлекательное мероприятие началось, я воспользуюсь волшебным лепестком Цветика – семицветика, который растёт в нашем парке (отрывает и говорит слова — заклинание) А вы мне, ребята, помогите (учащиеся вместе с педагогом говорят слова и кружатся вокруг себя, закрыв глаза ладошками)
-Лети-лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли,
Быть по- моему вели!
Педагог: - Велю, чтобы вас встретил в парке настоящий лесной житель. ( ведущий одевает жилет, очки, шляпу и бородку и «превращается» в Лесовика) – А вот и я – старичок Лесовичок, а вас как звать – величать. Имя у вас есть? - Велю, чтобы ребята обеих команд придумали себе название, связанное с природой! (дети придумывают название команд)
1. Представление команд «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ»
Оценивание заданий: за каждый правильный ответ участники команд поднимают с пола осенний лист.
Лесовик: (в руках поделка — синичка из природного материала):
- Прилетела на ладонь ко мне маленькая птичка,
Птичка — невеличка.
Жалуется, на то, что птиц в парке нашем стало мало, редко они поют. (отрывает третий лепесток с Цветика — семицветика) Отрываем второй лепесток ( отрывает ребенок, говорят слова) Желаем, чтобы в нашем парке птицы запели на разные голоса.
2 . Конкурс «ЮНЫЕ ОРНИТОЛОГИ»
В конкурсе участвуют по 2 чел. от команды. За 5 мин. они изготавливают из природного материала птицу и озвучивают ее (дают название и показывают, как она кричит) Для изготовления птицы из природного материала детям предлагается «Технологическая карта» (каждой группе)
После индивидуальной работы с детьми идет представление поделок — птиц и их озвучивание.
Лесовик: - Какую птицу вы сделали. А теперь покажите её голос, как она кричит (поёт)? Чем питается ваша птица? Какую пользу парку будет приносить?
Лесовик: - В моём парке много разных птиц.иИнтересно, а вы догадаетесь по их голосам, как они называются? Я приглашаю вас на «Звонкоголосый блиц».
Используется запись с голосами птиц и фотографиями на экране. Участники прослушивают и записывают свои ответы на листах.
1.Зимующая или перелётная птица
Кто это? ( ) Голос № _1___ | 2.Зимующая или перелётная птица Кто это? ( ) Голос № ___2__ |
3.Зимующая или перелётная птица Кто это? ( ) Голос № ___3__ | 4.Зимующая или перелётная птица Кто это? ( ) Голос № __4___ |
5.Зимующая или перелётная птица Кто это? ( ) Голос № ___5__ | 6.Зимующая или перелётная птица Кто это? ( ) Голос № _6___ |
Ответы:
1.воробей 2.жаворонок 3.серая ворона 4. фазан 5.белая трясогузка 6.кукушка
Проверка выполненного задания.
Лесовик: - Пока наши юные орнитологи занимаются разведением птиц, остальным ребятам в команде я предлагаю стать защитниками нашего парка и леса — лесничими. Вы — хозяева парка, а значит, окинув свои владения придирчивым глазом, вы обязательно расставите здесь охранные и запрещающие знаки, защищающие права животных.
- Итак, отрываем третий лепесток от заветного цветка (ребенок отрывает). Даю волю вашей фантазии и здравому уму.
3. Конкурс ПРИРОДООХРАННЫХ ЗНАКОВ. (участвует по 3 чел от команды, рисуют по 1 знаку. (Детям предлагаются тексты заданий. Защита знаков проводится после викторины) Время на практическую работу – 5 мин.
Тексты заданий к конкурсу
«Природоохранные знаки»
Найди правильный выход из ситуации и нарисуй природоохранный знак 9 по 2 знака на команду)
А/ Вы семьей выехали отдыхать на природу и в траве нашли птичье гнездо с яйцами. Будете ли вы из интереса брать их в руки или домой?
Б/ Какой чудесный перочинный ножичек тебе подарили на день рождения, так и хочется им что-нибудь вырезать на память. Вот здорово, во дворе растер большое дерево, у него такой толстый ствол…
В/ Гуляя в парке ( или в лесной зоне), ты не заметил, как наступил на муравейник, выстроенный рыжими муравьями. Несколько муравьев тебя укусили. Возьмешь ли ты в руки палку и разворошишь муравейник, чтобы отомстить?
Г/ Ваша собака на прогулке с вами нашла по запаху гнездо птицы с птенцами. Громким лаем она оповестила вас о таком событии. Ваши действия?
Как долго ты ждала летние каникулы, чтобы, наконец-то, отправиться семьей за город на природу. А цветов на лугу видимо-невидимо. Решила:
- Сейчас нарву цветов и сплету венок, да еще и бабушке букетик отвезу. Вот обрадуется!...
Найди правильный выход из ситуации и нарисуй природоохранный знак
Сколько насекомых летает на лугу, а какие красивые бабочки! Жалко, сачок дома забыла, наловить бы побольше!..
Подводятся итоги двух предыдущих практических конкурсов.
Лесовик: - Действительно, сколько загадок скрывает парк, сразу и не разгадать. Но мы все-таки попробуем, правда, ребята? Сейчас я покажу вам карточки, где написаны слова, а вы должны изменить одну букву так, чтобы получилось название дерева, которое растет в нашем парке. (ребенок отрывает четвёртый лепесток с цветка)
4. Загадки – ПРЕВРАЩЕНИЯ (дети отгадывают слово и находят соответствующую картинку – изображение)
зуб — ДУБ, клин — КЛЕН, тур — ТУЯ, слава — СЛИВА, кадр — КЕДР,
лупа — ЛИПА, осень — ЯСЕНЬ, Ольга — ОЛЬХА, кафтан — КАШТАН.
Лесовик: - Вы только оглянитесь вокруг, прислушайтесь к звукам окружающей природы. Степной воздух наполнен птичьими голосами, а из травы выглядывает знакомая мордочка удивительного животного. Впрочем, какого именно, я называть не стану, а предложу вам ребята, как знатокам фауны родного края – самим правильно назвать, а поэтому отрываем пятый лепесток волшебного цветка.
5. Зоовикторина «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
(слайдовая презентация – прилагается)
ёж – сурок-медведь
верблюд-аист-лиса
кабан-заяц русак –рысь
волк - ящерица –колонок
пума – дикие мустанги-прудовик
гадюка – енот-осёл
полевка – дикий кот – косуля
сокол – игуана – белка
лягушка-сова-тюлень
нутрия-глухарь-бобёр
Команды по очереди дают ответы и поясняют, какое место является зоной обитания для исключённых из троек животных.
Лесовик (берёт в руки резиновую змейку): - Выползла из травы змейка и шепнула мне на ухо, что задание мудрёное для вас приготовила – чайнворд называется, тема которого «Животный и растительный мир Ростовской области». Что ж, проверим, чья змейка окажется длиннее, а чтобы команды работали дружно, слаженно и дали много правильных ответов, я отрываю шестой чудесный лепесток.
(командам выдаётся 2 чайнворда, учащиеся соревнуются на скорость - время разгадывания чайнвордов 3-4 мин.)
6. Чайнворд «Животный и растительный мир Ростовской области»
Вопросы:
1.Самая крупная птица степей, занесённая в Красную книгу (ДРОФА)
2.Карантинный сорняк ( АМБРОЗИЯ)
3.Пресмыкающееся (ЯЩЕРИЦА)
4.Рыба, акклиматизированная в водах донских рек (АМУР)
5.Ответвление от главного русла реки в её устье (РУКАВ)
6. Хищное животное (ВОЛК)
7.Возрождённое в Ростовской области животное (КАБАН)
8.Водоплавающая птица (НЫРОК)
9. Домашний заяц (КРОЛИК)
10.Птица из семейства куриных (КУРОПАТКА)
11.Сорт яблок (АНТОНОВКА)
12.Крупная птица, приносящая в дом новость о рождении ребёнка (АИСТ)
13.Насекомое, выделяющее на листья деревьев липкое вещество (ТЛЯ)
14.Хищная птица (ЯСТРЕБ)
15.Строитель платин (БОБЁР)
Подведение итогов разгадывания чайнворда.
Музыкальная заставка (фонограмма): крик неопознанного животного.
Лесовик: - Вы слышите, в нашем парке появилось неопознанное животное. А, значит, я смело отрываю последний лепесток (седьмой) у Цветика — семицветика (все проговаривают слова). Вы слышали голос (крик) животного, раньше я его никогда не слышал, а поэтому предлагаю вам сейчас изобразить это животное. Придумайте его сами, сделайте живую скульптуру. Каждый из вас должен на время стать живой частью этого организма. И не забудьте придумать ему название. Какой образ жизни он ведет (травоядное или хищное, полезное или вредное для окружающей природы и какую пользу будет приносить нашему парку). Включите ФАНТАЗИЮ. ( на задание дается 3 мин.)
Детям предлагается готовый «Алгоритм построения животного»
7. Творческое задание «НЕОПОЗНАННОЕ ЖИВОТНОЕ »
Представление животных. Оценка творческой фантазии.
Лесовик: - Листья, собранные в парке, вы можете взять с собой и сделать из них осенний букет – композицию, а можете оставить на земле, как красивый осенний ковер.
Лесовик (под музыку «Вальс цветов» П.И.Чайковского).
- Слышите эту чудную музыку. В нашем парке сегодня настоящий осенний карнавал. И чтобы передать всю красоту и настроение Осени, я предлагаю взять в руки ленты и станцевать осеннюю импровизацию (Лесовик танцует вместе с детьми).
Танец — фантазия «ВАЛЬС ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ» (дается 1-2 мин. времени на обдумывание танцевальной импровизации)
Подведение итогов КВН, награждение призами-сюрпризами.
Лесовик: - Ребята, сегодня нет победивших и нет проигравших, потому что победило ваше доброе сердце, с которым вы относитесь к родной природе. Чтобы охранять природу, нужно ее знать и жить с ней в ладу. А вы сегодня смогли показать эти знания и доброе отношение.
( обращает внимание на горку листьев в углу зала)
- Кто это там пошевелился под горкой осенних листьев? (подходит с ребятами, смотрит) Да это же зайчики - листопаднички, рождённые осенью. В природе этих зайчиков забирать нельзя, где-то недалеко их мать, она о них заботиться. Но у нас с вами сегодня КВН и наши зайчики не настоящие, а выполненные их природного материала моими помощниками, ребятами из детского объединения «Природа и фантазия». Аккуратно берите подарки-сюрпризы и берегите их, потому как мы с вами всегда должны жить в ладу с природой.
( раздает поделки – сюрпризы, прощается с детьми)
ТБ: Педагог предлагает детям вымыть руки после прогулки по парку.
Заключительный организационный момент занятия: прощание и проводы детей.